Проблематика и жанровая эволюция прозы 1920-х годов

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

1. Новокрестьянская поэзия: границы понятия, время возникновения, основные представители, особенности мировоззрения, идеологические воззрения и отношение к революции, судьба течения в 1920-1930 годы.

2. Есенин Истоки мировоззрения поэта. «Ключи Марии» как тео­ретический комментарий к поэзии. Понятие «органическо­го образа».

3. Периодизация творчества поэта. Ранняя лирика (кн. «Радуница», «Голубень»).

а) Особенности мироощущения лирического героя, его пространственные координаты.

б) Природный мир. Анималистические образы, их зна­чение.

в) «Древесные» мотивы, «крестьянский космос» («В ха­те»).

г) Православные и языческие образы.

д) Есенин и символизм. (Мотив двоемирия).

4. Необиблейский миф о русской революции в «малень­ких поэмах» 1916—1919 годов.

а) Модель Третьего Завета в контексте религиозной мыс­ли России. «Инония» Есенина.

б) Христианские мотивы в поэмах. Россия – Новый На­зарет. Метафизика мужика. Концепция Христа. («Преобра­жение», «Иорданская голубица»).

4. Драматизм исторического самоопределения поэта в 20-е годы.

а) Коллизия природы и цивилизации в стихах рубежа 20-х годов («Я последний поэт деревни», «Мир таинствен­ный, мир мой древний», «Сорокоуст»). Эсхатологические мотивы.

б) Постреволюционная Россия в драматической поэме «Страна негодяев».

в) Драма «несуществования» в «Письмах на Родину».

г) Мотив двойничества: от «Москвы кабацкой» к «Чер­ному человеку».

5. Философские мотивы в поздней лирике поэта. Тема жизни и смерти.

Тема подведения итогов. Эволюция сознания лирическо­го героя: мотив увядания, преобладание «осенних» и «зим­них» образов, изменение цветовой гаммы.

6. С. Есенин и новокрестьянская поэзия. Особенности мировоззрения и эстетики Н. Клюева. Национальный космос в цикле «Избяные песни» (образы-архетипы, основные мотивы); природа и цивилизация в цикле «Земля и железо».

Литература.

Есенин С. Лирика (по программе). Ключи Марии. Стра­на негодяев. Черный человек.

История русской литературы ХХ века (20 - 50-е годы). М., 2006. Раздел о новокрестьянской поэзии (с. 420 – 438).

Солнцева Н. М. Новокрестьянские поэты и прозаики: Н. Клюев, С. Есенин // Русская литература рубежа веков (1810 —начало 1920-х). М., 2001. Кн. 2.

Семенова С.Г. Русская поэзия и проза 1920 – 1930-х годов. Поэтика – Видение мира – Философия. М., 2001 (глава о Есенине).

Марченко А. Поэтический мир С. Есенина. М., 1989.

Бельская А. Песенное слово. М., 1990.

Михайлов А.И. Новая крестьянская поэзия. М., 2002.

Практическое занятие № 2

ПРОБЛЕМАТИКА И ЖАНРОВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОЗЫ 1920-х ГОДОВ

1. «Конармия»И. Бабеля и«Донские рассказы» М. Шолохова как явление ранней прозы 20-х годов.

а) Покажите жанровое и стилевое своеобразие прозы первой половины 1920-х годов в рассказах И. Бабеля и М. Шолохова, выделив черты поэтики «орнаментальной» прозы: фрагментарность и циклизация, особенности конфликта, изменение «языковой стихии», натурализм и физиологизм в изображении человека.

б) Как решается проблема насилия и милосердия в «Донских рассказах» М. Шолохова? Как соотносятся автор (повествователь) и герой в них?

в) Проблема насилия и милосердия в «Конармии» Бабеля. Изображение мира конар­мейцев и людей старой культуры (Гедали, Рабби, пан Аполек). Лютов и его место среди тех и других. Авторская по­зиция в цикле.

2. Проза середины 20-х годов. Роман К. Федина «Города и годы».

а) Покажите жанрово-стилевую эволюцию прозы: развитая фабульность, новеллистичность и авантюрность сюжета, аналитизм и ра­ционализм в построении романа, возвращение к классиче­ской традиции и модернистскую поэтику (экспрессионизм). Сохраняются ли в романе черты «орнаментальной» прозы (разрушение сюжетной це­лостности, фрагментарность повествования, стилевая многоплановость и др.)?

б) Проблематика романа. Изображение человека под влиянием «силового поля истории». Проблема самоопределения личности в новой со­циально-исторической реальности.

в) Интеллигенция и революция в романе: новые идеалы и традиционные гуманистические ценности. Герои-идеологи в романе: общечеловеческие представления Андрея Старцова и «новый» человек Курт Ван.

г) Сложность и многосоставность внутреннего мира ге­роя-интеллигента. Принципы психологического анализа (дневник, внутренние монологи, сон, письма). Драма невостребованности героя, проблема вины и ответственности за самоопределение.

д) Значение побочных сюжетных линий для раскрытия концепции романа: Любовные треугольники Андрей – Ма­ри – фон Шенау и Андрей – Рита – Голосов. Роль эпических глав: история мордовского народа и судьба Федора Лепендина.

е) Смысл структуры романа: кольцевая композиция, об­ширные «немецкие» главы, эпиграфы, образы – лейтмотивы.

3. Проза второй половины 1920-х годов. Роман Ю. Олеши «Зависть».

а) Усложнение жанровой структуры романа: гротескно-ироническая модель мира, «лиризация» повествования, эксцентричность сюжета, персонажи как персонификация тен­денций времени, развитый психологизм.

б) Новый строй и проблема ценностных характеристик человека. Главные герои как воплощение противоположных начал эпохи: пара «отцов» (Иван и Андрей Бабичевы) и па­ра «детей» как их духовных наследников (Володя Макаров и Николай Кавалеров).

в) Мировоззрение, философия и род занятий героев – ан­типодов. Прагматические идеалы нового мира (Андрей Ба­бичев, Володя Макаров). Защита традиционных ценностей («Заговор чувств») Ивана Бабичева.

г) Николай Кавалеров как носитель поэтического миро­восприятия и как воспринимающее сознание. Противоречие между планом жизни героя и процессом мышления персо­нажа. «Эстетизм» и проблема этики. Кавалеров и другие.

д) Мотивы юности и старости, отцов и тетей, домашнего очага и семьи, романтических и машинных идеалов, «чет­вертака» и домашнего очага. Зеркальная поэтика романа. Особенности структуры повествования.

е) Функции мотивов и сюжетов мировой культуры (про­поведника, идущего на Голгофу, короля и шута, плута, комедианта, Герострата, легенда о Каине и Авеле и др.): сме­на действующих лиц на арене культурно-исторических фор­маций.

4. Малая проза второй пол. 1920-х годов: реалистические тенденции (И. Катаев «Сердце». А. Толстой «Гадюка»). Что сближает рассказы И. Катаева и А. Толстого с романом Олеши «Зависть»?

Литература:

Бабель И. Конармия. (Мой первый гусь, Письмо, Смерть Долгушова, Переход через Збруч, Гедали, Пан Аполек, При­щепа, Жизнеописание Павличенко, Аргамак, Песня, Клад­бище в Козине, Эскадронный Трунов).

Шолохов М. Донские рассказы (Родинка. Продкомиссар. Шибалково семя).

Федин К. Города и годы.

Олеша Ю. Зависть.

Толстой А. Гадюка*.

И. Катаев Сердце.*

История русской литературы ХХ века (20 – 50-е годы): Литературный процесс. Учебное пособие. М.: МГУ, 2006. С. 173 – 180 (Олеша); 274 – 282 (Федин).

Голубков М. М. Русская литература ХХ века: После раскола: Учебное пособие. М., 2002. Разделы: 111. «Социалистический реализм» («Кризис реализма»), 1У. «Модернизм» («Экспрессионистические тенденции»).

Беликов А. Гибель и сдача советского интеллигента. Юрий Олеша. М„ 1997. С. 5—249.

Практическое занятие № 3

РОМАН-ЭПОПЕЯ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

1. Цикл «Донские рассказы» («Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя», «Чу­жая кровь»). Коллизия общечеловеческих ценностей («родной крови») и новых социальных идеалов.

11. Роман-эпопея «Тихий Дон».

1. Понятие эпопеи. Основные черты жанра. (По кн. Беглова В.А.).

2. Эпическая полнота и многогранность изоб­ражения национального бытия (история семей Мелехо­вых, Астаховых. Кошевых и др.).

а) Основы жизни казачества: родственные и дружеские связи в хуторе, быт и нравы, нравственные идеалы, обычаи, идея «соборного» существования.

б) Связь героев с миром природы. Природное в человеке. (Ермолаев Г.).

в) Образ Тихого Дона. Единство национального мира. Роль «песенных» эпиграфов. Характер повествования и авторский голос в романе.

г) Женские образы как конкретно-исторические национальные характеры.

3. Исторический план романа: художественная концеп­ция революции и гражданской войны.

а) Документальная ос­нова реалистического романа и вымысел: назовите реальных исторических лиц и вымышленных персонажей в романе; каким образом присутствует историческая конкретика в романе, как используется фактографическая основа событий (документы и их виды).

б) Противоречивость и конфликтность народного бытия. Неизбежность революционных преобразований: социально-исторические конфликты в романе. Изображение белого движения и большевиков.

в) Особый аспект в изображении трагедии гражданской войны: «сын на отца, брат на брата» (покажите на примерах).

г) В чем трагедия гражданской войны в концепции Шолохова (III и IV тома). Судьба эпического единства нации в историческом раз­витии. Идея несокрушимости жизни.

4. Духовные искания Григория Мелехова (Мусатов, Тамарченко, Лавров).

а) Григорий Мелехов как национальный (эпический) герой. Полнота человеческой личности (1 том).

б) Пробуждение са­мосознания личности в эпоху исторического слома (изменение роли Григория Мелехова в структуре романа от 1-й к 4-й книге).

в) Причины и сущность трагедии Григория Мелехова. Проблема общечеловеческой правды и исторической необходи­мости.

г) Споры о романе в 30-е годы. «Шолоховский вопрос» в свете современных исследований (Кузнецов Ф.).

Литература:

Беглов В.А. Эпопея в русской литературе.М.: МГУ, 2005.

Ермолаев Г. С. Мих. Шолохов и его творчество. СПб., 2000. Гл. 2.

Семенова С. Мир прозы Мих. Шолохова. От поэтики к миропониманию. М., 2005. С. 5 – 169.

Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (совет. период). М., 2001. С. 78—86.

Дополнительно:

Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. 1995. № 5. С. 194 – 200.

Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне» // Новый мир. 1990. № 6.

Кузнецов Ф. «Тихий Дон»: судьба и правда великого романа. М.: ИМЛИ РАН, 2005.

Чалмаев В.А. Шолохов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2004.

Хабин В. Н. М. А. Шолохов // Очерки истории русской литературы XX века. М., 1995. Вып. 1. С. 34—88.

Практическое занятие № 4

Наши рекомендации