Созидательная» сила изреченных слов

Как уже мы говорили, Кеннет Хейген, Кеннет Коупленд, ИонгиЧо, Р. Боннке и другие учителя «Движения Слова Веры» особенно защищают свою убежденность в том, что не только наша фантазия, но и наши слова являются творческими, и мы можем с помощью наших слов освобождать «присутствие Иисуса».

Да, и Библия ясно говорит, что наш язык фактически является могущественным орудием:

«А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братья мои, сему так быть» (Иак. 3,8—10).

С помощью слов мы можем распространять радость и приносить боль. Можем благословлять и проклинать, поощрять и приводить в отчаяние. Но не в одном из мест Библии не говорится о том, что наши слова обладают созидательной силой. И если И. Чо утверждает, что «Бог сказал ему следующее», то это во всяком случае не библейский Бог:

«Тогда Бог сказал мне следующее: «Ты можешь ощутить присутствие Святого Духа в твоей церкви. Пульсирующее, пронизывающее присутствие Духа Божия — но при этом ничего не свершится. Ни одна душа не получит спасения, ни одна разбитая семья не сойдется вновь, пока ты не скажешь слова. Не попрошайничай все время о том, что тебе нужно. Дай слова! Предоставь мне материал, из которого я могу построить чудесные события, так как я это делал при сотворении мира. Говори же! Скажи «Да будет свет!» Или говори: «Да будет небосвод!» Реализация этой истины стала поворотным пунктом моей жизни».

Сколь велика самонадеянность, связанная с убеждением в том, что наши слова могут скрывать в себе творческую силу! То, что в языческих религиях существует «языческий страх» перед силой сказанного знахарем слова, это понятно. Тем временем не приходится удивляться и тому, что похожий страх можно наблюдать у некоторых христиан, когда какой-то «духовный авторитет» во имя Господа говорит пророчество или предостережение.

Но на основании каких библейских мест делают вывод, что Бог обращает внимание на наши слова? Разве должен Он, держащий все Словом Силы Своей (Евр. 1,3), обращать внимание свое на наши слова? А разве не наоборот — мы должны обращать внимание на Божьи Слова?

В той же мере мало подтверждаются Библией следующие утверждения Чо:

«Иисус связан с тем, что мы произносим. В той же мере, как вы можете освобождать силу Иисуса посредством произнесенных вами слов, вы можете и создавать таким способом присутствие Христа».

Библия учит, что присутствие Иисуса обещано там, «где двое или трое» в имя Его собраны будут (Мат. 18,20), но нигде не найдем места, которое бы оправдывало предположение о том, что наши слова могут освобождать присутствие Иисуса. Господь Иисус может присутствовать и тогда, когда не произносится ни слова. Его сила высвобождаться прежде всего тогда, когда читается Его Слово, когда Его слушают «ухом сердца», понимают и живут в соответствии с ним. Само собой разумеется, что вестники призваны произносить «слова Божий» (1 Пет. 4,11). Это значит быть рупором Божьим, чтобы Бог мог посредством нас сказать то, что Он желает сказать в данный момент. Тут мы имеем явно обратное — нам поручено Духом Святым, познать, что Бог желает сказать, и это познание мы одеваем в наши, часто не совсем подходящие для этого слова. Но только таким образом слушатели смогут получить благословение. Пророки Божии только тогда могли говорить полновластно к народу Божьему, когда Бог перед этим говорил с ними в тишине. Вот несколько примеров этого:

Моисей

«И воззвал Господь к Моисею, и сказал ему из скинии собрания, говоря: «Объяви сынам Израилевым и скажи им...» (Лев. 1,1-2; Чис. 5,1; 5,11; 8,1; 15,1 и т.д.)

Самуил

«И пересказал Самуил все слова Господа народу...» (1 Цар. 8,10)

Исаия

«Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть — трава, и вся красота ее, как цвет полевой...» (Ис. 40,6-7)

Иеремия

«...и все, что повелю тебе, скажешь» (Иер. 1,7). «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего...» (Иер. 15,16)

Иезекииль

«И говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе...» (Иез. 2,7—8)

И в заключение еще одно пророчество из Слова Божия о лжепророках, которые уже тогда уделяли большее внимание сновидениям и видениям нежели Слову Божию и свои собственные слова ставили выше Божьих:

«Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних... Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. Если бы они стояли в Моем совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их... Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось». Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством слов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого — Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал». Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23,16.21—22.25—32).

Выводы

Учения о визуализации и о силе изреченных слов происходят из оккультизма и не могут быть обоснованы Библией.

Библейское понятие веры эти учения истолковывают на свой лад как силу и способность, которые мы развиваем в себе интенсивным фантазированием. Вследствии чего упования на Божьи обетования и Божью верность становятся излишними и мышление человека направляется на себя самого и собственные творческие силы.

Учение о визуализации и «внутреннем исцелении» приводит к созданию в фантазиях образа Бога или Иисуса, что является нарушением второй заповеди Божией.

Теория и практика визуализации противоречат требованиям Библии смотреть на Иисуса, взирать на Его славу, которая нас приводит в Его образ (Евр. 12,1—2; 2 Кор. 3,18). Эти библейские требования относятся не к визуализированному, но к сосредоточенному, благоговейному, молитвенному изучению Слова Божия.

Учение о силе изреченных слов переоценивают слова человеческие и обесценивают Слово Божие, единственно имеющее созидательную силу. Окончательный приговор этим лжепророкам содержится в 23-й главе Книги пророка Иеремии.

Вышеописанное упражнение включало в себя следующий элемент НЭ: визуализацию. В оккультизме, неоязычестве и в ньюэйджевской психологии визуализация определяется как "материализация при помощи интенсивных образных представлений". Ньюэйджеры верят, что образные представлен и я развиваются постепенно до тех пор, когда они настолько начинают определять действительность, что в конце концов сами становятся действительностью.

Теория эта проста и кажется довольно убедительной: согласно естественнонаучным представлениям, вещество можно превратить в энергию, следовательно, заключают ньюэйджеры, верно и обратное (вспомним аргумент Гусеницы из "Алисы в стране чудес": "Если справедливо утверждение: "Когда я сплю, я не ем", то верно ли обратное: "Когда я не сплю - я ем"?"): возможность превращения энергии в вещество. Если человеческие мысли и дух - это энергия, то при помощи определенных технологий воздействия на сознание или при помощи развитой творческой фантазии должна быть возможной и материализация ее.

Визуализация, также как и методы "Движения веры", основана на идее "позитивного мышления" о творческой силе человеческой мысли: если вы правильно пользуетесь своими мыслями, то они могут материализовываться. Способ достичь желаемого - это его вообразить; ваше внутреннее пространство может материализовываться: вы должны правильным образом представить себе все, что вы хотите, - и у вас это будет. Вы представляете рыбу - и становитесь рыбой; вы стоите на темной улице, ждете автобуса, вы представляете себе автобус - и он придет.

Человек сам создает свою собственную реальность. Скажем, толстяк хочет стать изящным - ему нужно сесть в кресло и как следует представить себя таковым. Чтобы сделаться богатым, нужно только правильно этого захотеть. Характерное название ньюэйджевской книги - "Получение денег и расширение сознания": расширьте сознание - и деньги польются рекой. Вспомним, как близки к этому идеи "теологии процветания".

В книге "Центр циклона" (1972 г.) Дж. Лилли замечает, что все вещи, которые можно вообразить, уже существуют. ШирлиМаклейн вообще доходит до солипсизма - убеждения в том, что весь мир является лишь представлением ее сознания. Она пишет: "Я создала все, что вижу, слышу, осязаю, все, что я люблю, ненавижу, о чем мечтаю. Я есть моя Вселенная... Возможно, что Гарри (ее бывший муж. - А. Д.) был лишь моей иллюзией" [31].

То, что на протяжении веков называлось магией, на самом деле и есть средства воздействия на окружающий мир. Люди издавна изобретали магические ритуалы. Они применяли и другие способы. А что такое, по-вашему, молитва, как не средство воздействовать на окружающий мир? А есть еще и другие, тоже, кстати, известные исстари, хоть и назывались по-другому, средства - к примеру, методики визуализации. Когда с помощью определенной процедуры человек программирует грядущее событие, наглядно и эмоционально представляя его себе так, как будто событие уже произошло. И при выполнении некоторых условий это событие непременно материализуется» (96). Молитва - это диалог с Богом, а не метод манипуляции миром, впрочем, поговорим о религиоведческих и богословских познаниях Верищагина подробнее.

Закон притяжения

Куимби был убежден, что человек «сеет веру», ведомый либо Божественной Мудростью, либо собственными заблуждениями разума относительно «духовной материи», и, соответственно, пожинает или исцеление, или недуг. Это предполагает прямой процесс творения, исключающий посредников[38]. Центральным положением философии «Нового мышления» является утверждение, что человек в сложившейся ситуации берет ответственность на себя. И если внешние обстоятельства одержали над ним верх, значит, человек верил, что так оно и произойдет.

Все зло, печаль, невзгоды и бедность в этом мире присущи человеку и являются непосредственным результатом удаления из его жизни, сознательно или неосознанно, прямо или косвенно, гармонии с Силой, которая трудится ради праведности и, следовательно, ради цельности и совершенства[39].

Позже теоретик «Нового мышления» Томас Тровард (1847-1916) сформулировал положение об «опосредствованном творении». Его концепция подразумевает, что человек посредством веры, чувства или выбора воздействует на бессознательное, но все же разумное проявление Бога, известное как Закон. Этот Закон автоматически придает четкую форму прежде бесформенной субстанции и, таким образом, преподносит человеку то, что он сознательно или бессознательно «заказывал». Другими словами, Закон — это посредник, связующее звено между выбором человека и конечным продуктом[40].

Участники проекта «Тайна» приписывают открытие Закона притяжения Чарльзу Энелу (1866-1949)[l]. Однако Энел лишь четко сформулировал механизмы действия Закона, описанного Томасом Тровардом. В книге «Мастер-ключ исполнения желаний» (1912) Энел изложил основные положения воздействия на Вселенский Разум:

1. Существует лишь одно Сознание, которое пронизывает и заполняет всю Вселенную, оно всемогуще, всеведуще и вездесуще. Оно есть «всё во всём».

2. Внешний мир является отражением внутреннего. Во внутреннем мире мы можем найти бесконечную Мудрость, бесконечную Силу, бесконечный Источник всего необходимого.

3. Вселенский Разум представляет собой статическую, или потенциальную энергию. Он вездесущ, следовательно, он — наш «внутренний мир», наш дух, наша жизнь.

4. Каждый человеческий разум — лишь индивидуализация Вселенского, Космического разума. Когда человек думает, мысль по самой своей природе обречена воплотиться в объективную реальность или обстоятельства, соответствующие первоисточнику этой мысли.

5. Разум созидателен. Он старается выразить себя в форме. Мысль создает форму, или матрицу, по которой отливается материя.

6. С внутренним миром нас связывает подсознательный, или субъективный разум. Настрой же разума неизбежно зависит от того, что мы думаем. Следовательно, секрет всякой силы, всякого достижения и всякого обладания — в способе нашего мышления. Разлад, дисгармония, нужда и ограничение — результат неправильного мышления.

7. Способность человека мыслить — это его способность воздействовать на Вселенский Разум и проявлять его.

8. Закон Притяжения — это Закон, по которому Вера воплощается в жизнь. Мы знаем, что цель Вселенской Мысли — сотворение формы, и знаем, что мысль человека, подобно ей, всегда пытается выразиться в форме.

9. На любом плане бытия действует истина: многое привлекает к себе еще большее.

10. Визуализация — это процесс создания мысленных образов, а образ есть форма, или шаблон, который служит образцом для будущего. Искреннее Желание породит Уверенное Ожидание, которое будет подкрепляться Твердым Требованием. Искреннее Желание — это чувство, Уверенное Ожидание — это мысль, а Твердое Требование — это воля. Эти три вещи не могут не привести к Достижению[41].

Чарльз Энел выделил чувства, мысли и волю как три составляющие, которые реализуют веру человека. Общение с Богом как Личностью он заменил правильным умственным настроем и механическими действиями, воздействующими на Вселенную и согласованными с Законом притяжения. Боб Дойл, создатель программы «Богатство без пределов», говорит: «Закон притяжения — это закон природы. Он беспристрастен и не различает добра и зла, он просто принимает ваши мысли и возвращает их вам в виде переживаний и жизненных событий. Закон притяжения дает вам именно то, о чем вы думаете»[42]. Майкл Бернард Беквит, основатель «Духовного Центра Агапе» утверждает: «Ваши мысли — семена; ваш урожай зависит от того, какие семена вы бросили в почву»[43].

«Духовные наставники» уверяют читателя, что «процесс Творения, используемый в „Тайне“, заимствован из Нового Завета»[44]. Формула Творения проста: попросить, поверить, принять. Однако, рассмотрев предлагаемую последовательность действий, нетрудно заметить, насколько она согласуется с наставлениями Уоттлса или Энела и расходится с библейским учением о молитве. Лиза Николс, консультант по развитию личностных возможностей, рекомендует сначала отдать команду Вселенной, сообщив ей свои замыслы[45], а метафизик Джо Витале называет этот процесс «заказом вещей, переживаний и встреч из каталога»[46]. За этим следует уверенность в исполнении «заказа» и принятие его с положительным настроем. Следует ли благодарить Вселенную за столь усердный труд? Безусловно, так как «благодарность — это лучший способ привлечь в вашу жизнь больше хорошего»[47], — уверяет МарсиШимофф, президент компании, развивающей самосознание и творческий потенциал женщин.

Закон притяжения — это не что иное как «кредо алчности»[48], рассчитанное на эгоистичных и недалеких «Алладинов», надеющихся заполучить безотказного джинна с заветными словами: «Слушаю и повинуюсь, мой господин!» В проекте «Тайна» он именуется Законом притяжения. Это и есть та самая Тайна жизни, которая раскрывается на двадцать первой странице книги РондыБёрн: «Тайна жизни — это Закон притяжения»[49].

Осознание «божественного Я», обретение «Сознания Христа», перепрограммирование мышления, сотворение собственной реальности и вера в Закон притяжения — все эти доктрины «новой духовности» являются развитием идей ФинеасаПакхерстаКуимби и его последователей, которые отождествляли силы собственного разума с Творцом вселенной.

Заключение

Более ста лет назад потомки пуритан шагнули навстречу Вселенскому Разуму, вычеркнув из своего миропонимания Бога как Личность и заменив Его безличной Силой. «Обожествленное Я» сняло бремя греха и отказалось от искупительной смерти Иисуса Христа. То, что начиналось как салонные развлечения или лекции для широкой публики, приобрело форму разнообразных «наук», которые, в свою очередь, послужили религиозно-философской основой для множества метафизических культов. Вера в безграничные силы человеческого разума, методики концентрации воли, мыслей и эмоций для материализации мысли, казалось, решали повседневные проблемы существования человека, давали уверенность в завтрашнем дне и в огромном творческом потенциале человека. Заменяя Бога Отца на Вселенский Разум, а Иисуса Христа — на безличного посредника, именуемого Законом притяжения, человек лишается общения с Богом. Он превращается в «позитивно мыслящий» механизм, в жизни которого нет места состраданию, любви и другим эмоциям, способным отвлечь его от эгоистического достижения цели.

На протяжении XX века желание воздействовать на Бога или Вселенную нашло свое отражение и в богословии «позитивного исповедания», которое требует от Бога исполнения молитв и возводит преуспевание в норму христианской жизни, а также в экспериментах последователей философии Новой Эры по трансформации сознания человека. Сегодня «мистический прагматизм» «Нового мышления» возвращается в виде модных ток-шоу, DVD- и Интернет-проектов, которыми занимаются профессиональные маркетологи, продюсеры и дизайнеры. Ронда Бёрн воспользовалась привычными средствами «духовных мастеров»: умело созданной аурой тайны, наивной верой публики в псевдонаучные утверждения и… наконец, обещанием возможности «стать как боги» (Быт.3:5). Тяга к эзотерическим знаниям возвращает нас к главной проблеме человека — к грехопадению и утрате отношений с Богом, попытке возвысить человека до уровня Творца (Рим.1:21-25). Лживые идеи «Нового мышления» не устаревают и вновь улавливают тех, «кто собирает себе сокровища на земле» (Мф.6:19-21). «Горячее стремление» участников проекта сделать человечество счастливым, здоровым и преуспевающим при помощи управления Вселенским Разумом обернется горем и для них самих и для тех, кто прислушивается к таким учителям:

Были и лжепророки в народе, как и у вас, будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2:1-3).

— Валерия Сорокина

Наши рекомендации