Материальная чувствительность к стимулированию

Большинство российских руководителей считают, что к успешному труду людей побуждает в первую очередь заработная плата. Поэтому, если компания не может платить большие деньги, народ обычно работает «спустя рукава», и руководство с этим мирится, оправдывая такое положение дел лимитом в финансовых ресурсах.

Проявляется также особое, чисто российское отношение самих работников к деньгам - деньги должны платить за факт присутствия на работе. В умах российских работников присутствуют две установки: «деньги платят» - наиболее распространена, и «деньги зарабатывают».

Размер заработной платы должен превышать объем финансовых средств нужных работнику для восстановления затраченных на работу работником энергетических (физических, интеллектуальных и т.п.) ресурсов. Если объем средств недостаточен для восстановления затраченных энергетических ресурсов и на общее поддержание своей индивидуальной жизни, то в работнике будет укрепляться неудовлетворенность и негатив по отношению к работе, что неминуемо скажется на результатах его труда. Это ограничения со стороны работника.

С другой стороны, объем средств, выплачиваемых работнику в качестве оплаты его труда, должен соотноситься с результативностью его труда. Стоимость созданного работником продукта (продукции, услуг и т.п.) включает в себя, составной частью, материализованную рабочую энергию (наряду со стоимостью материала и всех неэнергетических затрат). Оплата труда должна не только не превышать стоимость созданного продукта, но и не превышать стоимости материализованной рабочей энергии в продукте. Иначе работодатель как предприниматель рискует остаться без прибыли. Это ограничения со стороны работодателя.

Сложность поиска оптимума между приведенным антагонизмом работодателя и работника проявляется особенно ярко в случае отсутствия в обществе устоявшихся стандартов оплаты работы специалиста той или иной профессии.

Величина порога материальной чувствительности к стимулированию зависит от совокупного дохода индивида. При более низких уровнях совокупного дохода высота порога, выраженная в процентах от общего дохода, больше, чем при более высоких уровнях совокупного дохода. Вознаграждение, например в 1% дохода, при низком уровне доходе не будет казаться привлекательным, при высоком 1% - уже величина значимая.

Однако при переходе к более высокому уровню дохода начинает работать эффект замещения

Материальная чувствительность к стимулированию - student2.ru

Рисунок 60- Порог материальной чувствительности

Работник начинает сокращать предложение своей рабочей силы. Готовность работать больше при повышении заработной платы у него снижается. Точка перелома - это отсутствие досуга у работника, когда за дополнительную, даже существенную для него плату, человек уже не согласен работать сверхурочно и в выходные дни.

Второй момент, который влияет на чувствительность к повышению оплаты, - это ответственность, или доля личного риска, которую необходимо нести за дополнительное вознаграждение. В этом случае менеджер, как правило, требует распределения хотя бы части капитала, либо снятия с него ответственности.

Существует несколько противоречий в целях руководства и ожиданиях сотрудников:

1. персонал хочет, чтобы ему платили, а руководители хотят, чтобы персонал зарабатывал,

2. руководство стремится платить как можно меньше, но чтобы сотрудники при этом работали как можно лучше, а сотрудники хотят, чтобы руководство платило как можно больше, но спрашивало с них как можно меньше.

Влияние такого мотиватора как заработная плата далеко не однозначно: если у одного сотрудника повышение на 100 у.е – очень значимо, то для другого – не заметно. А у третьего работника, нацеленного на карьеру и повышение в должности, повышение оклада на 100 у.е. вызовет раздражение и желание подать заявление об уходе.

Повышать зарплату необходимо на сумму, составляющую от 15-20 до 40-50% оклада работника.

Замечено, что эффект от повышения зарплаты длится от полугода до одного года, после чего падает. Падение мотивации от повышения зарплаты проявляется практически всегда, даже если существенно повысить оклад работника.

Высокая мотивация от повышения зарплаты имеется у молодых работников, которым необходимо решать важные жизненные задачи: организовать семью, купить квартиру, создать условия для рождения ребенка и т.п.

Высокая мотивация от повышения зарплаты присутствует у руководителей, в работе которых есть выраженная ответственность и напряженность, и зарплата выступает в качестве фактора, компенсирующего высокие затраты времени и здоровья.

Зарплата может не выступать мотивирующим фактором для творческих и креативных работников, нацеленных на содержательные характеристики труда: самостоятельность, наличие творчества.

Заработная плата (или премиальные) не будут мотивирующим фактором, если существует большой временной разрыв между достижением высоких результатов в работе и получением денег. Поэтому заработная плата становится мотивирующим фактором только тогда, когда она напрямую связана с результатами труда.

В заработной плате должны быть отражены не только результативные, но и объективные характеристики работника: его образование, стаж работы в компании, продолжительность работы в данной профессии.

Таким образом, зарплата должна состоять как минимум из трех частей: минимальной, но стабильной части, премиальных по результатам труда и денежной суммы, отражающей опыт и стаж работника.

Значительный разрыв в заработной плате между различными категориями работников, составляющий нередко десятки раз, снижает мотивирующее значение заработка у руководителей среднего звена. В этом случае во всем мире практикуется принцип «черного конверта»- передача денег в конверте. Однако в российских компаниях этот принцип не всегда срабатывает, поскольку русские обычно легко спрашивают о том, кто и сколько получил денег, а также рассказывают о своих доходах.

Люди вообще склонны сравнивать, кто и сколько зарабатывает. Эта склонность будет особенно сильно проявляться, если в компании нарушен принцип справедливости: если один работник видит, что другой формально такой же, как он, и за такую же работу, какую выполняет он, получает значительно больше, то первый будет считать, что ему не доплачивают.

Если работник считает, что ему не доплачивают, то он или резко снизит свою производительность, или какой-то период будет стараться работать хорошо, чтобы повысить свой заработок. Тот работник, который считает, что ему переплачивают, будет стремиться к сохранению высокой интенсивности и эффективности своего труда.

Вообще, на оценку размера заработной платы влияют два условия:

1.сравнение того, сколько платят в других компаниях в этой отрасли за такую же работу,

2.сравнение своих усилий и времени, затраченных на работу, и вознаграждения.

Несмотря на большое значение заработной платы в разработке системы мотивации персонала, существуют еще немало факторов, влияющих на удовлетворенность (реакция человека на сложившуюся ситуацию) работников и на уровень их профессиональной мотивации.

Факторы удовлетворенности трудом (качеством труда в компании):

· отношение к содержанию выполняемой работы (интересная, нужная, важная, престижная работа);

· отношения в рабочем коллективе (отдел, группа, подразделение), в котором работают сотрудники;

· удовлетворенность условиями работы (рабочее место, оборудование, комфортная обстановка и т. д.);

· отношение к компании (фирма, предприятие);

· удовлетворенность заработной платой, ее размером и системой вознаграждения;

· отношение к управлению (управление рабочим процессом, постановка задач, контроль, делегирование полномочий, совещания, мотивирование сотрудников).

Удовлетворенность и результативность между собой не связаны, т.е. состояние удовлетворенности человека не повышает его результативности. Они возникают параллельно в сознании человека и не оказывают влияния на производственное поведение. Но факт стимуляции (подкрепления) правильного производственного поведения повышает вероятность более правильного поведения в дальнейшем. Дестимуляция, соответственно, снижает эту вероятность.


Мотивационный аудит

Мотивационный аудит – система оценки мотивации персонала.

Наши рекомендации