Методы оценки профпригодности кандидатов в менеджеры
Существует три основных метода оценки профпригодности кандидатов в менеджеры: метод экспертных оценок (наиболее распространён), метод психологического тестирования и метод деловых игр.
Метод экспертных оценок это способ оценки кандидатов на основе личного впечатления. Но он страдает субъективизмом. Поэтому всё большее распространение приобретает метод психологического тестирования. Качества личности определяются посредством анализа и оценки вариантов ответов на вопросы специально сконструированных тестов, представленных в виде контрольных заданий. В зарубежных школах бизнеса всех поступающих кандидатов подвергают тесту на допуск к обучению менеджменту (так называемый Принстонский тест). Что касается России, то, тестирование у нас проводится, но как показывает практика, его результаты сказываются лишь на весьма ограниченном круге лиц — не более 3-5% тестируемых. Такое положение рождает формальное отношение к тестированию.
Тестирование очень часто вызывает протест у кандидатов. Самым неприятным в тестировании является то, что его результаты не изменишь, как оценку на экзамене. Тест не пересдашь, это как тавро. Некоторые возмущаются тем, что про них с помощью тестов, якобы, хотят что-то вызнать. Третьим кажется такая процедура унизительной. Четвёртые считают это злым и умелым развлечением менеджеров по персоналу или руководства. Однако необходимо иметь ввиду, что сама процедура тестирования правомерна с юридической точки зрения. Но по российскому законодательству результаты психологического тестирования не могут быть основанием для увольнения или отказа в работе. Конечно, доказать то, что конкретного работника не приняли по результатам тестирования трудно/Российская юридическая практика не знает таких примеров, пока.
Для различных специалистов разрабатываются свои, особенные тесты. Для менеджера важен достаточно высокий уровень интеллекта, способность к перспективному мышлению и анализу, гибкость поведения, способность принимать решения и брать на себя ответственность, умение обращаться с клиентами и руководить подчинёнными. Для бухгалтера важно быть ответственным, внимательным, уметь работать с большими объёмами информации, обладать хорошей памятью на цифры, высокой помехоустойчивостью. Учитывая тот момент, что в бухгалтерии работают в основном женщины, особое внимание обычно обращается на умение бесконфликтно сосуществовать в женском коллективе.
Тесты условно делятся на несколько категорий:
1. Интеллектуальные тесты. Предназначены для выяснения уровня .интеллекта и образования кандидата. Для менеджера и маркетолога необходим высокий уровень аналитического мышления (умение анализировать и систематизировать большие объёмы информации)
2. Тесты на внимание и память.
3. Личностные тесты. Предназначены для выявления личностных особенностей, черт характера (способности к самоконтролю, способа принятия решений, агрессии, выявление патологий характера и личностного развития). Особо здесь выделяются тесты на выявление уровня мотивации (хочет ли человек реально работать или учиться, что может усилить его желание) и ценностных ориентиров. Изредка используются проективные тесты, например, кандидата просят нарисовать что-либо или проинтерпретировать картину или фотографию. Несмотря на то, что такие тесты трудоёмки при обработке, они дают достаточно надёжную информацию о кандидате.
4. Тесты межличностных отношений. Выявляют стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромисс, приходить на помощь другим, навыки общения в различных ситуациях.
Тестам на конфликтность, как правило, уделяется особое внимание, поскольку сложные отношения в коллективе могут отнимать до 100% рабочего времени.
Методом, наиболее подходящим для выявления качеств менеджера, является метод деловых игр. Это объясняется, во-первых, тем,'что при помощи деловой игры можно наиболее адекватно описать деятельность менеджера, во-вторых, деловую игру можно модифицировать в соответствии с различными сферами деятельности. Сущность метода деловых игр состоит в моделировании ситуаций, где испытуемый (игрок) должен сделать выбор той или иной стратегии, характеризующей меру развития измеряемого параметра.
Приложение.
Тест.