С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает

Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «пере­даточного звена» - с его помощью агрессия «нагнетает­ся», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

МЕТОДИКА

ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ДЖ. РОТТЕРА

АДАПТАЦИЯ БАЖИНА Е. Ф„ ГОЛЫНКИНОЙ С. А., ЭТКИНДА А. М.

В основу определения УСК личности положены 2 пред­посылки:

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локали­зации:экстернальный и интервальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события явля­ются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной дея­тельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, уни­версален по отношению к любым типам событий и ситуа­ций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной лич­ности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-бальной шкале:

полное -3 -2 -1 1 2 3 полное

несогласие согласие

Другими словами, поставьте против каждого утвержде­ния один из 6-ти предложенных баллов с соответствую­щим знаком «+» (согласие) или «-» (несогласие).

Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни. Же­лаем успеха!

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий че­ловека.

2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостоя­ние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отноше­ния супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что проис­ходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффек­тивным, когда полностью контролирует действия подчи­ненных, а не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смо­гу осуществить их.

12. То, что многим людям кажется удачей или везени­ем, на самом деле является результатом долгих целена­правленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может боль­ше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.


15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по досто­инству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьбы не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения об­стоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором, мож­но самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоя­тельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организаци­ей ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много раз­ных обстоятельств, что усилия родителей по их воспита­нию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается, - это дело моих соб­ственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители посту­пают так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подож­дать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действо­вать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются не­признанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои воз­можности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благо­даря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало что зависело от везе­ния или невезения.

КЛЮЧ Обработка результатов теста включает три этапа.

1 ЭТАП

Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам с помощью ключа № 1.

ПОКАЗАТЕЛИ (ШКАЛЫ):

1. И0 - шкала общей интернальности;

2. ИД - шкала интернальности в области достижений;

3. ИН - шкала интернальности в области неудач;

4. ИС - шкала интернальности в семейных отношениях;

5. ИП - шкала интернальности в производственных от­ношениях;

6. ИМ - шкала интернальности в области межличност­ных отношений;

7. ИЗ - шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Таблица 1 для подсчета «сырых» баллов по 7 шкалам:

Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.

1.   ИО   +   -   2.   ИЛ   +   -   5.   ИП   +   -  
                    12                
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                           
              ИН   +   -   6.   ИМ   +   -  
                                   
                                   
                                       
•                       7.   ИЗ   +   -  
                                   
                                   
                                           
            4.   ИС   +   -                  
                                       
                                       
                                       
                                       
                                       
                                           

Итак, Вы получили 7 сумм баллов.

2 ЭТАП

Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследо­ваний.

Таблица 2 для перевода «сырых» баллов в стены.

БАЛЛЫ Ü СТЕНЫ:

1.   ИО   от   -132   до   -13   Ü
    0       -13       -2      
            -2       +10      
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
2.   ИД   от   -36   ДО   -10   Ü  
            -10       -6      
            -6       -2      
            -2       +2      
                       
                       
                       
                       
                       
                       
3.   ИН   от   -36   ДО   -7   Ü  
            -7       -3      
            -3       +1      
                       
                             
                     
                       
                       
                       

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает - student2.ru

3 ЭТАП

Построение «профиля УСК" по 7-ми шкалам.

Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десяти­балльных шкалах и отметьте так же норму, соответствую­щую 5,5 стенов.

НАПРИМЕР:

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает - student2.ru

Анализ результатов

Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по 7-ми шкалам, сравнивая свои резуль­таты (полученный «профиль») с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе кон­троля (УСК) в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Описание оцененных шкал:

1. Шкала общей интернальности (ИО). Высокий пока­затель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуа­циями. Такие люди считают, что большинство важных со­бытий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за

эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкалеИО соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят свя­зи между своими действиями и значимыми для них собы­тиями жизни, не считают себя способными контролиро­вать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий дру­гих людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (ИД­). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высоко­му уровню субъективного контроля над эмоционально по­ложительными событиями и ситуациями. Такие люди счи­тают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом пресле­довать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале ИД свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (ИН). Вы­сокие показателя по этой шкале говорят о развитом чув­стве субъективного контроля по отношению к отрицатель­ным событиям и ситуациям, что проявляется в склонно­сти обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели ИН свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (ИС). Высокие показатели ИС означают, что человек счита­ет себя ответственным за события, происходящие в его се­мейной жизни. Низкий ИС указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (ИП). Высокий ИП свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собствен-

ной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий ИП указывает на то, что человек склонен припи­сывать более важное значение внешним обстоятельствам -руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (ИМ). Высокий показатель ИМ свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий ИМ напротив, указывает на то, что человек не может ак­тивно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (ИЗ). Высокие показатели ИЗ свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здо­ровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полага­ет, что выздоровление во многом зависит от его действий. Че­ловек с низким ИЗ считает здоровье и болезнь результатом слу­чая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Исследование самооценок людей с разными типами субъек­тивного контроля показало, что люди с низким УСК характе­ризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неис­кренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с вы­соким УСК считают себя добрыми, независимыми, решитель­ными, справедливыми, способными, дружелюбными, честны­ми, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, от­ветственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В. В. БОЙКО

Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться ли­стом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших поясне­ний, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни:

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. Высокопоставленные должностные лица, как прави­ло, ловкачи и хитрецы.

4. Современная молодежь разучилась испытывать глу­бокое чувство любви.

5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. Практически в любом коллективе присутствует за­висть или подсиживание.

7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

8. Большинство работников на предприятиях и в учрежде­ниях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жале­ешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

12. Добро должно быть с кулаками.

13. С нашим народом можно построить счастливое об­щество в недалеком будущем.

14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но

по сути они иные.

16. Я очень доверчивый человек.

17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей,

а не зверей.

18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем буду­щем останется иллюзией.

19. Наша действительность делает человека стандарт­ным, безликим.

20. Воспитанность в моем окружении на работе - ред­кое качество.

21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать

по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в об­мен на деньги.

22. Большинство людей пойдет на безнравственные по­ступки ради личных интересов.

23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

24. Пожилые люди в большинстве показывают свою

озлобленность каждому.

25. Большинство людей на работе любят посплетничать

друг о друге.

Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и ин­терпретации результатов.

ПРИЗНАКИ НЕГАТИВНОЙ УСТАНОВКИ

1. Завуалированная жестокость в отношениях к лю­дям, в суждениях о них.

Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы от­вечали в самом начале раздела. О завуалированной жес­токости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество бал­лов, начисляемых за соответствующий вариант): 1 - да (3), 6 - да (3), 11 - да (7), 16 - нет (3), 21 - нет (4).

Максимально можно набрать 20 баллов. Сколько получи­лось у вас? Чем больше заработанных очков, тем отчетли­вее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

2. Открытая жестокость в отношениях к людям. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружаю­щих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, воз­можно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете су­дить по таким вопросам из выше приведенного опросни­ка: 2 - да (9), 7 - да (8). 12 - да (10), 17 - да (10), 22 - да (8). Сколько у вас баллов из 45 возможных?

3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Таковой выражается в объективно обусловленных от­рицательных выводах о некоторых типах людей и отдель­ных сторонах взаимодействия.

Обоснованный негативизм обнаруживается в таких воп­росах и вариантах ответов: 3 - да (1), 8 - да (1), 13 - нет (1), 18 - да (1), 23 - да (1). Максимальное число баллов -5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонст­рируют весьма выраженную жестокость - завуалирован­ную или открытую, либо и ту, и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то что вызывает обосно­ванный негативизм, не замечают.

4. Брюзжание, то есть склонность делать необосно­ванные обобщения негативных фактов в области взаи­моотношений с партнерами и в наблюдении за социаль­ной действительностью.

О наличии такого компонента в негативной установ­ке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 - да (2), 9 - да (2), 14 - да (2), 19 - да (2), 24 - да (2). Максимальное количество баллов - 10. А как обстоит с брюзжанием у вас?

5. Негативный личный опыт общения с окружающими.

Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и парт-

неров по совместной деятельности (в предыдущих показа­телях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 - да (5), 10 - да (5), 15 - да (5), 20 - да (4), 25 - да (1). Сколько баллов набрали вы из 20 максимально возмож­ных?

Подведем итоги:

Негативная коммуникативная установка

Показатели   максимум баллов   вами полученные баллы   процент от максимума баллов  
Завуалированная жестокость            
Открытая жестокость            
Обоснованный негативизм            
Брюзжание            
Негативный опыт общения            
Всего:            

Какой суммарный балл получен вами, если учесть все показатели негативной коммуникативной установки? Для сравнения приведем данные обследованных нами групп (N - число опрошенных).

Коммуникативная установка - % к максимуму баллов компонента

Компоненты установки   Медсестры N=107   Врачи N=58   Воспитатели N=37  
Завуалированная жестокость   52,9   35,0   38,9  
Открытая жестокость   33,6   19,0   23,1  
Обоснованный негативизм   59,0   44,4   56,2  
Брюзжание   32,2   15,6   20,5  
Негативный опыт общения   34,8   24,0   19,5  
Всего:   42,0   27,4   31,6  

Если вы получили балл выше общего среднего - 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной ком­муникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.

Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера.

Проблемы появятся даже в том случае, если вы старае­тесь тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе. Дело в том, что когда вы заставляете себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, од­нако расплачиваться за это приходится высокой психоло­гической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву, не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами рабо­ты - в семье, в общении с приятелями или в обществен­ных местах, что тоже малоприятно.

1) Уровень ситуативной коммуникативной толерантно­сти - фиксируется в отношениях данной личности к кон­кретному другому человеку, например, к брачному парт­неру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, напри­мер, в высказываниях: «терпеть не могу этого человека», «он меня раздражает своим присутствием», «меня трясет от него», «меня все в нем возмущает».

О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: «мне очень импонирует этот деловой партнер», «с этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят высказывания типа: «не все я принимаю в этом человеке», «иногда он невы­носим», «кое-что меня в нем раздражает»;

2) уровень типологической коммуникативной толеран­тности - выявляется в отношениях человека к собиратель­ным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами.

Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: «меня раздражает такой тип людей», «я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «лучше не иметь дела с клиентами - пенсионерами». Средний уро­вень проступает в оборотах речи: «такие работники вызы­вают противоречивые чувства», «если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера». О высоком уровне типо­логической толерантности свидетельствуют выражения:

«обычно представители этой нации - хорошие люди», «обо­жаю такой тип мужчин»;

3) уровень профессиональной толерантности - прояв­ляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаружи­вается у личности, главным образом в рабочей обстановке.

Так можно говорить о терпимости врача или медсестры в отношениях с больными - капризными, преувеличива­ющими тяжесть заболевания, нарушающими больничный режим и т. п. У стюардесс есть понятие «хороший» или «плохой» пассажир, у официантов, парикмахеров, води­телей такси - «хороший» или «плохой» клиент;

4) уровень общей коммуникативной толерантности - в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными прин­ципами, состоянием психического здоровья человека.

Общая коммуникативная толерантность в значитель­ной мере предопределяет прочие ее формы - ситуатив­ную, типологическую, профессиональную.

Как же узнать, в какой мере вы способны проявлять терпимость к другим? Об этом свидетельствуют определен­ные поведенческие признаки и умонастроения.

О низком уровне общей коммуникативной толерант­ности свидетельствуют следующие особенности доведе­ния:

1. Вы не умеете, либо не хотите понимать или прини­мать индивидуальность других людей.

Индивидуальность другого это прежде всего то, что со­ставляет особенное в нем: данное от природы, воспитан­ное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения лич­ностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей.

Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам лю­дей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценка­ми от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам: 0 баллов - совсем неверно, 1 - верно в некоторой степени, 2 - верно в значительной сте­пени, 3 - верно в высшей степени. Закончив оценку суж­дений, подсчитайте число полученных баллов, но будьте искренни:

    баллы  
1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы. 2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди. 3. Шумные детские игры переношу с трудом. 4. Оригинальные, нестандартные, яркие лично­сти чаще всего действуют на меня отрица­тельно. 5. Безупречный во всех отношениях человек на­сторожил бы меня. Всего:      

Наши рекомендации