Основополагающее впечатление о Вас складывается у визави и по
вашим первым фразам*; именно начальные предложения рождают у него
желание или нежелание продолжать исходный разговор. Постарайтесь
избегать:
- извинений и выказываний признаков неуверенности (кроме
специальных приемов);
- даже малых проявлений неуважения и пренебрежения к собеседнику;
- всякого давления на визави, вынуждающего его занимать
оборонительную позицию.
Оптимальную манеру общения лучше выбирать сообразуясь с хорошо
известными (или предполагаемыми) индивидуальными особенностями
объекта, причем можно рекомендовать:
- с особо чувствительными и болезненно ранимыми - избегать всего,
что неприятно им, соблюдая, впрочем, меру, иначе они станут тиранами;
- с недоверчивыми и подозрительными - быть предельно осторожным и
терпеливым;
- со сварливыми - быть твердым и решительным, а если нужно, то
дать отпор;
- с теми, кто капризен - разговаривать спокойным тоном и не
обращать внимание на их капризы;
- с донельзя хвастливыми и самоуверенными прибегать к иронии;
- с лицами застенчивыми или без чувства юмора - избегать
какой-либо иронии.
Не мешает помнить, что любому человеку нравится, если тактичный
визави:
- сопереживающе выслушивает и воодушевляет его вести речь о себе
(ничто более не льстит партнеру, как внимание...);
- начинает разговор на интересующую его тему (или задает вопросы,
на которые приятно отвечать...);
- явно дает почувствовать его значительность и превосходство в
некой области, причем делает сие предельно искренне (фальшь довольно
редко удается скрыть, и она воспринимается как оскорбление...);
- проявляет к нему неподдельный интерес (а не старается
заинтересовать собой);
- всегда помнит его имя;
- не злоупотребляет незнакомыми словами;
- излагает мнение, подобное его собственному.
Психологическим приемом, облегчающим начальный контакт, является
*общение с объектом как со своим старым знакомым*. Эту уловку,
впрочем, можно использовать только при соответствующей психологии
человека и подходящей ситуации.
В тех случаях, когда на предварительную (заочную) разработку
человека совсем нет времени, необходимо быстро проанализировать все
его внешние данные (лицо, фигуру, одежду...) и эмоциональные (манеру
говорить, жестикуляцию...) признаки и действовать сообразуясь со
своими предположениями.
*Приемы знакомства*, обеспечивающие оптимальный повод для
начального обмена фразами могут быть, скажем, такими:
1. Провоцирование объекта на оказание помощи Вам:
- симулирование падения на улице, вывиха ноги, внезапной слабости
и иных симптомов, связанных со здоровьем;
- имитация неловкости, выронив в удобный момент что-либо из рук;
- "забывание" своей вещи рядом с объектом;
- обращение с просьбой дать закурить или подсказать несложную
(улицу, магазин, время...) информацию;
- вызов сочувствия своей беспомощностью (сломанная машина,
тяжелые вещи, растерянность на улице...); это - женский вариант.
2. Прибегание к помощи, которую оказываете объекту Вы:
- четкое использование случайной (или организованной) неловкости
объекта в связи с недостатком информации о чем-либо (показать
определенное место, объяснить как что-то сделать...);
- ловкое задействование случайной (а то и предусмотренной или
созданной) потребности для объекта в какой-либо услуге (пособить в
наладке машины, предложить лишний билетик, подвезти куда-либо...);
- предложение себя объекту в качестве необходимого ему в данный
момент компаньона (для распития алкогольных напитков, игры в карты или
шахматы, "изливания души"...);
- подключение к ситуациям, обусловливающим нарушения дорожного
движения ("спасение" объекта...);
- имитирование нападения на объект криминальных элементов и
"спасение" его в этой ситуации.
3. Знакомство через общих знакомых:
- выверенные по времени визиты к определенным лицам, у которых
часто бывает объект;
- непосредственная просьба к общему знакомому познакомить вас;
- подведение общего знакомого к мысли свести вас как людей с
общим увлечением (хобби) или способных быть полезными друг другу
(прямой просьбы при этом нет);
- заинтересовывание общего знакомого его личной выгодой в вашем
знакомстве с объектом.
4. Знакомство на различных культурных или спортивных мероприятиях
(в кино, театре, на концерте, лекции, стадионе...), обеспечив себе
соседство с объектом посредством "лишнего" билетика, билетами от
общего знакомого или каким-либо иным трюком:
- подключение к эмоциональному реагированию объекта на зрелище;
- инсценирование роли "новичка", интересующегося мнением
"специалиста";
- выдача безадресных замечаний, могущих заинтересовать объект;
- кратковременное оставление своего места с просьбой присмотреть
за ним.
5. Знакомство в очередях (за конкретным товаром, театральными или
транспортными билетами, в ОВИР, к врачу...), учитывая, что общность
ситуации в какой-то мере сближает людей:
- организация общего разговора на какую-либо актуальную тему
(путем подачи безадресных реплик или реагирования на таковые);
- кратковременное покидание очереди с просьбой присмотреть за
оставляемой вещью и местом.
6. Знакомство на основе хобби:
- одновременное откровенное занятие одним делом с объектом (бег
по утрам, игра в футбол или волейбол, тренинг в ушу...);
- периодическое посещение мест сбора хоббистов
(специализированные выставки, локальные клубы, конкретные
"пятачки"...);
- целевое обращение к нужному человеку по чьей-то рекомендации
(предложение о покупке или обмене, случка собак, просьба о
консультации...).
7. Знакомство через детей (в поездах, парках, детских садах,
кафе...):
- контакт "своего" малолетка с ребенком объекта (игра, угощение,
подарок...), который и "знакомит" с родителями;
- оказание ему на глазах у родителя мелкой помощи (поднять
упавшего, отогнать собаку...);
- инсценирование пропажи ребенка и разыгрывание роли его
спасителя.
8. Вызов интереса к себе (инициатива знакомства здесь должна
исходить от объекта):
- зная нужды и слабости данного человека, привлечение его
активного внимания с помощью одежды, шуток, анекдотов, фокусов, слухов
и сплетен, оригинальных суждений, интересной информации,
притягательных намеков о своих возможностях что-то достать, нечто
узнать, куда-то устроить...
- профланировать несколько раз под взглядом объекта, не будучи
однако навязчивым, а когда он взглянет на Вас, спокойно посмотреть ему
в переносицу и мысленно приказать: "Вы хотите со мной познакомиться, я
жду Вас!".
9. Обнародование некоего объявления (в газете, подъезде, на
улице, т.е. там, где его обязательно увидят), могущего заинтересовать
нужного Вам человека:
- о продаже;
- о покупке;
- о работе;
- о необходимости в помощи;
- о предложении услуг.
10. Отсылка письма, каковое, исходя из личности объекта,
обязательно заинтересует его и вызовет желание ответить или вступить в
прямой контакт с Вами (иной раз перспективно постепенное нагнетание
заинтригованности серией специальных посланий...). Свой обратный адрес
(прямой либо промежуточный) можно давать сразу или же после нескольких
писем. Главное в этом приеме - не переиграть.
Для добротного завязывания знакомства отбирают несколько удобных
приемов - основной и два-три запасных.
Явно выраженная неприязнь человека часто объясняется тем, что
собеседник (либо ситуация) напоминает ему кого-то (либо что-то) с кем
(либо с чем) у него связаны негативные эмоции или ожидания
(национальная неприязнь, религиозные предрассудки, личная вражда...).
Первый контакт чаще всего заканчивается вежливой, но не
обязывающей договоренностью "как-нибудь созвониться". Следует не
проявлять излишней заинтересованности в новых встречах с объектом.
В. Углубление контакта
В этой фазе разработки знакомства требуется создавать поводы для
повторных встреч, ибо чем больше свиданий, тем сильнее вероятность,
что общающиеся понравятся друг другу. Надобно, однако, стремиться к
тому, чтобы инициатива дальнейших встреч исходила от объекта.
Если объект сочтет, что позиция визави соответствует ожидаемой,
знакомство углубляется, появляются общие темы для разговоров,
возникает общность на основе индивидуальных предпочтений и
эмоциональных сопереживаний; у объекта появляется активная симпатия к
партнеру.
Основными побуждениями к более частому общению здесь могут
служить:
- потребность в доминировании;
- потребность во внутреннем комфорте (безопасности);
- потребность в самоутверждении;
- потребность в сочувствии и понимании;
- потребность в "гиде по развлечениям";
- давление со стороны других;
- желание кооперации (делового сотрудничества).
Точная конкретика мотиваций явно зависит от жизненных ситуаций
человека и психологических свойств его личности.