Б. Пример непринужденной постановки фигуры
Непринужденные постановки чаще встречаются в жанровых картинах, где нет нужды в портретной постановке фигуры, ибо устремление фотографа направлено на то, чтобы застать человека врасплох.
Бесспорно, что при фотографировании в рост следует в основном придерживаться непринужденных постановок, что вовсе не означает полного отказа и от принужденных.
Позы в композициях в полный рост делятся также на две группы – симметричные и асимметричные. В изобразительном искусстве симметричные позы, когда обе ноги являются опорными, а сила тяжести масс частей тела распределяется между ними равномерно, встречаются редко, а в художественной фотографии еще реже.
В асимметричных позах стоя выразительность фигуры, изящество ее отдельных форм обретает эстетическое значение, предопределяет красоту человека.
В положении стоя с опорой на одну ногу значительная тяжесть тела ложится на опорную разогнутую ногу. Выполняя компенсаторную функцию, регулируя перемещение силы тяжести тела, эта нога незначительно отклонена в сторону. Неопорная нога слегка согнута в колене, в ее сторону наклонен таз. Это в свою очередь вызывает изгиб позвоночника в направлении опорной ноги, при этом туловище выпрямляется и сила тяжести падает на опорную ногу. Поворот и наклон шеи и головы в этой позиции не влияет на равновесие тела, а потому голова может быть наклонена и повернута, как того пожелает фотограф.
Изгиб позвоночника вызывает уменьшение длины туловища на стороне опорной ноги. Такое асимметричное положение тела, когда длина туловища по неопорной ноге больше, чем по опорной, встречается на многих античных статуях, в изваяниях более поздних эпох и в скульптурах наших дней и известно под названием "прихрамывания" (рис. 15 а). В композициях, когда продольная ось туловища наклонена в противоположную сторону, т. е. в сторону неопорной ноги, поза именуется "противоположной" (рис. 15 б).
а
б
15. Примеры классической постановки фигуры: а – поза "прихрамывание"; б – "противоположная"
Обе позы – "прихрамывания" и "противоположная" – являются классическим образцом постановки портрета в рост. Степень поворота и прогиба отдельных элементов фигуры создает множество вариантов и представляет собой источник композиционных решений.
Портретирование в полный рост может быть произведено как в положении модели стоя, так и в положении сидя. В последнем случае благодаря дополнительным точкам опоры поза обретает большую стабильность. В этом случае фотограф руководствуется рядом соображений: возрастом модели, пропорциональностью отдельных форм фигуры, общим замыслом. В подобном варианте руки могут играть роль дополнительных точек опоры, определять сторону поворота головы и красоту проекции плеч. Скульптурный портрет А. С. Пушкина (рис. 16) представляет собой пример интересной композиции портрета человека в полный рост в положении сидя. Уместно вновь указать на то, что разнообразие в положении всех парных форм фигуры человека приводит к большей выразительности портрета.