Глава 6.Как побуждать людей к успеху
Я был знаком c Питером Барлоу. Пит исполнял цирковые номера cсобаками и лошадьми, и проводил жизнь, раз'езжая c цирками и водевильнымитруппами. Я любил смотреть, как Пит дрессирует своих собак дляпредставления. Однажды я заметил, что как только собаке, что-нибудьудавалось, Пит ласково похлопывал ee, хвалил и давал ей мясо, всем видомсвоим показывая, что он очень доволен ею.c B этом нет ничего нового. Дрессировщики уже более столетия пользуютсяэтим приемом. Почему, я хотел бы знать, пытаясь повлиять на людей, мы непользуемся тем самым здравым смыслом, которым пользуемся пытаясь повлиятьна собак? Почему не хвалим, вместо того, чтобы ругать? Давайте же хвалитьза малейшее достижение.ДЭто поощряет к дальнейшему совершенствованию. Начальник тюрьмы Льюис И.Лос находит, что похвала даже за самоескромное достижение приносит плоды даже в Синг-Синге, когда имеешь дело cзакоренелыми преступниками. "Я нахожу, - пишет Лос в письме, полученноммною во время работы над этой главой, - что выразить закдюченнымдостаточное признание за их усилия гораздо полезнее для достиженияположительных результатов в их перевоспитании, чем подвергать их резкойкритике и обсуждению за совершенные ими правонарушения". Я никогда не сидел в Синг-Синге - по крайней мере до сих пор, нооглядываясь на свою собственную жизнь, нахожу случаи, когда несколькопохвальных слов менялисвсе мое будущее. He можете ли вы сказать то жесамое o себе? История полна поразительных примеров волшебного действияпохвалы. Вот, например, полстолетия тому назад, на фабрике в Неаполе работалдесятилетний мальчик. Он страстно желал стать певцом, но его первыйучитель обескуражил его: "Ты не можешь петь. У тебя совершенно нет голоса.Ты завываешь,зкак ветер в жалюзи". Ho его мать, бедная крестьянка, обняла его, похвалила и сказала, чтоон может петь, что он поет все лучше и лучше. Она ходила босиком, чтобыскопить деньги на его музыкальные уроки. Похвала и поддержка материизменили жизнь мальчика. Возможно, вы слышали o нем. Его имя Карузо. Много лет назад один молодой человек в Лондоне мечтал o том, чтобыстать писателем. Ho, казалось, все было против него. Он не смог посещатьшколу более четырех лет. Его отца бросили в тюрьму за неуплату долгов имальчик рано узнал, что такое голод. Наконец, его взяли на работу -наклеивать ярлычки на банки c ваксой в кишащем крысами подвале. Ночевал онна чердаке, в обществе двух других беспризорных мальчишек. У него было так много уверенности в своих сспособностях писать, но онполучал один отказ за другим. Наконец наступил великий день, когда одинрассказ был принят. Правда, он не получил за него ни шиллинга, но редакторпохвалил его. Он получил признание редактора. Он был так взволнован, чтобесцельно бродил по улицам и слезы катились по его щекам. Похвала, признание, выразившееся в том, что один его расказ былнапечпатан, изменили всю его жизнь. Быть может, если бы не это посещение,он бы всю жизнь проработал на фабрике, кишащей крысами. Может быть выслышали об этом мальчике? Его звали Чарльз Диккенс. Полстолетия тому назад другой лондонский юноша работал клеркоммануфактурной лавки. Он должен был вставать в пять утра, подметатьпомещение и работать как каторжый по четырнадцать часов в день. Это былатяжелая работа и он ненавидел ee. Через два года он был уже не в силахвыносить ee и однажды утром, не дожидаясь завтрака, отправился пешком запятнадцать миль, чтобы поговорить co своей матерью, которая служилаэкономкой в одном богатом доме. Он безумствовал, он умолял ee, он плакал, он клялся, что убьет себя,если вынужден будет оставаться в этой лавке далее. Потом он написалдлинное патетическое письмо своему старому учителю, которому заявлял, чтоон сломлен горем и не хочет больше жить. Старый учитель немного егопохвалил и заверил, что он чоень умный и одаренный юноша, способный тонкочувствовать прекрасное, и предложил ему место учителя. Эта похвала изменила всю будущность юноши и наложила боьшой отпечатокна историю английской литературы. Этот юноша c тех пор опубликовал 77 книги заработал миллионы долларов своим пером. Вы, веоятно, слышали o нем. Егоимя Г.Д. Уэллс. Теперь послушайте, что сказал покойный мистер Уильям Джеймс, бытьможет, самый выдающийся психолог и философ: "По сравнению c тем, какиминам следует быть, мы пробудились лишь наполовину. Мы используем толькомалую часть наших физических и умственных pесурсов. Иначе говоря, человеческийиндивидуум живет до сих пор не выходя за пределы своих минимальныхвозможностей. Он обладает разнообразными способностями, которым обычно ненаходит применения". Да, вы, читающие эти строки, обладаете многими способностями, которыевам обычно не удается использовать, и одна из такихспособностей, которуювы, вероятно, не используете в полной мере - магическая способностьпохвалой и признанием побуждать людей к реализации их скрытыхвозможностей. Итак, если вы хотите из менить человека, не нанося ему обид и невозбуждая в нем негодования, пользуйтесь правилом 6: