Распределение часов курса по темам и видам работ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей психологии

Программа дисциплины

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел

«МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ»

(2015-2016 уч. год)

(2 курс дневного отделения)

Специальность «Клиническая психология»

Москва

Программа составлена

Березанской Н.Б., кандидатом психологических наук,

доцентом кафедры общей психологии

факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Бабаниным Л.Н., страшим преподавателем

кафедры общей психологии

факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Рецензенты:

Арестова О.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова

Матюшкина А.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии

факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова

Программа дисциплины ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, раздел ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению - 521000 «Психология», специальностям «Психология», «Клиническая психология».

I. Организационно-методический раздел.

1. Цель курса:

Фундаментальная подготовка в области общей психологии по разделу «Мышление и речь».

Задачи курса.

Знакомство с теоретическими проблемами и направлениями исследований мышления и речи. Усвоение основных определений, классификаций, теорий, фактов, закономерностей, методов и методик исследований, представленных в данном разделе общей психологии.

Место курса в профессиональной подготовке психолога.

"Мышление и речь" является одним из разделов фундаментального курса общей психологии (ОПД. Ф.02).

4. Требования к уровню освоения содержания курса:

Дипломированный специалист должен:

- понимать сущность мышления и речи человека, их отличие от животных, природу и закономерности детерминации мыслительной деятельности человека, связь мышления с другими познавательными психическими процессами, языком, сознанием, личностью;

- знать виды и свойства мышления, виды и функции речи, основные теории и подходы к изучению мышления и речи, этапы и закономерности динамики мыслительного процесса, условия и факторы развития мышления, механизмы порождения и понимания речи,

- владеть знаниями о соотношении природных и социо-культурных детерминант в становлении интеллекта, понимать значение мышления в регуляции поведения, общения и деятельности, развитии и самосовершенствовании личности;

- уметь анализировать структуру мыслительной деятельности, определять виды мышления и речи, давать психологическую характеристику особенностей мышления личности, выделять специфику и проводить сравнение национальных и культурно-исторических особенностей и типов мышления, владеть методами изучения, развития и активизации мышления.

II. Содержание курса.

Разделы курса.

Курс состоит из четырех разделов, включающих 16 тем.

Раздел 1.Предмет, методы и задачи исследования психологии мышления

Раздел 2. Развитие предмета психологии мышления: основные подходы и теории

Раздел 3.Принцип развития в психологии мышления

Раздел 4. Психологический анализ речи

Распределение часов курса по темам и видам работ.

  № п/п Наименование разделов и тем курса   Вcего (часов) Аудиторные занятия (час.)
В том числе
Лекции Семинары
  Предмет, методы и задачи исследования психологии мышления
Тема 1. Общие представления о мышлении.
Тема 2. Субъект мышления.
Тема 3. Методы исследования мышления. -
Итого:
Развитие предмета психологии мышления: oсновные подходы и теории мышления.
Тема 4. Интроспективный подход: ассоцианизм и вюрцбургская школа.
Тема 5. Феноменологический подход: гештальттеория мышления. Теория комплексов О.Зельца.
Тема 6. Проблема мышления в психоаналитических концепциях.
Тема 7. Бихевиоризм и когнитивный подход к изучению мышления
Тема 8. Концепции интеллекта: от истории к современности
Тема 9. Мышление как форма познавательной деятельности личности
Тема 10. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода
Итого:
Принцип развития в психологии мышления.
Тема 11. Фило- и социогенез мышления. 6 4 2
Тема 12. Онтогенез мышления.
Тема 13. Проблема развития речевого (понятийного) мышления.
Тема 14. Управление мыслительной деятельностью. Развитие мышления взрослого.
Итого:
Психологический анализ речи
Тема 15. Язык, речь, сознание и мышление. 4 2 2
Тема 16. Проблема порождения и понимания речевого высказывания.
Итого:
Всего:

Темы лекций ( краткое содержание)

Наши рекомендации