Контрольные задания (раздаточный материал)
Образец контрольного задания по темам №5 - 8. Работа с источниками (ОКВ-5, ПК-12, ПК-22): прочитайте фрагменты из канонических текстов и определите, откуда они заимствованы:
Источник | Фрагмент | Ответ |
Т. Ньюком «Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов». А. Бандура, Р. Уолтерс «Социальное научение и личностное развитие». Л. Фестингер «Теория когнитивного диссонанса». М. Кун, Т. Макпартлэнд «Эмпирическое исследование установок личности на себя». | «Существует интересное соответствие между психологическими процессами тех, кто осуществляет внешнее поведение и у тех, кто воспринимает его и реагирует на него….Конечно же, это не отношение идентичности, но оно настолько сходно, что повседневное общение происходит без явного непонимания. Такое соответствие можно объяснить только исходя из посылки, что взаимодействующие индивиды являются частями более широкой системы – групп или целых сообществ». | |
«В социальных ситуациях подкрепления обычно распределены по комбинированным схемам, с изменяющимся количеством неподкрепленных ответов и постоянно изменяющимися временными интервалами между подкреплениями. Тем не менее, социальное подкрепление не настолько хаотический процесс, как предполагалось некоторыми авторами. Преобладание смешанных схем подкрепления в социальных ситуациях связано не только с тем фактом, что живые существа менее однозначны, чем программированные машины, или неспособны длительно демонстрировать поведение, которое они хотели бы контролировать. Это связано также со сложностью социальных требований. Если бы даже социализирующиеся агенты соответствовали их поведению и даже если бы они были способны опосредовать все ответы детей, схемы подкреплений зависели бы от формы, времени, интенсивности и объектов поведения детей». | ||
«Часто подразумевается и иногда даже отмечается, что индивид стремится к внутреннему соответствию. К примеру, его мнения и установки имеют тенденцию группироваться во внутренние последовательные единства. Несомненно, можно обнаружить исключения. …Когда обнаруживается такое несоответствие, оно может оказаться довольно резким, но оно привлекает наш интерес в основном потому, что представляет собой резкий контраст на фоне соответствия. И поныне в подавляющем большинстве случаев связанные мнения и установки согласованы друг с другом….Такое же соответствие существует между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает….Придя к выводу, что соответствие является обычной вещью, пожалуй, в подавляющем большинстве случаев, что можно сказать о тех исключениях, которые столь легко приходят на ум? Лишь в редких случаях, если не сказать больше, они для самого человека выступают как несоответствие. Обычно делаются более или менее успешные попытки логически обосновать несоответствие». | ||
«Объективный (более непосредственно социально-связанный) компонент «Я-концепции» является ее более выраженным компонентом. Говоря иначе, объективные социально подкрепляемые установки находятся наверху иерархии установок на себя. Люди довольно существенно различаются по количеству объективных и субъективных компонентов, содержащихся в «Я-концепции»….Согласно социальной науке люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективно определяемыми идентификациями. Последние, в свою очередь, рассматриваются как интериоризация занимаемых ими объективных социальных статусов, но для предсказания поведения индивида нам необходимо знать его субъективное определение своей идентичности». |
Пример задания для коллоквиума по теме № 8 «Социально-психологические проблемы межличностного взаимодействия»:
Посещается занятие, проводимое на старших курсах по теме «Психологический тренинг». Задача наших студентов - определить школу и перечислить её основные методологические принципы (ПК-5; ПК-12, ПК-22).
Примерные темы творческих заданий:
Форма выполнения | Темы заданий | Коды компетенций |
Посещение тренинга | Возникновение и развитие трансактного анализа | ПК-5 ПК-12 |
Психология невербального общения | ПК-5 ПК-22 | |
Эссе | Проблема лидерства в тренинговых группах. | ПК-12 ПК-22 |
Коммуникативные навыки профессионального психолога | ПК-12 |
Пример вопросов к экзамену (ОК-3; ОКВ-5; ПК-5, ПК-12, ПК-22):
1. Объект и предмет социальной психологии.
2. Предпосылки выделения социальной психологии в отдельную науку.
3. Анализ категории «личность».
4. Сущность процесса социализации.
5. Стадии социализации.
6. Десоциализация как процесс.
7. Социальная установка и аттитюд.
8. Этические нормы и постулаты социально-психологического исследования.
9. Феномен Ла Пьера.
10. Функции аттитюда.
11. Структура группы и состав группы.
12. Групповые процессы.
13. Эффект конформизма.
14. Соотношение национального и социального в воспитании.
15. Маргинальность индивида и маргинальные группы.
16. Личностная идентичность.
17. Формы идентичности.
18. Взаимодействие групп-лидеров и групп-аутсайдеров.
19. Социальная роль и социальный статус.
20. Роль и место символа в групповой жизни.
21. Механизм групповых санкций.
22. Группы членства и референтные группы.
23. Аттракция как социально-психологический феномен и аттрактивность личности.
24. Механизм влияния социального меньшинства на группу.
25. Социальные стереотипы: структура, свойства, функции.
26. Механизм каузальной атрибуции.
27. Мужчины и женщины как большие социальные группы.
28. Классификация малых групп.
29. Стили лидерства по К. Левину.
30. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо.
31. Психологические механизмы групповой дискуссии.
32. Феномен «огруппления мышления».
33. Когнитивный диссонанс: структура, причины.
34. Когнитивный диссонанс: способы выхода из этого состояния.
35. Различия между лидером и руководителем.
36. Эффекты общения.
37. Критерий высокоэффективного лидера по М. Шоу.
38. Теории лидерства в социальной психологии.
39. Теории агрессии в социальной психологии.
40. Локус контроля как личностная характеристика.