Проблематика и жанровая эволюция прозы 1920-х годов
ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
1. Новокрестьянская поэзия: границы понятия, время возникновения, основные представители, особенности мировоззрения, идеологические воззрения и отношение к революции, судьба течения в 1920-1930 годы.
2. Есенин Истоки мировоззрения поэта. «Ключи Марии» как теоретический комментарий к поэзии. Понятие «органического образа».
3. Периодизация творчества поэта. Ранняя лирика (кн. «Радуница», «Голубень»).
а) Особенности мироощущения лирического героя, его пространственные координаты.
б) Природный мир. Анималистические образы, их значение.
в) «Древесные» мотивы, «крестьянский космос» («В хате»).
г) Православные и языческие образы.
д) Есенин и символизм. (Мотив двоемирия).
4. Необиблейский миф о русской революции в «маленьких поэмах» 1916—1919 годов.
а) Модель Третьего Завета в контексте религиозной мысли России. «Инония» Есенина.
б) Христианские мотивы в поэмах. Россия – Новый Назарет. Метафизика мужика. Концепция Христа. («Преображение», «Иорданская голубица»).
4. Драматизм исторического самоопределения поэта в 20-е годы.
а) Коллизия природы и цивилизации в стихах рубежа 20-х годов («Я последний поэт деревни», «Мир таинственный, мир мой древний», «Сорокоуст»). Эсхатологические мотивы.
б) Постреволюционная Россия в драматической поэме «Страна негодяев».
в) Драма «несуществования» в «Письмах на Родину».
г) Мотив двойничества: от «Москвы кабацкой» к «Черному человеку».
5. Философские мотивы в поздней лирике поэта. Тема жизни и смерти.
Тема подведения итогов. Эволюция сознания лирического героя: мотив увядания, преобладание «осенних» и «зимних» образов, изменение цветовой гаммы.
6. С. Есенин и новокрестьянская поэзия. Особенности мировоззрения и эстетики Н. Клюева. Национальный космос в цикле «Избяные песни» (образы-архетипы, основные мотивы); природа и цивилизация в цикле «Земля и железо».
Литература.
Есенин С. Лирика (по программе). Ключи Марии. Страна негодяев. Черный человек.
История русской литературы ХХ века (20 - 50-е годы). М., 2006. Раздел о новокрестьянской поэзии (с. 420 – 438).
Солнцева Н. М. Новокрестьянские поэты и прозаики: Н. Клюев, С. Есенин // Русская литература рубежа веков (1810 —начало 1920-х). М., 2001. Кн. 2.
Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920 – 1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001 (глава о Есенине).
Марченко А. Поэтический мир С. Есенина. М., 1989.
Бельская А. Песенное слово. М., 1990.
Михайлов А.И. Новая крестьянская поэзия. М., 2002.
Практическое занятие № 2
ПРОБЛЕМАТИКА И ЖАНРОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЗЫ 1920-х ГОДОВ
1. «Конармия»И. Бабеля и«Донские рассказы» М. Шолохова как явление ранней прозы 20-х годов.
а) Покажите жанровое и стилевое своеобразие прозы первой половины 1920-х годов в рассказах И. Бабеля и М. Шолохова, выделив черты поэтики «орнаментальной» прозы: фрагментарность и циклизация, особенности конфликта, изменение «языковой стихии», натурализм и физиологизм в изображении человека.
б) Как решается проблема насилия и милосердия в «Донских рассказах» М. Шолохова? Как соотносятся автор (повествователь) и герой в них?
в) Проблема насилия и милосердия в «Конармии» Бабеля. Изображение мира конармейцев и людей старой культуры (Гедали, Рабби, пан Аполек). Лютов и его место среди тех и других. Авторская позиция в цикле.
2. Проза середины 20-х годов. Роман К. Федина «Города и годы».
а) Покажите жанрово-стилевую эволюцию прозы: развитая фабульность, новеллистичность и авантюрность сюжета, аналитизм и рационализм в построении романа, возвращение к классической традиции и модернистскую поэтику (экспрессионизм). Сохраняются ли в романе черты «орнаментальной» прозы (разрушение сюжетной целостности, фрагментарность повествования, стилевая многоплановость и др.)?
б) Проблематика романа. Изображение человека под влиянием «силового поля истории». Проблема самоопределения личности в новой социально-исторической реальности.
в) Интеллигенция и революция в романе: новые идеалы и традиционные гуманистические ценности. Герои-идеологи в романе: общечеловеческие представления Андрея Старцова и «новый» человек Курт Ван.
г) Сложность и многосоставность внутреннего мира героя-интеллигента. Принципы психологического анализа (дневник, внутренние монологи, сон, письма). Драма невостребованности героя, проблема вины и ответственности за самоопределение.
д) Значение побочных сюжетных линий для раскрытия концепции романа: Любовные треугольники Андрей – Мари – фон Шенау и Андрей – Рита – Голосов. Роль эпических глав: история мордовского народа и судьба Федора Лепендина.
е) Смысл структуры романа: кольцевая композиция, обширные «немецкие» главы, эпиграфы, образы – лейтмотивы.
3. Проза второй половины 1920-х годов. Роман Ю. Олеши «Зависть».
а) Усложнение жанровой структуры романа: гротескно-ироническая модель мира, «лиризация» повествования, эксцентричность сюжета, персонажи как персонификация тенденций времени, развитый психологизм.
б) Новый строй и проблема ценностных характеристик человека. Главные герои как воплощение противоположных начал эпохи: пара «отцов» (Иван и Андрей Бабичевы) и пара «детей» как их духовных наследников (Володя Макаров и Николай Кавалеров).
в) Мировоззрение, философия и род занятий героев – антиподов. Прагматические идеалы нового мира (Андрей Бабичев, Володя Макаров). Защита традиционных ценностей («Заговор чувств») Ивана Бабичева.
г) Николай Кавалеров как носитель поэтического мировосприятия и как воспринимающее сознание. Противоречие между планом жизни героя и процессом мышления персонажа. «Эстетизм» и проблема этики. Кавалеров и другие.
д) Мотивы юности и старости, отцов и тетей, домашнего очага и семьи, романтических и машинных идеалов, «четвертака» и домашнего очага. Зеркальная поэтика романа. Особенности структуры повествования.
е) Функции мотивов и сюжетов мировой культуры (проповедника, идущего на Голгофу, короля и шута, плута, комедианта, Герострата, легенда о Каине и Авеле и др.): смена действующих лиц на арене культурно-исторических формаций.
4. Малая проза второй пол. 1920-х годов: реалистические тенденции (И. Катаев «Сердце». А. Толстой «Гадюка»). Что сближает рассказы И. Катаева и А. Толстого с романом Олеши «Зависть»?
Литература:
Бабель И. Конармия. (Мой первый гусь, Письмо, Смерть Долгушова, Переход через Збруч, Гедали, Пан Аполек, Прищепа, Жизнеописание Павличенко, Аргамак, Песня, Кладбище в Козине, Эскадронный Трунов).
Шолохов М. Донские рассказы (Родинка. Продкомиссар. Шибалково семя).
Федин К. Города и годы.
Олеша Ю. Зависть.
Толстой А. Гадюка*.
И. Катаев Сердце.*
История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006. С. 173 – 180 (Олеша); 274 – 282 (Федин).
Голубков М. М. Русская литература ХХ века: После раскола: Учебное пособие. М., 2002. Разделы: 111. «Социалистический реализм» («Кризис реализма»), 1У. «Модернизм» («Экспрессионистические тенденции»).
Беликов А. Гибель и сдача советского интеллигента. Юрий Олеша. М„ 1997. С. 5—249.
Практическое занятие № 3
РОМАН-ЭПОПЕЯ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
1. Цикл «Донские рассказы» («Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Чужая кровь»). Коллизия общечеловеческих ценностей («родной крови») и новых социальных идеалов.
11. Роман-эпопея «Тихий Дон».
1. Понятие эпопеи. Основные черты жанра. (По кн. Беглова В.А.).
2. Эпическая полнота и многогранность изображения национального бытия (история семей Мелеховых, Астаховых. Кошевых и др.).
а) Основы жизни казачества: родственные и дружеские связи в хуторе, быт и нравы, нравственные идеалы, обычаи, идея «соборного» существования.
б) Связь героев с миром природы. Природное в человеке. (Ермолаев Г.).
в) Образ Тихого Дона. Единство национального мира. Роль «песенных» эпиграфов. Характер повествования и авторский голос в романе.
г) Женские образы как конкретно-исторические национальные характеры.
3. Исторический план романа: художественная концепция революции и гражданской войны.
а) Документальная основа реалистического романа и вымысел: назовите реальных исторических лиц и вымышленных персонажей в романе; каким образом присутствует историческая конкретика в романе, как используется фактографическая основа событий (документы и их виды).
б) Противоречивость и конфликтность народного бытия. Неизбежность революционных преобразований: социально-исторические конфликты в романе. Изображение белого движения и большевиков.
в) Особый аспект в изображении трагедии гражданской войны: «сын на отца, брат на брата» (покажите на примерах).
г) В чем трагедия гражданской войны в концепции Шолохова (III и IV тома). Судьба эпического единства нации в историческом развитии. Идея несокрушимости жизни.
4. Духовные искания Григория Мелехова (Мусатов, Тамарченко, Лавров).
а) Григорий Мелехов как национальный (эпический) герой. Полнота человеческой личности (1 том).
б) Пробуждение самосознания личности в эпоху исторического слома (изменение роли Григория Мелехова в структуре романа от 1-й к 4-й книге).
в) Причины и сущность трагедии Григория Мелехова. Проблема общечеловеческой правды и исторической необходимости.
г) Споры о романе в 30-е годы. «Шолоховский вопрос» в свете современных исследований (Кузнецов Ф.).
Литература:
Беглов В.А. Эпопея в русской литературе.М.: МГУ, 2005.
Ермолаев Г. С. Мих. Шолохов и его творчество. СПб., 2000. Гл. 2.
Семенова С. Мир прозы Мих. Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 5 – 169.
Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (совет. период). М., 2001. С. 78—86.
Дополнительно:
Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. 1995. № 5. С. 194 – 200.
Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне» // Новый мир. 1990. № 6.
Кузнецов Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М.: ИМЛИ РАН, 2005.
Чалмаев В.А. Шолохов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2004.
Хабин В. Н. М. А. Шолохов // Очерки истории русской литературы XX века. М., 1995. Вып. 1. С. 34—88.
Практическое занятие № 4