Vi. активизация развернутой речи 1 страница

Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru Для совершенствования навыков правильной речи проводятся игры, где дети должны пользоваться полными распространен­ными предложениями.

В начале игры логопед дает образец высказываний в виде развернутых предложений. Речь логопеда должна быть четкой, с логическим ударением, с выдержанными паузами, в естествен­ном темпе. Логопед напоминает детям о необходимости слитного произношения слов в смысловых отрезках («Слова идут не отрываясь одно от другого, тянутся, как по ниточке»). Это поможет избежать появления запинок у детей.

Дети учатся строить свои высказывания, употребляя полные распространенные предложения. Сначала они опираются на наглядный материал, а затем в процессе специальных игр переходят к речи по собственным представлениям.

Некоторое время по привычке дошкольники могут пользо ваться неполными, даже однословными фразами. В таких случаях им необходимо напоминать об изменившихся условиях игры («Мы с вами уже в другой сказочной стране — в Стране полных ответов»).

В конце игры следует выделить тех, кто наиболее правильно выполнял условия игры.

* __!_;__«Приглашениев Страну полных^ответов».Оборудова-н ие! ВзроТЖге" "готовят" вместе" с""?цетьми""б(5л'ьТ11ой конверт, в который будет вложено письмо и золотой ключик; волшебную дверцу из картона; куклу Буратино, набор открыток к сказке А. Н. Толстого «Приключения Буратино».

Ход игры.

Во время логопедического занятия в условленный момент кто-то тихо стучит в дверь. (Логопед заранее договаривается с кем-либо из взрослых.)

Логопед (заинтересованно прислушивается). Что это?

Дети. Стучат! (Дежурный направляется к двери.)

Дежурный (открывая дверь). Войдите!

За дверью слышится: «Получите письмо!» Дежурный берет письмо, благодарит и приносит его логопеду.

Дежурный. Пожалуйста.

Логопед. Интересно, что нам пишут? (Вскрывает конверт

Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru и читает.) «Дорогие ребята! Приглашаю вас в Страну полных ответов. Буратино».

Закончилось наше путешествие по Стране кратких ответов. Теперь мы отправляемся в страну, где все говорят подробно, длинными предложениями, четко, спокойно. (После паузы.)

А теперь игра другая: Мы подробно отвечаем. Никогда мы не спешим И красиво говорим.

Вася, посмотри, нет ли в конверте еще чего-нибудь?

Вася (достает большой ключ). Здесь ключик!

Логопед. Ты ответил правильно, но очень кратко. Забыл, что мы играем в другую игру. Мы сейчас в Стране полных ответов. Подумай, как сказать подробно. Какой ключик ты достал?

Вася. Я достал большой золотой ключик.

Логопед. Дети, что еще можно сказать об этом ключике?

Другой ребенок. Это красивый, волшебный ключик. И т. д.

Логопед устанавливает между двумя стульчиками узорную дверцу, выполненную из картона. Дети строятся. Дежурный открывает дверцу золотым ключиком. Дети по очереди проходят через дверь в Страну полных ответов. Там их встречает Буратино (кукла-петрушка на руке логопеда).

Буратино. Здравствуйте, ребята! Вы очутились в Стране полных ответов. Здесь всегда говорят полными предложениями, спокойно, четко, красиво! Садитесь! Внимание! Сейчас на мои вопросы будете отвечать подробно. Не одним словом, а целым предложением.

Логопед показывает детям иллюстрации к книге «Приклю­чения Буратино» и задает вопросы. Если дети отвечают кратко, напоминает им новые условия игры.

2. «Приезд в Город красивой речи».Оборудование. Карта города1, альбомы детей.

Ход игры.

Логопед. Из Страны кратких ответов мы едем в Страну полных ответов. А это Город красивой речи. (Показывает.) Главная площадь города — площадь Гласных звуков, потому что в речи гласные звуки самые главные. Мы всегда делаем на них опору в словах. А вот улицы: Громкая, Четкая, Спокойная, Красивая, Слитная. Все это качества правильной речи. А это улица Пауз. Мы знаем, что в речи должны быть паузы (отдых), безостановочная речь непонятна. Собираемся в поездку. Каким

Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru 1 См. форзац книги. Ребенок может сделать такую карту с помощью ро­дителей.

видом транспорта можно воспользоваться? (Поездом, автобусом.) Помните, мы едем в Страну полных ответов, значит, говорить будем длинными фразами. Как надо ответить на вопрос? (Мы полетим на самолете. Можно плыть на теплоходе и т. д.) Берите в правую руку свои альбомы. Это наши вещи. Я взяла с собой дорожную сумку. А вы что берете в дорогу? Придумывайте! (Я взял свой чемодан. У меня тоже чемодан. Я беру спортивную сумку и т. д.) Поставим стульчики друг за другом по очереди. Садитесь в поезд! Оля, в каком вагоне ты едешь? Видишь, твой стульчик первый! (Я еду в первом вагоне.) Что еще можем сказать о нашем поезде, о вагонах? (Это скорый поезд! Вагоны очень красивые. Мой вагон голубого цвета.) Покажем, как мчится поезд — поставьте ноги на носочки и быстро-быстро постучите! Стоп! Куда мы приехали? (В Город красивой речи.) По очереди выходите из вагонов. Сдавайте свои вещи в камеру хранения. (Дети складывают альбом на стол логопеда, прого­варивая: «Я сдаю в камеру хранения большую сумку. Мой тяжелый чемодан оставляю в камере хранения». Логопед помо­гает вопросами разнообразить ответы детей.) Теперь разъезжаем­ся по домам — поставьте стульчики на место. Вспомните, как называются улицы в Городе красивой речи. Выберите себе название улицы, где вы поселились. (Логопед показывает карту города, называет детям улицы. Многие дети сами могут прочитать названия.) На какой улице ты поселился, Витя? (Я поселился на Громкой улице. Моя улица называется Четкая.)

Задание. К следующему занятию составить рассказ о поездке в Город красивой речи. Предложения должны быть полными распространенными. Помните, что говорить надо четко, красиво, делать паузы и уметь выделять в словах ударный звук.

3. «Придумай загадку».Вы знаете разные загадки и умеете их отгадывать. А вот сможете ли вы сами придумать загадку? Давайте попробуем. Вы будете описывать какую-нибудь вещь так, чтобы асе, кто слушают вас, могли бы угадать, какая это вещь. Давайте первую загадку придумаем вместе.

Логопед. Ира, скажи, эта вещь есть в нашей комнате?

Ира. Эта вещь в нашей комнате.

Логопед. Какой она величины?

Ира. Она маленькая.

Логопед. Какой она формы?

Ира. Эта вещь прямоугольная.

Логопед. Из чего она сделана?

Ира. Она сделана из дерева.

Логопед. Как она служит людям?

Ира. На нее ставят горшки с цветами и т.д.

Логопед. Кто знает, что это? , Вова. Я знаю. Это полочка для цветов.

Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru Дети по аналогии сочиняют свои загадки. Логопед помогает им вопросами.

(4^)«Сложи и скажи». Оборудование. Набор сюжетных картинок, разрезанных пополам.

Ход игры.

Логопед. Как-то пришел к нам злой Волшебник и разрезал пополам интересные картинки. Давайте сложим их и скажем, что там изображено.

Дети по очереди берут половинки картинок из стопки. Обращаются друг к другу, стараясь отыскать недостающую половинку. Во время игры естественно возникают небольшие диалоги. Логопед может руководить этими диалогами. Когда картинка. сложена, ребенок должен по ней составить полное распространенное предложение. Выигрывает тот, кто первый составит три целые картинки, придумает самые лучшие предло­жения и произнесет их по речевым правилам.

(ЬА«Посмотри,подробнее расскажи». Iвариант. Обору-дсгвание. Красивая коробка с сюжетными картинками.

Ход игры.

Логопед достает по одной картинке, показывает их детям и говорит: «Кто придумает предложение по этой картинке? (Бабочка села на цветок.) А кто скажет лучше, подробней? (Красивая бабочка сидит на душистом цветке.)»

Картинку в награду получает тот, кто придумал и правильно произнес наиболее распространенное предложение. В конце игры дети подсчитывают выигранные картинки.

II вариант.Оборудование. Коробка с предметными
картинками.

Ход игры.

Логопед достает из коробки две предметные картинки, показывает их детям и говорит: «Вот две картинки: «Ежик» и «Яблоко», а предложение по ним нужно придумать одно, например: У ежа на иголках яблоко. А кто придумает еще интереснее? (Еж несет яблоко своим ежатам.)»

Выигрывает тот, кто больше соберет картинок (т. е. у кого будет больше правильно сказанных длинных фраз).

III вариант.Оборудование. Коробка с предметными
картинками.

Ход игры.

Логопед показывает детям по одной предметной картинке и предлагает к каждой придумать предложение: «Посмотри и подробнее расскажи». Чтобы разнообразить ответы, логопед помогает вопросами. Например, к предметной картинке «Ша­рик» можно задать вопросы: «Кому подарили красный шарик?»;

«Что случилось с красным шариком?»; «Кто и где купил шарик?» и т. д.

6. «Что яделаю, скажи».Оборудование. Набор любых
предметов (ножницы, клей, бумага, карандаши, коробка и т.д.).

Ход игры.

I вариант.Логопед раскладывает на столе предметы, дети
их поочередно называют.

Логопед. Все внимательно смотрите. (Берет ножницы.) Что я делаю, скажите.

Дети. Вы взяли ножницы.

Логопед. А теперь? (Показывает следующее действие >

Дети. Положили ножницы в коробку. И т.д.

Поочередный показ и оречевление действий естественно вызы­вают смысловые паузы между отдельными предложениями.

II вариант.Одни дети демонстрируют действия, а другие —
дают устное описание полными распространенными предложе­
ниями. Логопед помогает своими вопросами. Выделяет тех, кто
четко, подробно говорил.

7. «Живая игрушка».Оборудование. Красивая «волшеб­
ная» палочка; игрушки, изображающие людей, животных; куколь­
ная мебель, посуда...

Ход игры.

Логопед. Ребята, вы знаете, что в сказках оживают игрушки. У меня «волшебная» палочка. Смотрите (дотраги­вается до куклы), кукла Зоя оживает! Она встала с кроватки. Теперь Зоя делает зарядку. (Показывает, как кукла поднимает руки.) Кто хочет дальше показать и сказать, что делает «живая» игрушка?

Дети по очереди изображают и называют разные действия «живых» игрушек. Пользуются распространенными предложе­ниями. (Например, ребенок говорит: «Вот бежит собачка. Она хочет погулять с Зоей».) Логопед отмечает тех, кто интересн играл с «живыми» игрушками и понятно, спокойно произносил полные предложения.

8. «Маша-растеряша».Оборудование. Игрушки, пред­
меты одежды, носовой платочек и т. д.

Ход игры.

I вариант.Логопед заранее прячет вещи в разных местах.

Логопед. Жила-была на свете девочка. Звали ее Маша. Она не убирала на место свои вещи и всегда долго их искала. За это прозвали Машу — растеряшей. И все стали ее звать Маша-растеряша. А вы — аккуратные ребята! Давайте поможем Маше отыскать ее вещи. Каждый, кто найдет что-нибудь, пусть принесет мне и подробно скажет, где нашел эту вещь.





Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru Своими вопросами логопед направляет игру, чтобы дети говорили свободно, естественно, полными распространенными предложениями. (Например: Маленького мишку я нашел под шкафом. Рукавички лежали в кукольной коляске.)

II вариант.Эту игру можно повторить с измененными условия­ми. Вещи прячет ребенок, назначенный ведущим. В конце игры он отмечает особенно внимательных детей и тех, кто говорил подробно, красиво.

9. «Я скажу, ты продолжай».Детей рассаживают в два ряда
напротив друг друга. Пока расставляют стульчики, логопед задает
детям вопросы, чтобы уточнить пространственные представления
и одновременно тренировать навык новой речи в полном рас­
пространенном предложении.

Логопед. Коля, скажи, с кем ты сидишь рядом?

Коля. Я сижу рядом с Ирой и Вовой.

Логопед. Коля, возьми свой стульчик и поставь напротив Иры. Садись. Скажи, где ты теперь сидишь?

Коля. Я сижу напротив Иры. И т. д. (Пока не будут опроше­ны все дети.)

Логопед. Ребята! Поиграем в новую игру. Я начну говорить, а кто-то продолжит за меня то, что я не сказала.

Длительная пауза. Логопед смотрит на ребенка, сидящего напротив, и говорит:

— Ты со мною поиграй: я скажу, ты продолжай. (Снова пауза.)—Мальчик взял лыжи... (и пошел кататься с горки).

Логопед указывает, какой ряд детей начинает предложения, а какой — продолжает. Тому, кто затрудняется самостоятельно придумать фразу, можно показать сюжетную картинку или помочь наводящим вопросом. Как обычно, логопед отмечает тех, кто интересно придумывал и красиво говорил.

10.«Экскурсия по городу».Оборудование. Сюжетные
картинки по теме «Город», наклеенные на картон, игрушечный
руль.

Ход игры.

Логопед. А сейчас мы отправляемся на экскурсию в другой город. На чем можно туда поехать? (На поезде, на автобусе.) Садитесь в этот удобный экскурсионный автобус! (Дети вы­страивают свои стульчики по два в ряд посередине комнаты и садятся.) Где наш шофер? (Ребенку, сидящему на первом стульчике, выдается игрушечный руль.) Дети декламируют (или поют): «Мы едем, едем, едем в далекие края. Хорошие соседи, счастливые друзья...»

Логопед ставит в стороне от дороги, по которой движется автобус, сюжетную картинку. По команде логопеда дети выходят из автобуса, и один из них, по желанию или по указанию логопеда, рассказывает, что он увидел в этом городе (излагается содер­жание сюжетной картинки). Затем шофер зовет всех в автобус,

и игра продолжается, пока все дети не расскажут, что они увидели во время экскурсии. Для образца о первой картинке рассказывает логопед. Аналогично этой проводятся игры «Про­гулка в лес», «Прогулка в поле», «Экскурсия на завод», «Экскур­сия на стройку». Логопед помогает вопросами, чтобы варьировать рассказы детей по сюжетным картинкам. В конце игры, как обычно, дается оценка речи и содержания рассказов.

11. «Что увидишь, расскажи».Оборудование. Небольшая
трехстворчатая ширма из картона. Размеры сторон 20X25 см.
Ширма оформлена в виде сказочного домика. Средняя часть
ее является стенкой с треугольной крышей, с окнами, украшенны­
ми красивыми ставнями. Набор сюжетных картинок на темы:
помощь взрослым в саду, в доме; летние и зимние игры детей
и т. д.

Ход игры.

Логопед устанавливает на столе ширму.

Логопед. Вот какой у нас домик. Рассмотрим его. Что ты можешь сказать о нем? (Это красивый домик.) А кто скажет иначе, по-другому? (Это сказочный домик.) А что это? (Ста­венки.) Как они украшали? И т. д. Дети подробно описывают домик.

I вариант.Логопед. Ребята, кто сядет на этот стульчик да
выглянет в окошко, увидит что-то интересное. Кто хочет войти
в домик? Войди, Вера:

Ты в окошко посмотри, Что увидишь — говори.

Ребенок садится на стул сзади ширмы и смотрит то в одно, то в другое окно. Перед каждым окном логопед кладет по одной сюжет­ной картинке так, чтобы сидящий за ширмой ребенок, выглянув в окошко, смог их увидеть. Ребенок рассматривает картинки и рассказывает их содержание.

II вариант.Условия игры усложняются.

Логопед. Теперь будете молча смотреть и запоминать. А потом расскажете, что увидели из каждого окошка.

Новые условия игры дают возможность закреплять умение делать паузы после коротких предложений и развивать зритель­ную память.

III вариант.Игра проводится, как и в предыдущем варианте,
но берется серия из трех сюжетных картинок. Посмотрев в окошки,
рассмотрев эту серию картинок, ребенок по ним самостоятельно
составляет короткий рассказ и придумывает к нему название.
Логопед поощряет тех, кто хорошо, интересно рассказывал
и много запомнил.

12. «Перепутанные картинки».Оборудование. Серия
сюжетных картинок (размер 20X15 см), наклеенных на картон.

Ход игры.

Логопед выстраивает детей в шеренгу.

Логопед. Вот интересный рассказ в картинках. Я раздам вам эти картинки, и каждый расскажет, что изображено на его картинке. (Чтобы получился последовательный рассказ, логопед задает детям вопросы. Составив рассказ, каждый ребенок держит картинку на уровне груди.)

— А теперь все разойдитесь по комнате. Можете спокойно походить, но, когда я хлопну в ладоши три раза, скорее стройтесь как успеете! Расходитесь!

Дети некоторое время с картинками двигаются по комнате. Затем раздаются три хлопка. Дети быстро строятся в шеренгу. Кто-то попал не на свое место. Это обнаруживается при повторном рассказе по серии сюжетных картинок в неправильном варианте. Замеченные ошибки вызывают смех детей. Логопед с помощью вопросов помогает выявить ошибки и объяснить их причины (почему так не бывает). Затем все вместе придумывают интерес­ное название коллективному рассказу. Логопед дает оценку речи детей, выделяя тех, кто говорил особенно хорошо и пра­вильно.

13. «Наш телевизор».Оборудование. Сделанный из фа­
неры или из плотного картона «экран телевизора» (размер
30X25 см). С боков экрана две широкие прорези, для того
чтобы продергивать полоску плотной бумаги, на которой по
горизонтали нарисованы кадры детского фильма (серия сюжетных
картинок). При просмотре фильма оба конца этой полоски
заворачивают трубочкой, чтобы не заслоняли экрана.

I вариант.Сначала логопед, а затем ведущий ребенок назна­
чают диктора для озвучивания фильма. Дети составляют рассказ
по серии картинок. Теперь фильм нужно назвать, и логопед
объявляет конкурс на самое интересное название. В конце занятия
присуждается звание лучшего диктора.

Так же можно озвучивать и обычные диафильмы, во время демонстрации которых дети по очереди выступают в роли дикто­ров.

II вариант.Дети озвучивают фильм. Последний кадр логопед
закрывает и предлагает самим придумать концовку фильма.

Логопед объявляет лучшего диктора и того, кто придумал самую лучшую концовку фильма.

14. «Подарки».Оборудование. Поделки и рисунки детей.

Ход игры.

Игра проводится последовательно на двух занятиях. I вариант.Логопед. Ребята, скоро праздник Новый год. По­думайте, какие подарки своим близким вы можете сделать сами. Логопед продолжает беседу, выясняет, кто какую поделку



хочет смастерить. Из какого материала? Как? Кто ему будет помогать дома? И т. д. На следующем логопедическом занятии дети показывают свои поделки, рассказывают о них, отвечают на вопросы своих товарищей. Оформляется выставка поделок.

Логопед. Теперь оценим нашу работу. Пусть каждый скажет, какие работы ему особенно понравились.

Проводится конкурс на лучшую поделку. Победителю присуж­дается призовое место и вручается цветок, сделанный детьми. Дается оценка речи детей.

II вариант.Выполненные дома подарки дети вручают друг другу в праздничный день или в условный день рождения. Высказывают пожелания друг другу. Например: «Дорогой Миша! Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе быть сильным, смелым. Поскорее вырасти и стать капитаном. Я дарю тебе бинокль. Его я сделал сам. Это увеличительные стеклышки, чтобы наблюдать за морем. А это ремешок, чтобы ты мог повесить бинокль».

Логопед отмечает особо интересные пожелания и инициативу детей, их умение спокойно вступать в речь, отсутствие смущения, поощряя тех, кто сумел преодолеть свою робость.

15. «Сделал сам — нас научи».Оборудование. Разные
конструкторы.

Ход игры.

Предварительно дети с помощью логопеда или родителей знакомятся с инструкцией, приложенной к конструктору. Затем собирают из деталей игрушку дома. На следующем занятии все показывают выполненные дома игрушки, расставляют их на столе.

Логопед. Какую красивую машину сделал Женя! Витя, ты умеешь делать такую? (Нет.) Женя и Витя, идите сюда к столу. (Дети подходят.) Женя, научи Витю делать такую машину.

Женя. Сначала надо взять большую пластину. Прикрепить к ней с боков стенки. Впереди установить сиденье для шофера. Сверху закрыть вот этой пластинкой с дверцами. Получается кабина. И т. д.

В зависимости от возраста детей даются названия деталей машины или частей конструктора. Так каждый ребенок пока­зывает свою игрушку и кому-нибудь из своих друзей объясняет, как можно сделать такую поделку. Дети могут задавать друг другу вопросы, если не поняли объяснение. В конце игры логопед оценивает работы и речь детей и присваивает звание «Лучший конструктор», награждает значком.

16. «Мозаика».Оборудование. Фланелеграф, геометри­
ческие фигуры разной величины, вырезанные из цветной бумаги
и наклеенные на бархатную бумагу, в нескольких экземплярах
(квадрат, треугольник, круг, трапеция, конус и т.д.).

Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru Ход игры.

Логопед устанавливает фланелеграф и знакомит детей с названием геометрических фигур, помещая по одному каждого вида в верхней части фланелеграфа.

Логопед. Из этих фигур можно сложить интересные картинки. Давайте попробуем вместе. Я положу большой желтый кружок. Подойди, Маша, к фланелеграфу, подумай, что положить рядом, чтобы получилась ромашка. Что еще следует добавить?

Маша. Несколько белых овалов — это лепестки ромашки. А потом длинный зеленый прямоугольник—веточка (или сте­бель) . Еще зеленый овал, это будет листик.

Логопед. Хорошо сложила Маша. Красивая получилась ромашка. А что ты хочешь сложить, Петя? (Робота.) Какая у робота голова? (Квадратная.) Выполни, Петя. И т. д.

Полученные изображения рассматривают все дети, обсуж­дают, что им нравится. Логопед отмечает хорошие работы детей и интересные пояснения к ним.

/17.)«3азвонил телефон».Оборудование. Игрушечные телефоны.

Ход игры.

Логопед читает детям рассказ или сценку на данную тему. Проводится беседа по тексту.

Логопед. У нас есть красивые телефоны, и вы можете позвонить друг другу. Вы ведь знаете, о чем можно поговорить по телефону? Катя, кому ты хочешь позвонить по телефону? (Оле.) У тебя много игрушек? (Очень много.) Вот и расскажи Оле о своих игрушках. Вспомни, кто их тебе подарил, как ты с ними играешь. А у Оли спроси, какие у нее игрушки и как она играет.

Дети импровизируют телефонный разговор за отдельным столиком, на котором установлены игрушечные телефоны. Во время этих диалогов дети узнают друг у друга домашний адрес, спрашивают о любимых играх и книгах, о посещении зоопарка или выставки, об интересных прогулках и т. д. Логопед направ­ляет беседу.

В течение игры все дети группы переговорят друг с другом по телефону. В конце игры отмечаются те, кто естественно раз­говаривал, кого было лучше слышно.

18. «Картинки-невидимки».Логопед. Давайте украсим нашу комнату картинками-невидимками. Пусть каждый приду­мает, что он нарисовал бы на своей картинке-невидимке. Куда повесил бы эту картинку. (Образец рассказа о картинке дает логопед.)

«Я нарисовала лесную полянку. На травке под кустиком

сидит зайчик. Он забавно умывается лапками, сам по сторонам смотрит: «Нет ли волка?» Картинку я повешу у окна». (Логопед показывает, как осторожно берет свою картинку-невидимку и вешает на стену. Любуется ею.)

Прослушав каждый импровизированный рассказ о картинке-невидимке, логопед дает оценку, хвалит тех детей, у кого была интересная картинка-невидимка, четкая, красивая речь. Помогает нарисовать словами тем, кто затрудняется.

19. «Узнай, кто сказал».Логопед. Сейчас мы узнаем, кто
самый внимательный. Все сидите спокойно, а ты, Андрюша,
встань поодаль, спиной к остальным ребятам. По моему знаку
кто-то шепотом задаст тебе любой вопрос. Ты будь вниматель­
ным и постарайся узнать по голосу, кто это говорил. (Кто-
нибудь из детей задает вопрос.) Андрюша, повернись к нам
и четко ответь на вопрос. Ты узнал, кто это спрашивал?

Если мальчик узнал говорящего, тот сам становится спиной и слушает новые вопросы. Если произошла ошибка, то он старается узнать говорящего по голосу во второй раз.

Логопед отмечает самых внимательных и тех, кто умеет пра­вильно, понятно задавать вопросы и правильно, четко отвечать.

20. «Звуковое письмо».Оборудование. Микрофон-игруш­
ка или условный предмет, обозначающий микрофон.

Ход игры.

Логопед. Скоро Новый год. Все люди поздравляют друг друга с праздником. Желают счастья, успехов. Приглашают в гости. Давайте составим звуковые письма своим родным, друзьям. Сейчас нам не нужны бумага и конверты. Надо только придумать и четко сказать в микрофон то, что хочешь написать в звуковом письме. Нельзя торопиться, а то получится непонятная звукозапись. Кто хочет первым записать звуковое письмо? Кому ты собираешься написать? Что ты пожелаешь своему брату? И т. д. А теперь включаем запись! Полная тишина!

Звуковое письмо Вовы.

«Дорогой Сережа! Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю, чтобы ты всегда был здоров и получал одни пятерки. Приезжай к нам. Я покажу тебе свою новую игру «Хоккей». Твой брат Вова».

Логопед. Ребята! Как по-вашему, Вова сочинил интересное письмо? Он понятно говорил?

Логопед вместе с детьми оценивает содержание и качество речи в звуковом письме.

В ходе игры каждый ребенок группы выступает со своим звухевым письмом..

( 2%«Моя мечта».Логопед. Ребята, давайте вслух помечта-емг,~пофантазируем... Скоро лето. Все поедут отдыхать. Вот мне,




4 Зак. 3168 И. Г. Выгодская



Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru например, очень хочется поехать на море. Там тепло. Можно собирать интересные ракушки и т. д. А тебе, Ира, что хочется?

Ира. У наших соседей есть собака. Мне тоже хочется иметь какое-нибудь животное... И т. д.

После каждого сообщения логопед отмечает тех, кто интересно фантазировал и хорошо говорил.

Затем логопед предлагает детям придумать сказки с забавными небылицами. В конце игры проводится конкурс на лучшую сказку и присваивается звание «Лучший сказочник».

Кроме предложенных игр и игровых приемов, можно для тренировки речи в период полных ответов использовать темы игр, приведенных в предыдущем разделе, конечно, с необходимы­ми изменениями и усложнениями.

VII. КУКЛЫ-БИБАБО

Vi. активизация развернутой речи 1 страница - student2.ru Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочению и согласованности речевой моторики заикающегося способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Этим и обусловлено применение ручных кукол для устранения заикания. Уже один вид «веселого человечка», который оживает и действует на глазах зрителей, вы­зывает большой интерес, создает непринужденную праздничную атмосферу, побуждает к речевому общению. Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Рабо­тая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей.

Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко поль­зоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий. Это не просто организация обычного кукольного представления. Логопед делает куклу участником занятия. С ее помощью в игровой форме он обучает детей речевой технике, незаметно исправляет запинки в речи.

Во время проведения релаксации можно использовать кукол как наглядное пособие. Снятая с руки она повисает, и тогда для детей становится понятным выражение «расслабьте полностью мышцы. Пусть руки ваши будут как тряпичные». По мере овладения техникой расслабления простое напоминание: «Куклы расслабляются (лежат распластанные на столе), и дети расслабляются» — послужит сигналом к успешному выполнению данного упражнения.

Куклы позволяют логопеду незаметно исправлять запинки заикающихся, так как замечание делается не ребенку, а его кукле. Например, «Буратино, ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Вася, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп. Такое опосредованное обращение побуждает детей говорить правильно.

Ручные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или незаметно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или самого ребенка (который стесняется говорить в новой обста-

Наши рекомендации