Эволюция теорий организационного поведения
Предисловие
Организационное поведение - это раздел менеджмента, изучающий закономерности трудового поведения и деятельности людей, обусловленные фактом включения их в организацию.
Изучение студентами курса "Организационное поведение" имеет цель сформировать у будущих специалистов в области управления понятие об особенностях трудового поведения человека в организации, связанных с влиянием на его деятельность неформальных групп, коммуникативных связей, системы мотивации труда и особенностей применяемых руководителем стилей управления, форм власти, лидерства и т.п.
Наличие устойчивых знаний и навыков в этой области дает возможность менеджеру значительно повысить эффективность работы персонала, создать положительный социально-психологический климат в рабочих группах и в конечном итоге повысить конкурентоспособность возглавляемого им объекта управления.
Изучение курса основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения курса "Менеджмент" и ведется в тесной связи с дисциплинами "Управление персоналом" и "Социальная психология".
Содержание учебного пособия полностью соответствует составленной автором программе аналогичного курса для студентов МГУК.
Ряд разделов "Организационного поведения" студенты в дальнейшем могут более глубоко усвоить при прохождении как обязательных дисциплин - "Экономика предприятия", "Управление предприятием", "Инновационные менеджмент", так и дисциплин по выбору - "Диагностика профессиональной пригодности персонала", "Мотивация трудовой деятельности", "Экономика труда", "Психогигиена трудовой деятельности" и "Международный менеджмент".
Настоящее учебное пособие имеет ряд своих особенностей, вытекающих из его небольшого объема и того, что данная дисциплина в МГУК изучается в значительно большем, чем в других экономических вузах объеме.
Во-первых, автор нигде не дает определения понятий, содержание которых изучается в курсе "Менеджмент"[1]. Все положения приводятся им без каких-либо пояснений на практических примерах, что возлагает эту "обязанность" на лектора.
Во-вторых, поскольку кафедра менеджмента МГУК в период с 1991 по 1996 гг. в рамках научной программы "Рынок товаров и услуг и коммерческая деятельность субъектов рынка" разработала целый ряд оригинальных методик в области исследования организационного поведения персонала, многие разделы учебного пособия носят "нетипичный" характер и приводимые в них материалы не имеют аналогов в отечественной и зарубежной литературе.
В-третьих, из-за ограниченного объема издания мы не имели возможности подробно изложить в тексте вопросы, которые студент может при желании более глубоко изучить в курсах по выбору. В этой связи мы делаем ссылки в работе на названия тех учебных дисциплин, в которых данная проблема исследуется в большем объеме и на более глубоком уровне. Эти курсы вводятся, с учетом мнения обучающихся, на 4-ом и 5-ом курсах и в магистратуре.
В-четвертых, все методики диагностики организационного поведения, разработанные кафедрой менеджмента МГУК, изучаются студентами на практических занятиях. Ввиду этого в настоящем учебном пособии даются только ссылки на них без какого-либо подробного описания. Лица, не обучающиеся на факультете менеджмента МГУК, могут ознакомиться с ними и приобрести их текстовые и компьютерные версии по адресу: 125817, Москва, ГСПА-445, ул. Смольная, 36, комн.314 "Консалтинг-Центр Менеджмент". Конт.тел.458-46-06.
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Развитие теории организационного поведения вне научной дисциплины "Менеджмент". Приложение организационного поведения к потребностям управления. Системное описание организационного поведения человека.
Любая научная дисциплина имеет свою историю. Знание основных особенностей ее эволюции дает возможность критического осмысления разработанных научных положений и возможностей их применения в практике менеджмента.
Развитие теории организационного поведения вне научной дисциплины "Менеджмент". Первые попытки научно понять организационное поведение возникли на основе механического детерминизма, в категориях которого оно трактовалось по типу взаимодействия физических тел. В дальнейшем изучение организационного поведения происходило в рамках биологического детерминизма, основу которого составляло эволюционное учение Ч.Дарвина. Его основные положения сводились к тому, что феномены организационного поведения являются производными от определяющих их факторов внешней и внутренней среды и прежде всего биологических.
Логическим развитием биологического детерминизма в организационном поведении явился бихевиоризм, сводящий его к совокупности реакций человека на стимулы внешней среды. За единицу поведения в нем принимается связь стимула и реакции, т.е. законы организационного поведения - это фиксирование отношения между тем, что происходит на "входе" (стимул) и "выходе" (реакция индивидуума).
В 30-х годах XX века в США получил свое развитие "необихевиоризм", согласно концепции которого, помимо понятий "стимул" и "реакция", для изучения организационного поведения следует использовать и так называемые "промежуточные переменные", т.е. познавательные и мотивационные компоненты поведения.
В дальнейшем теория организационного поведения развивалась на основе использования целого ряда положений, разработанных в рамках гештальтпсихологии,фрейдизма и неофрейдизма.
Из гештальтпсихологии был заимствован принцип системности и идея приоритета целого в динамике мотивации человеческого поведения. Положение фрейдизма об Эго, Ид и Супер-Эго стали использоваться для объяснения механизма конфликтов и сбоев. На основе концепций неофрейдизма получили свое объяснение различные формы межличностных отношений и стрессового поведения.
Приложение основ организационного поведения к потребностям управления. Начиная с 30-х годов XX столетия, развитая в рамках психологии теория организационного поведения стала, благодаря работам М.Паркет-Фоллет, Э.Мэйо, А.Маслоу, быстро внедряться в практику менеджмента в США в виде "Школы человеческих отношений". Данное направление в менеджменте впервые поставило вопрос о мотивации трудовой деятельности персонала, о влиянии на эффективность труда удовлетворенности им, о потребностях, групповой динамике и др.
В дальнейшем эти проблемы получили свое глубокое развитие в трудах К.Анджириса, Р.Лайкерта, Д.Мак-Грегора, Ф.Герцберга, В.Врума и др. До сих пор их исследования вопросов индивидуальной мотивации и трудового поведения, поведения рабочих групп, лидерства руководителя, межгруппового поведения являются "классикой менеджмента" и используются практическими менеджерами в своей профессиональной деятельности.
Системное описание организационного поведения человека. Основным элементом организационного поведения человека является понятие "обмен", т.е. взаимодействие индивида и организации по принципу "ты -мне, я - тебе" с соблюдением следующих правил:
-следование нормам, установленным организацией, всегда вознаграждается;
-чем больше организационное поведение соответствует норме, тем больше оно вознаграждается;
-дефицит или уровень вознаграждения не влияют на стабильность организации до тех пор, пока участники обмена принимают существующие нормы;
-принятие существующих норм приводит к взаимодополнительности прав и обязанностей, т.е. один участник обмена не ожидает вознаграждения большего, чем может и хочет дать другой.
В условиях обмена каждый индивидуум соотносит свой совокупный вклад в развитие организации с вознаграждением, получаемым им от нее. Кроме того, он сравнивает свой вклад и вознаграждение с вкладами и вознаграждениями других людей, т.е. производит социальное сравнение. Результаты социального сравнения - это основная причина выбора индивидуумом конкретной формы своего организационного поведения, т.е. его целенаправленности на благоприятное изменение в будущем результатов социального сравнения.
Целенаправленная деятельность любых индивидуумов характеризуется четырьмя общими чертами.
Во-первых, это наличие цели деятельности. Во-вторых, осознанность этой цели, что дает возможность индивидууму строить иерархию целей по степени их предпочтительности.
Третья характерная черта - инструментальное подчинение средств целям. Четвертая общая черта - расчет результатов, последствий и эффективности поведения.
Данная выше формулировка общих черт хорошо воспроизводит специфику управленческой деятельности и основных сфер ее применения - экономики и политики.
В общем плане в менеджменте выделяют семь типов целенаправленного поведения личности:
-реализация "плана жизни", т.е. направленность деятельности на наиболее эффективный способ воспроизведения личности;
-"следование долгу", т.е. сознательные действия по выполнению принятых человеком этических норм поведения, что стратегически обеспечивает его выживание в окружающей среде;
-"следование культурным нормам", обеспечивающее адекватную реакцию внешней среды на поведение человека;
-"реализация близких целей", объясняющая тактические аспекты деятельности индивидуума по удовлетворению своих потребностей;
-"самонаправленное поведение", т.е. деятельность, ориентированная не на окружающие объекты, а на самого себя как личность, что обеспечивает психическое и физическое здоровье человека;
-"отсутствие ориентира" - иррациональное поведение, которое является психической разрядкой на невыполнимые требования внешней среды и не подлежит рациональному истолкованию со стороны наблюдателя.
Все семь типов целенаправленного поведения проявляются в трудовой деятельности человека параллельно. Это затрудняет объяснение мотивов его поступков со стороны менеджера не дает возможности эффективно применять единообразные методы управления персоналом.
Рациональность организационного поведения человека заключается в возможности на его основе достичь ситуации выгодного "социального сравнения". Изучение степени рациональности организационного поведения в менеджменте позволяет определить уровень эффективности управления персоналом (чем ниже рациональность, тем хуже система управления).
Методики определения рациональности имеют форму теста и предназначены для получения оценки респондентом своих предпочтений при построении своего поведения, поведенческой стратегии. Наиболее известными из них являются: тест В.В. Лосенкова на измерение импульсивности как свойства, противоположного рациональности; шкала силы «Я» в Минессотском многофазном тесте MMPI; фактор С в 16-факторной шкале для оценки личности Р.Кэттела; Калифорнийский тест для измерения личности CPI (шкала самоконтроля) и др.
Хотя все эти методики изучаются студентами МГУК в курсе "Диагностика профессиональной пригодности персонала", их знание необходимо и для плодотворного усвоения основных положений настоящей учебной дисциплины.