Изучение эмоциональных установок

Известно, что та или иная установка во многом определяет как ха­рактер, так и эффективность будущей деятельности. Поэтому важно вы­яснить, как ребенок относится к происшедшим изменениям в своей жиз­ни, хочет ли он учиться или заранее ненавидит школу и все, что с нем связано. Наиболее просто и надежно такую информацию можно полу­чить, используя цветовой тест Люшера. Тест Люшера в силу своей по­пулярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем только некоторые уточнения, отражающие осо­бенности нашей работы со школьниками, и возможности теста для оцен­ки общей адаптированное™ учащихся. Предлагаемый нами вариант ис­пользования теста Люшера существенно отличается от широко известного цветового теста отношений (ЦТО), разработанного Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (7).

Использование ЦТО предполагает выяснение оценочных отношении человека к окружающим его людям на основе связанных с ними цвето­вых ассоциаций. Например, ребенку предлагают подобрать наиболее подходящие цвета для мамы или для учительницы. Обычно требуется пояснение, что выбор надо делать в соответствии с их характером, а не с цветом платья, которое они чаще надевают. Далее выбранные цвета сравнивают с собственными цветовыми предпочтениями ребенка. Считается, что ребенок эмоционально положительно относится к человеку, если выбирает для него тот же цвет, который занимает первое место в ряду его собственных цветовых предпочтений (таким цветом может быть и чёрный). Отношение к человеку оценивается как негативное, если ребёнок выбирает для него цвет, занимающий последнее место в его собственной цветовой раскладке. В рамках ЦТО выясняется, как ребенок оценивает окружающих его людей.

Мы предлагаем использовать карточки Люшера для изучения и описания эмоционального состояния ребенка в различных жизненных ситуациях, т. е. нашу методику можно назвать цветовым тестом эмоционального состояния (ЦТЭС). Цель ЦТЭС состоит в выявлении сфер возможной дезадаптации. ЦТЭС отличается от ЦТО характером вопросов, задаваемых ребенку, и подходом к интерпретации ответов. Цвет, выбранный ребенком для характеристики его самочувствия в той или иной ситуации, интерпретируется по его «абсолютному» значению, вне зависимости от собственных цветовых предпочтений ребенка. Например, если собственный цветовой выбор ребенка начинается с черного и для характеристики своего настроения на уроке истории он также выбирает черный цвет, то делается вывод об отрицательной самооценке и резких неприятных переживаниях на уроках истории (в вопросах ЦТО отношение к уроку истории было бы оценено как положительное). Сама процедура исследования проста. На белом листе в чайном порядке раскладываются карточки Люшера, и ребенку предлагается выбрать (просто показать), на какой цвет похоже его настроение, когда он утром идет в школу, сидит на уроке математики или русского языка, отвечает у доски, разговаривает с классным руководителем и пр. В заключение ребенок делает выбор собственных цветовых предпочтений. Анализ цветовых выборов позволяет выявить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в типичных для него жизненных ситуациях. Полученные данные не фиксируются в «Психологической характеристике», но в случае групповой работы могут быть оформлены в сводную таблицу (Приложение 6), удобную для анализа адаптированности учащихся всего класса. В таблице наглядно представлена характеристика адаптированности класса в целом и особенности эмоциональных установок каждого учащегося.

В таблицах использованы следующие условные обозначения, харак­теризующие адаптацию учащихся:

1. Эмоциональные состояния и установки:

+ положительное отношение, установка, эмоциональное состо­яние, хорошее настроение (отмечается при выборе синего, зе­леного, красного, желтого и фиолетового цветов);

О нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное не­приятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужно­сти (отмечается при выборе серого цвета);

— отрицательное отношение, установка, негативизм, резкое не­приятие, преобладание плохого настроения (отмечается при выборе черного цвета);

С тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные фи­зиологические ощущения (болит живот, голова, подташни­вает и пр.) — отмечается при выборе коричневого цвета;

И инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответ­ственность, сохранение «позиции ребенка» (отмечается при выборе фиолетового цвета только для ситуаций: самочув­ствие дома, общая установка к школе, взаимоотношение с классным руководителем);

N нормальное фоновое эмоциональное состояние, примерно одинаковое соотношение приятных и неприятных эмоцио­нальных переживаний (отмечается в том случае, если расчет­ное значение суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) находится в пределах от 10 до 18).

2. Эмоциональная самооценка:

+ позитивная самооценка, ребенок отождествляет себя с хоро­шими детьми (отмечается в том случае, если общий цвето­вой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов);

– негативная самооценка, ребенок отождествляет себя с пло­хими людьми, сам себе не нравится (отмечается в том слу­чае, если общий цветовой выбор ребенка начинается с чер­ного, серого, коричневого цветов);

И инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохране­ние установок и манеры поведения, свойственных более младшему возрасту (отмечается в том случае, если цветовой выбор ребенка начинается с фиолетового цвета).

3. Энергия (отмечается на основе расчета значения вегетативного коэффициента — ВК):

N норма, отсутствие утомления, хорошая работоспособность;

↓ состояние компенсируемой усталости;

↓↓ состояние хронического переутомления;

↑ состояние перевозбуждения, частично компенсирующее ус­талость.

Изучение адаптированности учащихся с помощью ЦТЭС можно проводить несколько раз в учебном году, независимо от комплексного Психологического обследования. Неблагополучная ситуация в семье, негативное отношение к школе, боязнь тех или иных уроков, неуверенность в ситуации проверки знаний, не сложившиеся отношения с учителем или одноклассниками — все это может существенно нарушать самочувствие ребенка и, как следствие, сам процесс обучения. Страх школы, конкретных предметов, проверки знаний или отрицательное от­ношение к учителю может иметь объективную основу в недостатках интеллектуального развития учащихся. Осложнение взаимоотношений с окружающими может быть вызвано особенностями его поведения, наличием неадекватных реакций. Информация об эмоциональном состоянии ребёнка должна быть проанализирована в свете его индивидуаль­ных особенностей и обязательно учтена в последующей работе с ним, а также при консультировании родителей и учителей.

Ниже мы приводим интерпретации цветовых выборов и цветовых ассоциаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педагогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здоровья ребенка.

Синий цвет (1). Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в то же время Спокойные и уравновешенные дети. Они также часто отличаются утон­ченностью и хорошим эстетическим развитием, состояние грусти и пе­га является для них приятным эмоциональным переживанием. Они имеют потребность в глубоком личном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Но даже если потребность долго не находит удовлетворения, она «трансформируется» в состояние ожидания с сохранением положительной эмоциональной окраски.

Зеленый цвет (2). Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других. Обычно этот цвет выбирается детьми на на­чальном этапе подросткового кризиса. Такой выбор свидетельствует об активизации потребности в самоутверждении, о необходимости уважи­тельного отношения к личности ребенка. Если окружающие продолжа­ют обращаться с ним, как с маленьким, управлять и помыкать, то по­требность в самоутверждении гипертрофируется и трансформируется в подростковый негативизм (подросток в качестве предпочитаемого на­чинает выбирать черный цвет). Если окружающие ребенка взрослые понимают, что он вступил в подростковый возраст, и изменяют манеру общения с ним, то многих поведенческих проблем просто не возникает.

Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цве­том, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное от­ношение к их мнению, интересам и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними, как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся к лидерству во всем, стараются получать только «пя­терки», хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим, готовы заниматься общественной работой, если она повышает их статус в классе. (Если, например, такой ребенок получил пятерку, но об этом не объявят всему классу, он может очень расстроиться.)

Красный цвет (3). Этот цвет предпочитают активные, энергичные, напористые, деятельные дети (иногда слишком деятельные). Они обыч­но оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет (4). Этот цвет предпочитают мечтательные дети, с бо­гатым воображением, обычно полные надежд, но не готовые активно действовать, склонные в фантазиях проигрывать различные жизненные ситуации. Такой ребенок как бы больше живет в будущем, чем в настоя­щем. Он любит составлять планы, но не всегда доводит их до реализа­ции. Если желтый цвет у него ассоциируется с обстановкой в школе или дома, то это означает, что ребенок связывает с ними только хорошие ожидания.

Фиолетовый цвет (5). Этот цвет предпочитают дети, у которых до­минируют инфантильные установки. Если фиолетовый цвет характе­ризует настроение ребенка в школе, то он не чувствует ответственнос­ти, не готов преодолевать учебные трудности, ходит в школу в основном, чтобы весело проводить время, играть, общаться с одноклассниками. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно, и когда их там хвалят. Однако, если они испытывают трудности при выполнении домашнего задания или получают замечание на уроке, отношение к школе резко меняется: они могут капризничать, устраивать истерики, отказываться идти в школу

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как прави­ло, оказывается, что родители продолжают обращаться со школьником, как с маленьким ребенком, потакают и умиляются его капризам, строят отношения с ним по принципу гиперопеки.

Ребенок, ассоциирующий с фиолетовым цветом свои отношения с учителем, ожидает от него повышенной заботы и индивидуализирован­ного отношения. Может обижаться и капризничать, если учитель не ока­зывает ему эмоциональных знаков внимания (не улыбается, не обнима­ет), а строит отношения с ним только на «деловой» основе. Такой ребенок не соблюдает «дистанцию» в отношениях с учителями, старается лю­быми способами добиться расположения любимого учителя.

Коричневый цвет (6). Этот цвет предпочитается тревожными деть­ми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дис­комфорт, неприятные болезненные ощущения («мне нехорошо», «тош­нит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывался на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это было связано с наличием у него каких-либо хронических заболеваний (часто сильного диатеза, аллергии) или травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деятельность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего на­строения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуа­циях: боится родителей или школы, испытывает затруднения в учебе по каким-то конкретным предметам. Например, неграмотные учащиеся вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка. Если учащиеся .привы­кают к неуспеху и порицаниям, перестают стараться, то их отношение к ' предмету меняет свою окраску. Ребенок может оценивать свое самочув­ствие на уроке коричневым цветом, несмотря на высокую успеваемость, если она достигается зубрежкой и списыванием.

Черный цвет (7). Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое не­приятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпочитаемый, отводя ему первое место в общем цветовом выборе, то внутренне он уже, скорее всего, согласился с той отрицательной оцен­кой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Перво­классники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор ха­рактерен для дошкольников, занимающихся в центрах развития и подго­товки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от нудных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают заранее ненавидеть шко­лу (как центры подготовки). Согласно результатам нашего специального наблюдения за этими детьми, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так пло­хо, как они думали.

С черным цветом могут ассоциироваться отдельные, особо нелюби­мые школьные предметы. Эти предметы ребенок, если его не заставля­ют, не учит. Если заставляют, то «просматривает», не вникая в содержа­ние. Уроки с удовольствием пропускает, а если и присутствует на занятиях, то занимается своими делами и не вникает в объяснения учи­теля. Если ребенок открыто конфликтует с учителем, то и отношения с ним может ассоциировать с черным цветом.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронтации с родителями. Родители и дети в этом случае жестко отстаивают свою позицию. Именно поэтому черный цвет часто предпочитают подрост­ки, когда вступают в состояние непримиримой конфронтации с окру­жающим взрослым миром. По мере взросления подростка, когда остро­та противостояния снимается, уходит и предпочтение черного цвета.

Серый цвет (0). Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличием. «Серое» настроение в школе означает пассивное ее не­приятие, равнодушие. Ассоциации серого цвета с теми или иными уро­ками означают скуку. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предоставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональ­ное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоцио­нальные установки в различных жизненных ситуациях. Установка — это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализо­ванным. Если результаты обследования свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равнодушие, негати­визм, тревога, защитная агрессия) по отношению к какой-либо ситуа­ции, необходимо выяснить ее причину.

Негативное отношение к школе, отдельным урокам, страхи перед контрольными работами, ответами у доски чаще всего возникают у школьников из-за учебных трудностей, непонимания предмета. Корни проблем обычно лежат в недостатках интеллектуального развития ре­бенка, а не в его общении с родителями, учителями или одноклассника­ми. Если ребенок к школе и к урокам относится хорошо, но негативно оценивает свои состояния в ситуациях проверки знаний, это свидетель­ствует о непрочности знаний и о том, что его отношение к школе скоро может измениться в худшую сторону.

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятно­го цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать вегетативный коэффициент (ВК) и показатель суммарного отклонения от аутоген­ной нормы (СО). Расчет значений ВК и СО производится по форму­лам К. Шипоша и А. И. Юрьева, приведенным в «Кратком руководстве по использованию теста М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И. Филимоненко (59).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму — индикатор пси­хологического благополучия. Для расчета суммарного отклонения (СО) от аутогенной нормы необходимо сравнивать порядок мест, ко­торые занимают цвета в выборе ребенка, с «идеальным» их располо­жением. Сначала вычисляется разница между реально занимаемым ме­стом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приве­ден пример расчета СО для сделанного ребенком последовательного выбора: 51372064 (СО = 22).

Цвет красный желтый зеленый фиолет. синий коричн. черный серый
место цвета в аутогенной N
место цвета в выборе ребенка
разность

Расчетное значение СО в диапазоне от 20 до 32 свидетельствует о пре­обладании отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настро­ение и неприятные переживания, причины которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетельствует о нарушении адаптационного процес­са, о наличии проблем, которые он не может преодолеть самостоятельно.

Если расчетное значение СО находится в диапазоне от 10 до 18, то эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печа­литься, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нор­мально.

Когда расчетное значение СО находится в диапазоне от 0 до 8, то наблюдается явное преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично, пребывает в состоянии эй­фории.

Преобладание плохого настроения может не нарушать сам процесс обучения, но может осложнять процесс адаптации и свидетельствует о том, что ребенок нуждается в психологической помощи. Необходимо понять причины выявленного у ребенка состояния и в соответствии с этим планировать оказание помощи.

Наши рекомендации