Внимание — проблема. Компьютерофобия
Буквально на днях обозреватель Washington Post Тони Корнхайзер сообщил, что купил компьютер, но не может им воспользоваться. «Я сижу и смотрю на чистый экран, — пишет он, — в ожидании, что он сам сделает нечто волшебное... Все, что я могу сделать с этим экраном, — это его протереть» (источник: Mossberg, 1994, р.В-1).
Считается, что в настоящее время три четверти всех работающих людей должны владеть навыками работы с компьютерами (или по крайней мере уметь ими пользоваться), чтобы выполнять свои производственные задачи. Это требование не смущает людей моложе 40, большинство из которых, по-видимому, носят стереонаушники и играют в видеоигры с момента рождения. Но как быть с людьми более старшего возраста? Как невероятно это ни покажется, детство среднего взрослого человека, которому в 1990 г. было 50, прошло без телевизора. Что касается компьютеров, большинство не имело возможности увидеть их до окончания колледжа. Персональные компьютеры, какими мы знаем их сегодня, появились, когда этим людям было далеко за 30.
Многим из названных людей научиться работать на компьютере было так же легко, как утке нырнуть в воду. У других перспектива «взаимодействия» с компьютером в лучшем случае вызывает чувство неуверенности, в худшем — пугает. Некоторые из них, особенно те, кто находится на высоких должностях, отвергают эту идею напрочь; если компьютеры необходимы, пусть ими занимается кто-то другой. (В любом случае они не умеют печатать!) Но возраст — не единственная, и даже не главная, причина «компьютерофобии» (Parasuraman & Igbaria, 1990). Многие люди, подобные обозревателю Корнхайзеру, хотели бы, но не знают, как воспользоваться этой штуковиной.
Неспособность пользоваться устройством, с которым все остальные, похоже, обращаются безо всякого труда, может вызвать у людей состояние фрустрации, но все дело в том, что компьютер и человек друг другу не пара. Компьютеры не делают того, что делают люди, и некоторые из них (или по крайней мере их программы) определенно не дружественны человеку. Вполне понятной реакцией является беспокойство в связи с перспективой выполнять и запоминать множество сложных операций при работе с машиной, которая может поставить вас в тупик, если вы нажмете не на ту клавишу, уничтожить результат целого часа работы, если вы по ошибке прикоснетесь к другой клавише; или просто «зависнуть», отказываясь делать что-либо вообще.
Люди, не умеющие пользоваться компьютером, — далеко не единственные, кто подвержен компьютерофобии. Многие другие считают, что слишком большая зависимость от машин пагубно влияет как на личностный, так и на профессиональный рост и развитие. «Электронная обработка текста — вовсе не то же самое, что письмо от руки», — говорит один известный писатель. «Могут ли ученики хоть что-то понять в математике, если им достаточно нажать на несколько клавиш и получить нужный ответ, при этом совершенно не думая?» — задает вопрос один преподаватель. «Вычерчивание на листе бумаги планов, проекций и сделанных по законам перспективы эскизов позволяет архитектору овладеть азами своего ремесла», — говорит архитектор и историк Роберт А. Стерн (Robert A. Stern), считающий, что проектирование с помощью компьютера стало играть в его профессии слишком большую роль.
Наконец, компьютерофобия у огромного количества людей вызвана страхом не перед компьютером, а перед реорганизацией их рабочего места. Методы работы, основанные на использовании компьютеров, лишают людей возможности общаться в гораздо большей степени, чем любое революционное изменение методов труда в недавнем прошлом. Информация о воспитании детей, которую раньше можно было почерпнуть из задушевного разговора с Пэт, теперь доступна при нажатии на несколько клавиш. После появления электронной и голосовой почты секретарша может днями, а то и дольше, не видеть своего шефа, даже если они находятся в одном здании. Все большее число работников, особенно в сфере финансовых услуг, имеет клиентов, которых они никогда не видели. Многих современных работников все это далеко не радует. Люди, в отличие от компьютеров, нуждаются друг в друге.
Выводы
В центре внимания подхода к планированию работы с учетом человеческого фактора — выявление таких методов работы, инструментов, машин и способов организации рабочего пространства, которые совместимы с физическими, перцептивными и когнитивными возможностями людей. Цель этого подхода — добиться того, чтобы работа могла быть выполнена более эффективно, продуктивно и безопасно. Психологический подход к планированию работы основан на допущении, что люди испытывают потребность в интересной и содержательной работе и что удовлетворение этой потребности ведет к повышению удовлетворенности работой, а это, в свою очередь, способствует ее лучшему выполнению.
Условия работы включают в себя такие переменные физические параметры окружающей обстановки, как температура, освещение, звук, планировка рабочего места и распределение рабочего времени. Хорошо известно, что эти переменные величины влияют на трудовую деятельность и установки человека. Факторы, которые следует учитывать при проведении необходимых исследований в конкретной организации, включают в себя характер выполняемой работы, предпочтения работников и соответствующие отраслевые нормы и инструкции.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Что лежит в основе подхода к планированию работы с учетом человеческого фактора? Какие основные моменты следует принять во внимании при планировании работы, чтобы были удовлетворены требования эргономики?
2. Какой из предметов вашего обихода обладает неоправданно сложной конструкцией, затрудняющей его использование? Опишите несколько улучшений, которые можно внести в органы управления и/или дисплей.
3. Все те три метода психологического планирования работы или ее реорганизации, которые обсуждались в этой главе, были разработаны по меньшей мере 30 лет назад. Какой из них, на ваш взгляд, наиболее подходит для современных предприятий, и почему?
4. Сравните между собой относительные преимущества и недостатки сжатой рабочей недели и гибкого графика работы, с точки зрения: а) родителя-одиночки или работника, имеющего дома престарелого родителя, и б) жителей района, в котором находится организация-работодатель.
5. Пользуясь тем, что вам известно о влиянии физических аспектов рабочей среды на поведение и установки человека на работе, создайте «идеальную рабочую среду» (аудиторию) для студентов и преподавателей.
Основные термины
воспринимаемые характеристики работы (perceived task characteristics)
машинные дисплеи (machine displays)
методы работы (work methods)
планирование работы с учетом человеческого фактора (human factors job design)
органы управления машиной (machine controls)
рабочее место (workspace envelope)
расширение диапазона работы/обогащение работы (job enlargement/job enrichment)
сжатая рабочая неделя/гибкий график работы (compressed work week/ flextime)
система «оператор—машина» (operator-machine system)
посменная работа (shift work)
социотехническое планирование работы (sociotechnical job design)
телекоммуникативный работник (telecommuter)
физические условия труда (physical working conditions)
Литература
Aldag, R. J., & Brief, A. P. (1979). Task design and employee motivation. Glenview, IL: Scott, Foresman.
Babbage, C. (1835). On the economy of machinery and manufacture (4th ed.). London: Charles Knight.
Baber, C., & Wankling, J. (1992). An experimental comparison of text and symbols for in-car reconfigurable displays. Applied Ergonomics, 23, 255-262.
Baker, K., Olson J., & Morisseau, D. (1994). Work practices, fatigue, an nuclear power plant safety performance. Human Factors, 36, 244-257.
Barton, J., Smith, L. R., Totterdell, R. A., Spelten, E. R., & Folkard, S. (1993). Does individual choice determine shift system acceptability? Ergonomics, 36, 93-100.
Bigoness, W. J. (1988). Sex differences in job attribute preferences. Journal of Organizational Behavior, 9,139-147.
Bohnen, H. G. M., & Gaillard, A. W. K. (1994). The effects of sleep loss in a combined tracking and time estimation task. Ergonomics, 37, 1021-1030.
Bonnet, M. H., & Arand, D. J. (1994). The use of prophylactic naps and caffeine to maintain performance during a continuous operation. Ergonomics, 37, 1009-1020.
Breaugh, J. A. (1985). The measurement of work autonomy. Human Relations, 38, 551-570.
Breaugh, J. A. (1989). The work autonomy scales: Additional validity evidence. Human Relations, 42,1033-1056.
Brenner, O. C., & Tomkiewicz, J. (1979). Job orientation of males and females: Are sexdifferences declining? Personnel Psychology, 32, 741-750.
Campion, M. A. (1988). Interdisciplinary approaches to job design: A constructive replication with extensions. Journal of Applied Psychology; 73, 467-481.
Campion, M. A., & McClelland, C. L. (1993). Follow-up and extension of the interdisciplinary costs and benefits of enlarged jobs. Journal of Applied Psychology, 78, 339-351.
Campion, M. A., & Thayer, P. W. (1987). Job design: Approaches, outcomes, and tradeoffs. Organizational Dynamics, 15, 66-79.
Chapanis, A. (1994). Hazards associated with three signal words and four colours on warning signs. Ergonomics, J7, 265-275.
Chapanis, A., & Lindenbaum, L. E. (1959). A reaction-time study of four control-display linkages. Human Factors, 1.1-7.
Collins. M.. Brown, В.. Bowman. K.. & Carkeet. A. (19901. Workstation variables and visual discomfort associated with VDTs. Applied Ergonomics. 21. 157-161.
Cordery, J. L., Mueller, W. S., & Smith. L. M. (1991). Attitudinal and behavioral effects of autonomous group working: A longitudinal field study. Academy of Management Journal, 34. 464-476.
Cordery, J. L., & Sevastos, R. R. (1993). Responses to the original and revised Job Diagnostic Survey: Is education a factor in responses to negatively worded items? Journal of Applied Psychology, 75,141-143.
Cordes, C. (1983, April). Human factors and nuclear safety: Grudging respect for a growing field. АРА Monitor, pp. 1, 13-14.
Costa, G. (1996). The impact of shift and night work on health. Applied Ergonomics. 27, 9-16.
Cour,. B. G., & Boulette, M. D. (1992). Time stress and the processing of visual displays. Human Factors, 34, 707-725.
Cunningham.J. B. (1989). A compressed shift schedule: Dealing with some of the problems of shift- work. Journal of Organisational Behavior. 10. 231-245.
Das, B. (1991). Individual growth need strength as a moderator of the relationship of workersatisfaction and job attitudes to worker productivity Journal of Human Ergologv. 20, 89-94.
Davies, D. R., & Jones. D. M. (19851. Noise and efficiency In\V. Tempest (Ed.). The noise handbook. London: Academic Press.
Dillon, A. (1992). Reading from paper versus screens: A critical review of the empirical literature. Ergonomics, 35.1297-1326.
Dirkx, J. (1993). Adaptation to permanent night work: The number of consecutive work nights and motivated choice. Ergonomics, 36. 29-36.
Doormaal, M. T. A. J., Driessen, A. P A., Landeweerd, J. A. L, & Drost, M. R. (1995). Physical workload of ambulance assistants. Ergonomics. 38, 361-376.
Duchon. J. C., Keran, C. M., & Smith, T. J. (1994). Extended workdays in an underground mine: A work performance analysis. Human Factors. 36. 258-268.
Dunham, R. В., Pierce. J. L., & Castaneda, M. B. (1987. Alternative work schedules: Two field quasi- experiments. Personnel Psychology, 40. 215-242.
Duvall-Early K., & Benedict, J. O. (1992). The relationships between privacy and different components of job satisfaction. Environment and Behavior. 24, 670-679.
Dvorak, A. (1943). There is a better typewriter keyboard. National Business Education Quarterly, 11,58-66. Edwonhv, J.(1994). The design and implementation of non-verbal auditory warnings. Applied Ergonomics, 25. 202-210.
Eklund, J. A. E. (1995). Relationships between ergonomics and quality in assembly work. Applied Ergonomics, 26, 15-20.
Ellis, H. D., Wilcock, S. E., & Zamon, S. A. (1985). Cold and-performance: The effects of information load, analgesics and the rate of cooling. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 56, 233- 237.
Evans, G. V, & Tafalla, R. (1987). Measurement of environmental annoyance. In H. S. Koelega (Ed.), Environmental annoyance: Characterization, measurement, and control. New-York: Elsevier Science.
Ferguson, E., & Cheyne, A. (1995). Organizational change: Main and interactive effects. Journal of Occupational and Organisational Psychology. 68. 101-107.
Fine, B. J., & Kobrick, J. L. (1978). Effects of altitude and heat on complex cognitive tasks. Human Factors, 20,115-122,
Finkelman, J. M. (1994). A large database study of the factors associated with work-induced fatigue. Human Factors, 36, 232-243.
Fisher, C. D. (1993). Boredom at work: A neglected concept. Human Relations, 46,395-417. Flynn, J. E. (1977). A study of subjective responses to low energy and nonuniform lighting systems. Lighting and Design Application, 7, 6—15.
Ford, R. C., & McLaughlin, E. (1995, May-June). Questions and answers about telecommuting programs. Business Horizons, pp.66-72.
Ford, R. N. (1973). Job enrichment lessons from AT&T. Harvard Business Review, 5J, 96-106. Fox, W. M. (1995). Sociotechnical system principles and guidelines: Past and present. Journal ofApplied Behavioral Science, 31,91-105.
Fried, Y., & Ferns, G. R. (1986). The dimensionality of job characteristics: Some neglected issues. Journal of Applied Psychology, 77,419-426.
Garonzik, R. (1989). Fland dominance and implications for left-handed operation of controls. Ergonomics, 32,1185-1192.
Gilbert, M., & Flopkinson, R. G. (1949). The illumination of the Snellen chart. British Journal of Ophthalmology, 33,305-310.
Gilbreth, F В., & Gilbreth, L. M. (1921). First steps in finding the one best way to do work. Paper presented at the annual meeting of the American Society of Mechanical Engineers, New York. Click. W. H., Jenkins, G. D., Jr., & Gupta, N. (1986). Method versus substance: How strong are underlying relationships between job characteristics and attitudinal outcomes? Academy of Management Journal, 29, 441-464.
Gould, J. D., Alfaro, L., Barnes, V., Finn, R., Grischkovvsky, N., & Minuto, A. (1987). Reading is slower from CRT displays than from paper: Attempts to isolate a single-variable explanation. Human Factors, 29, 269-299.
Graen, G. В., Scandura, T. A., & Graen, M. R. (1986). A field experimental test of the moderating effects of Growth Need Strength on productivity. Journal of Applied Psychology, 71, 484-491.
Grandjean, E. (1982). Fitting (he task to the man: An ergonomic approach (3rd ed.). New York: International Publications Service. London: Taylor & Francis, Ltd. Griffin, R. W. (1991). Effects of work redesign on employee perceptions, attitudes, and behaviors: A long-term investigation. Academy a/Management Journal, 34, 425-435.
Griffin, R. W., Bateman, T. S., Wayne, S. J., & Head, Т. С. (1987). Objective and social factors as determinants of task perceptions and responses: An integrated perspective and empirical investigation. Academy o/Management Journal, 30, 501-523.
Hackman, J. R., & Oldham, G. R. (1974). The Job Diagnostic Survey: An instrument/or the diagnosis of jobs and the evaluation of job redesign projects (Tech. Rep. No. 4). New Haven, CT: Yale University, Department of Administrative Sciences.
Hackman, J. R., & Oldham, G. R. (1975). Development of the Job Diagnostic Survey. Journal of Applied Psychology, 60, 159-170.
Hackman, J. R., & Oldham, G. R. (1976). Motivation through the design of work: Test of a theory. Organizational Behavior and Human Performance, 16, 250-279.
Haigh, R. (1993). The ageing process: A challenge for design. Applied Ergonomics, 24, 9-14.
Harma, M. (1993). Individual differences in tolerance to shiftwork: A review. Ergonomics, 36, 101-109.
Harma, M, (1996). Ageing, physical fitness and shiftwork tolerance. Applied Ergonomics, 27, 25-29.
Harvey, R. J., Nilan, K. J., & Billings, R. S. (1985). Confirmatory factor analysis of the Job Diagnostic Survey: Good news and bad news. Journal of Applied Psychology, 70, 461-468.
Hatch, M. J. (1987). Physical barriers, task characteristics, and interaction activity in research and development firms. Administrative Science Quarterly, 32, 387-399.
Hedge, A., Sims, R., & Becker, F D. (1995). Effects of lensed-indirect and parabolic lighting on the satisfaction, visual health, and productivity of office workers. Ergonomics. 38. 260-280.
Hendy, K. C., Hamilton, K. M., & Landrv, L. N. (1993). Measuring subjective workload: When is one scale better than many? Human Factors. 35. 579-601.
Hochanadel, C. D. (1995). Computer workstation adjustment: A novel process and large sample study. Applied Ergonomics, 26. 315-326.
Howell, W. C. (1993). Engineering psychology in a changing world. Annual Review of Psychology 44,231-263. Huse, E. F. & Cummings, T. G. (1985). Organisation development and change (3rd ed.). St. Paul: West. Idaszak, J. R., & Drasgow, R. (1987). A revision of the Job Diagnostic Survey: Elimination of a measurement artifact. Journal of Applied Psychology. 72. 69-74.
Jackson, R. R., Wall, T. D., Martin, R., & Davids, K. (1993. New measures of job control, cognitive demand, and production responsibility. Journal of Applied Psychology, 78. 753-762.
Jamal, M., &Jamal, S. M. (1982). Work and nonwork experiences of employees on fixed and rotating shifts: An empirical assessment. Journal of Vocational Behavior, 20. 282-293.
James, L. R., & Tetrick, L. E. (1986). Confirmatory analytic tests of three causal models relating job perceptions to job satisfaction. Journal of Applied Psychology, 71, 77-82.
Johns, G., Xie, J. L., & Fang, Y. (1992). Mediating and moderating effects in job design. Journal of Management, 18, 657-676.
Karl, L. R., Pettey M., & Shneiderman, В. (Д993). Speech versus mouse commands for word processing: An empirical evaluation. International Journal of Man-Macliine Studies, 39. 667- 687.
Karwowski, W., Shumate, C., Yates, J. W., & Pongpatana. 1., 1992). Discriminability of load heaviness: Implications for the psychophvsical approach to manual lifting. Ergonomics., 35.729- 744.
Key, K. R., & Payne, M. C., Jr. (1981). Effects of noise frequency on performance and annoyance for women and men. Perceptual Motor Skills, 52.435-441.
Kilbridge, M. D. (I960). Reduced costs through job enrichment: A case. Journal of Business, 33. 357-362.
Kline, T. J. В., & Beitel, G. A. (1994). Assessment of push/pull door signs: A laboratory and field study Human Factors, 36. 684-699.
Knauth, R. (1996). Designing better shift systems. Applied Ergonomics, 27, 39-44.
Knez, I. (1995). Effects of indoor lighting on mood and cognition. Journal of Environmental Psychology, J 5. 39-51.
Kopardekar, R. & Mital, A. (1994). The effect of different work-rest schedules on fatigue and performance of a simulated directory assistance operators task. Ergonomics, 37, 1697-1707.
LaBenz, R., Cohen. A., & Pearson, B. (1967). A noise and hearing survey of earth-moving equipment operators. American Industrial Hygiene Association Journal, 28, 117-128.
Lockhart, J. M. (1966). Effects of body and hand cooling on complex manual performance. Journal of Applied Psychology, 50, 57-59.
Loewen, L. J. & Suedfeld, P. (1992). Cognitive and arousal effects of masking office noise. Environment and Behavior, 24, 381-395.
Long, R. J. (1993). The impact of new office information technology on job quality of female and male employees. Human Relations. 46, 939-961.
Maslow, A. H. (1943). A theory of human motivation. Psychological Review, 50, 370-396.
May, D. R., & Schwoerer, С. Е. (1994). Employee health by design: Ising employee involvement teams in ergonomic job redesign. Personnel Psychology. 47, 861-876.
Mazumdar, S. (1992). «Sir, please do not take away my cubicle»: The phenomenon of-environmental deprivation. Environment and Behavior. 24. 691-722. McCormick, E. J. (1964). Human/actors engineering (2nd ed.). New York: McGraw-Hill.
Melamed, S., Rabinowitz, S., & Green, M. S. (1994). Noise exposure, noise annoyance, use of hearing protection devices and distress among blue-collar workers. Scandinavian Journal of Work, Environment, and Health, 20, 294-300.
Momtahan, K., Hetu, R., & Tansley, B. (1993). Audibility and identification of auditory alarms in the operating room and intensive care unit. Ergonomics, 36,1159-1176.
Monk, Т. Н., Folkard, S., & Wedderburn, A. (1996). Maintaining safety and high performance on shiftwork. Applied Ergonomics, 27,17-23.
Mossberg, W. S. (1994, Oct. 20). Personal computing is too dumb to know easy is smart.
Wall Street Journal, p. B-l.
Narayanan, V. K., & Nath, R. (1982). A field test of some attitudinal and behavioral consequences Norman, D. A. (1988). The psychology of everyday things. New York: Basic Books.
Oborne, D. J., & Holton, D. (1988). Reading from screen versus paper: There is no difference. International Journal of Man-Machine Studies, 28,1-9.
O'Connor, E. J., & Barrett, G. V. (1980). Informational cues and individual differences as determinants of subjective perceptions of task enrichment. Academy of Management journal, 2.3,697-716.
O'Connor, E. J., Rudolf, C. J., & Peters, L. H. (1980). Individual differences and job design reconsidered: Where do we go from here? Academy of Management Review, 5, 249-254.
Okogbaa, O. G., Shell, R. L., & Filipusic, D. (1994). On the investigation of the neurophysiological correlates of knowledge worker mental fatigue using the EEC signal. Applied Ergonomics, 25, 355-365.
Oldham, G. R., & Brass, D. J. (1979). Employee reactions to an open-plan office: A naturally occurring quasi-experiment. Administrative Science Quarterly, 24, 267-284.
Oldham, G. R., & Fried, Y. (1987). Employee reactions to work space characteristics. Journal of Applied Psychology, 72, 75-80.
Oldham, G. R., Kulik, С. Т., & Stepina, L. R. (1991). Physical environments and employee reactions: Effects of stimulus-screening skills and job complexity. Academy of Management Journal, 34, 929-938.
O'Reilly, C. A., Ill, Parlette, G. N., & Bloom, J. R. (1980). Perceptual measures of task characteristics: The biasing effects of differing frames of reference and job attitudes. Academy of Management Journal, 23, 118-131.
Orpen, C. (1994). Interactive effects of work motivation and personal control on employee job performance and satisfaction. Journal of Social Psychology, 134, 855-856.
Parasuraman, S., & Igbaria, M. (1990). An examination of gender differences in the determinants of computer anxiety and attitudes toward microcomputers among managers. International. Journal of Man-Machine Studies, 32,327-340.
Paul, W. J. Jr., Robertson, К. В., & Herzberg, E (1969). Job enrichment pays off. Harvard Business Review, 61-78. Ralston, D. A. (1989). The benefits offlextime: Real or imagined? Journal of Organizational Behavior 10,369-373.
Ralston, D. A., Anthony, W. R, & Gustafson, D. J. (1985). Employees may love flextime, but what does it do to the organization's productivity? Journal of Applied Psychology, 70, 272-279.
Ralston, D. A. & Flanagan, M. F. (1985). The effect of flextime on absenteeism and turnover for male and female employees. Journal of Vocational Behavior 26, 206-217.
Ramsey, J. D. (1995). Task performance in heat: A review. Ergonomics, 38, 154-165.
Razmjou, S., & Kjellberg, A. (1992). Sustained attention and serial responding in heat: Mental effort in the control of performance. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 63, 594- 601.
Renn, R. W. Swiercz. R M., & Icenogle, M. L. i1993). Measurement properties of the revised Job Diagnostic Survey: More promising news from the public sector. Educational and Psychological Measurement, 53,1011-1021.
Renn, R. W. & Vandenberg, R. J. (1995). The critical psychological states: An underrepresented component in job characteristics model research. Journal of Management, 21, 279-303.
Rogers. A. S., Spencer. M. В., Stone, B. M., & Nicholson. A. N. (1989). The influence of a 1 hour nap on performance overnight. Ergonomics. 32. 1193-1205.
Ronen. S. (1981). Flexible working hours: An innovation in the qualify of work life. New York: McGraw-Hill. Ronen. S.. i& Primps, S. B. (1981). The compressed work week as organizational change: Behavioral and attitudinal outcomes. Academy of Management Review, 6, 61-74.
Salancik, G. R., & Pfeffer.J. (1978). Asocial information processing approach to job attitudes and task design. Administrative Science Quarterly. 23, 224-253.
Sims, H. P. Jr., Szilagyi, A. D., & Keller, R. T. (1976). The measurement of job characteristics. Academy of Management Journal, 19, 195-212.
Spector. R E. (1986). Perceived control by employees: A metaanalysis of studies concerning autonomy and participation at work. Human Relations. 39. 1005-1016.
Staples. S. L. (1996). Human response to environmental noise: Psychological research and public policy. American Psychologist, 51, 143-150.
Sundstrom, E., Bun. R. E.. & Kamp, D. (1980). Privacy at work: Architectural correlates of job satisfaction and job performance. Academy of Management Journal, 23, 101-117.
Taylor. R\V. (1911). The principles of scientific management. New York: Harper.
Thellier. E. Cordier, A.. & Monchoux, E (1994). The analysis of thermal comfort requirements through the simulation of an occupied building. Ergonomics, 37, 817-825.
Thomas, J. R., Ahlers, S. T, House, J. E, & Schrot, J. (1989) Repeated exposure to moderate cold impairs matching-to-sample performance. Aviation. Space, and Environmental Medicine, 60, 1063-1067.
Tiegs, R. В., Tetrick, L. E., & Fried, Y. (1992). Growth need strength and context satisfactions as moderators of the relations of the job characteristics model. Journal of Management. 18, 575- 593.
Totterdell, P., Spelten, E., Smith, L, Barton, J., & Folkard. S. (1995). Recovery from work shifts: How long does it take? Journal of Applied Psychology. 80. 4-57.
Trist, E., & Bamforth, K. (1951). Some social and psychological consequences of the long-wall method of coal getting. Human Relations, 4, 3-38.
Turnage, J. J. (1990). The challenge of new workplace technology for psychology. American Psychologist, 45, 171-178.
Ulin, S. S., Armstrong, T.J., Snook, S. H., & Keyserling, W. M. (1993). Perceived exertion and discomfort associated with driving screws at various work locations and at different work frequencies. Ergonomics, 36, 833-846.
Vogt, J. J., Candas, V., & Libert, J. R. (1982). Graphic determination of heat tolerance limits. Ergonomics, 25, 285-294.
Wall, T. D., Jackson, R. R., & Davids, K. (1992). Operator work design and robotics system performance: A serendipitous field study Journal of Applied Psychology, 77, 353-362.
Wall, T. D., Kemp, N.J., Clegg, C. W, & Jackson. R R. (1986). An outcome evaluation of autonomous work groups: A long-term field experiment. Academy of Management Journal, 29, 280-304.
Wall, T. D., & Martin, R. (1987). Job and work design. In C. L. Cooper and I. T. Robertson (Eds.). Jnternational review of industrial and organizational psychology. New York:
Wiley Wall, T. D., & Martin, R. (1994). Job and work design. In C. L. Cooper and I. T. Robertson (Eds.). Key reviews in managerial psychology: Concepts and research for practice. Chichester, England: Wiley.
Wedderburn, A. A. I. (1975). Studies of shift work in the steel industry. Edinburgh: Heriot-Watt University.
Westgaard, R. H., & Winkel, J. (1996). Guidelines for occupational musculoskeletal load as a basis for intervention: A critical review. Applied Ergonomics, 27, 79-88.
Wichman, A. (1994). Occupational differences in involvement with ownership in an airline ownership program. Human Relations, 47, 829-846.
Wing, J. E. (1965). Upper tolerance limits for unimpaired mental performance. Aerospace Medicine, 36,960-964.
Wong, C. S., & Campion, M. A. (1991). Development and test of a task level model of motivational job design. Journal of Applied Psychology, 76, 825-837.
Woods, D. D., & Roth, E. M. (1988). Cognitive engineering: Human problem solving with tools. Human Factors, 30, 415-430.
Xie, J. L, & Johns, G. (1995). Job scope and stress: Can job scope be too high? Academy of Management Journal, 38, 1288-1309.
Zeffane, R. M. (1994). Correlates of job satisfaction and their implications for work redesign: A focus on the Australian telecommunications industry. Public Personnel Management, 23, 61-76.