Предыстория психодиагностики 9 страница
Пополняется арсенал личностных опросников. Достоянием психодиагностов в 1989 г. становится MMPI-2. Несмотря на свое сходство с MMPI, MMPI-2 — это новый диагностический инструмент. Такой вывод следует из множества новаций в MMPI-2. Достаточно сказать, что появилось 15 новых так называемых содержательных шкал, каждая из которых, за исключением трех, «сопровождается» разным количеством субшкал (всего 27 субшкал). Имелись и другие новшества. Опросник был стандартизирован на выборке с одинаковым представительством мужчин и женщин и пропорциональным представительством национальных меньшинств. Необходимость в появлении MMPI-2 обусловлена различными причинами. Прежде всего следует вспомнить о том, что с момента рождения MMPInpo-шло немало времени и требовалась, по крайней мере, очередная стандартизация.
Разработчики стремились исключить двусмысленные или «обидные» утверждения, например такие: «Я думаю, что Линкольн был более знаменитым человеком, нежели Вашингтон». Также за прошедшие десятилетия подверглись изменениям смысл и значение некоторых утверждений, таких, в частности, как утверждение «Я важная особа». Если в 1930-е гг. только 9% нормальных взрослых людей соглашались с этим утверждением, то в конце XX в. ситуация резко изменилась. Примерно 49 % современных американских мужчин и женщин согласны с этим утверждением! В MMPI-2 был также осовременен язык около 14 % утверждений.
Восьмидесятые годы — годы значительного оживления в факторных исследованиях личности. На симпозиуме, посвященном факторным исследованиям личности (Гонолулу, 1980), в выступлениях Льювиса Гольдберга, Наоми Такемото, Андре Комрея и Джерси Виггинса обосновывалась пятифакторная модель личности, получившая название «Большой пятерки».Нельзя сказать, что ее авторы были полностью оригинальны в своих изысканиях (ср. с исследованиями, выполненными Терстоуном в 1930-х гг. и более поздними работами Р. Кеттелла), тем не менее модель вызвала значительный интерес. Пауль Коста и Роберт Мак-Гри, ранее развивавшие трехфакторную модель личности (1976), добавляют к своим факторам нейротизма, экстраверсиии открытости опытуеще два: склонности к согласию и добросовестности.На основе этой модели ими создается первый опросник, предназначенный для диагностики «большой пятерки» (1985).
Тем временем появляется множество компьютерных версий тестов, которые все чаще привлекают психологов. В течение 1983-1984 гг. результаты 300 000 тестовых исследований интерпретировались с помощью компьютера и высказывались предположения, что к 2000 г. практически все психологические тесты будут автоматизированы. Однако если в 1970-е гг. многие психологи оказались очарованы возможностями компьютеров и не особенно прислушивались к голосам, заявлявшим о проблемах, которые приносит с собой компьютеризированное тестирование, в это десятилетие предостережения звучат все чаще, носят более обоснованный характер и не остаются без внимания научной общественности. Указывается на необходимость продолжения исследований по определения валидности многих из автоматизированных тестов и полученных таким образом интерпретаций (Groth-Marnat и Shumaker, 1989). Компьютерные интерпретации, как оказалось, нуждаются в периодическом пересмотре. Также отмечается то, что должны быть решены вопросы, связанные с квалификацией, с одной стороны, разработчиков программного обеспечения, а с другой стороны — психологов, проводящих компьютерное тестирование. Компьютерные интерпретации справедливо характеризуются как такие, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего характера и тем самым применимы почти к каждому человеку.
В 1984 г. появляется еще одно справочное издание, посвященное тестам, — «Критика тестов» (Test Critiques), которое, наряду с «Ежегодниками психических измерений», становится важным источником информации и критических оценок в отношении сотен тестов. Завершится эта десятитомная серия в 1994 г.
Переиздание Американской психологической ассоциацией в 1985 г. «Стандартов для тестирования в образовании и психологии» явилось очередной вехой в совершенствовании нормативно-правовой основы диагностической деятельности.
1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг.
Чем ближе та точка в истории психодиагностики, которая называется «сегодня», тем труднее говорить о событиях, происходящих в этой области психологического знания, выделить наиболее значительные из них. И в этом нет ничего удивительного. История — это, как хорошо известно, рассказ о прошедшем, узнанном. Когда же события, о которых нужно было бы писать, в силу их близости к настоящему времени автору неизвестны, а известные еще не получили должной оценки и понимания, что возможно только по истечении некоторого времени, складывается весьма своеобразная ситуация, подразумевающая возможность переосмысления этой истории. Эту возможность мы и оставляем за собой на будущее.
Опубликованный в 1992 г. одиннадцатый выпуск Ежегодника психических измерений содержал сведения о 477 коммерческих тестах (тесты, которые, в отличие от исследовательских, изданы и предназначены для продажи специалистам)1. Наибольшая часть этих тестов предназначалась для диагностики личности (28,3 %), тогда как на исследование интеллекта были ориентированы всего 4,6 % от общего числа новых тестов (напомним, что каждый новый выпуск Ежегодника не повторяет ранее опубликованные тесты за исключением случаев их переиздания или рестандартизации).
Среди тестов для диагностики интеллекта по-прежнему первые по популярности места занимают предназначенные для разных возрастных групп шкалы Векс-лера. Эти шкалы совершенствуются: так в 1991 г. выходит третья редакция шкалы для детей ( WISC-R), а в 1998 г. — третья редакция шкалы для взрослых (WAIS-III).
Продолжают разработку новых тестов для измерения интеллекта А. Кауфман и Н. Кауфман. В 1990 г. был опубликован «Краткий тест интеллекта Кауфмана»,состоящий из одного вербального и одного невербального субтестов и охватывающий возрастной диапазон от 4 до 90 лет. В 1993 г. этими исследователями предложен «Тест интеллекта подростков и взрослых Кауфмана».При разработке теста была предпринята попытка интегрировать теорию текучего и кристаллизованного интеллекта с взглядами других исследователей. Отличительной чертой теста является множество необычных и интересных заданий, привлекающих внимание обследуемых.
Следует упомянуть и о развитии в США «Британской шкалы способностей»,о которой уже упоминалось ранее. Ее пересмотренная и расширенная версия под названием «Дифференциальные шкалы способностей»была издана Элиоттом в 1990 г. В этих шкалах автор избегает понятия интеллекта и предпочитает говорить о специфических способностях. Теоретическое обоснование шкал носит эклектический характер; используется однопараметрическая модель теории «задание—ответ», что позволяет градуировать каждое задание по уровню трудности (используется стратегия адаптивного тестирования). В целом шкалы, благодаря множеству психометрических новшеств, характеризуются высокой сложностью проведения и обработки результатов, что может препятствовать их распространению. Новые взгляды на измерение познавательной деятельности нашли свое отражение и в «Системе когнитивной оценки», разработанной Дж. Дасом и Нагли-
Десятый выпуск «Ежегодника» вышел в свет в 1989 г.
ери (1997). Задания, входящие в тест, определяющий так называемый когнитивный статус, предназначены для измерения основных познавательных функций, участвующих в научении, но, как предполагается, не зависимых от школьного обучения. Тест создан в соответствии с авторской моделью интеллекта, полагающей планирование, внимание, симультанную и сукцессивную обработку информации его важнейшими составляющими.
Не остаются забытыми и тесты для оценки познавательной деятельности младенцев. Среди наиболее интересных и вызвавших внимание исследователей можно назвать «Фэгена тест интеллекта младенцев»(Fagan Test of Infant Intelligence, 1992) и «Оценка возрастного развития младенцев и детей раннего возраста»{Infant-Toddler Developmental Assessment, 1995).
Интерес к проблеме интеллекта в том виде, как он измеряется тестами, оказался весьма устойчивым, и своеобразным итогом более чем двадцатилетних исследований в этой области была публикация «Энциклопедии человеческого интеллекта» {Encyclopedia of Human Intelligence, 1994). В то же время не прекращается воистину вечная дискуссия о врожденном (генетическом) и приобретенном в интеллекте. Выходит в свет книга американских психологов Ричарда Хернстайна и Чарльза Мюррея «Кривая "колокола"». Интеллект и классовая структура американского общества» {The bell curve: Intelligence and class structure in American life, 1994). Констатируя различия в IQ между разными этническими группами, населяющими США, авторы, полагая наследуемость интеллекта очень высокой, указывают на негативные общественные явления, связанные с появлением замкнутых элит и низших каст. Книга эта не только задела расовые чувства многих американцев, но и послужила, как пишет Анастази, еще большему укреплению разнообразных стереотипов и заблуждений, касающихся этнических и тендерных различий в выполнении тестов интеллекта, добавила путаницы и разногласий в этой сложной проблеме.
Процессы развития и использования личностных тестов не были столь дискуссионными в этот период. Незначительно, сравнительно с прошлым десятилетием, изменяется ситуация с популярностью личностных опросников. Анализ данных, содержащихся в PsyLit1, за период с января 1990-го по июль 1996 г. позволяет указать на следующие наиболее часто цитируемые опросники (табл. 1.1).
В 1992 г. публикуется вариант MMPI, предназначенный для обследования подростков — MMPI-A. Этот опросник, который начали разрабатывать в 1989 г., был стандартизирован на выборке, состоящей из 805 юношей и 815 девушек в возрасте от 14 до 18 лет. В опросник были включены новые шкалы: четыре шкалы ва-лидности и шесть дополнительных шкал.
В 1990-е гг. в психодиагностике продолжается изучение роли ситуаций в поведении индивидуума. Естественно, что по большей части это относится не к обычным житейским ситуациям — основное внимание уделяется анализу поведения
1 PsyLit - база данных, издаваемая на лазерных дисках Американской психологической ассоциацией. Предоставляет информацию (резюме) о статьях, публикуемых примерно в 1300 психологических журналах более чем из 50 стран мира. Также включены резюме книг и глав из книг, посвященных психологии и смежным наукам. Информация обновляется каждые три месяца.
Таблица 1.1 ________
Название личностного опросника Количество статей,
в которых упоминается
Опросник депрессии Бека | |
Опросник для диагностики тревожности | |
как черты и состояния | |
MMPI -2 | |
Опросник Айзенка (EPQ) | |
Опросник общего здоровья | |
Опросник Айзенка (ЕРГ) | |
Опросник 16 факторов личности | |
Опросник Миллона (I, II, III) |
человека в сложных, стрессовых условиях. Разрабатываются и соответствующие диагностические инструменты. К изучаемым феноменам в первую очередь относятся посттравматические стрессовые расстройства,для измерения которых создаются многочисленные опросники. Все большее значение придается разработке инструментов, позволяющих оценить особенности реагирования на сложную ситуацию (защитные механизмы, совладающее поведениеи др.).
Не теряют своего авторитета среди психологов и проективные тесты. Наряду с появлением новых, идет развитие уже известных. Преобладающей схемой интерпретации результатов по тесту Роршаха становится та, которая развивается в работах Дж. Экснера. В 1993 г. Экснер публикует нормативные данные, опирающиеся на обследование 700 нормальных взрослых и 1390 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Ирвинг Вейнер, известный специалист по тесту Роршаха, отмечает, что за последние два десятилетия эта популярная методика превратилась в стандартный и надежный с точки зрения психометрии инструмент оценки личности, применение которого позволяет сделать множество обоснованных выводов. Сказанное относится к разработкам Дж. Экснера, носящим, как уже отмечалось ранее, отчетливую психометрическую направленность. В то же время остаются и сторонники качественного анализа результатов по тесту Роршаха, хотя их становится все меньше и меньше. Проходят очередные международные конгрессы, посвященные тесту Роршаха и проективным методикам (XIV — в 1990-м, XV — в 1996-м, последний, XVI конгресс, состоялся в 1999 г. в Амстердаме). Выходит в свет 23-й том пользующейся большой популярностью среди специалистов по проективным методикам «Роршахианы»(1999).
Сравнительный анализ популярности проективных тестов и личностных опросников показывает, что и за рамками клинической психологии проективная техника не утратила своего значения. Проведенный в США в 1990 г. опрос 64 руководителей консультационных психологических программ по вопросу использования тренинга личностной оценки при подготовке психологов-консультантов показал, что 45 % опрошенных используют в своих программах так называемую «объективную» личностную оценку, а 32 % — проективную. Для проведения «объективной» личностной оценки чаще всего используют MMPI, Калифорнийский
[сихологический опросник и опросники Кеттелла. Для проективной личност-гой оценки применяют тест Роршаха, ТАТ и методики незаконченных предложений.
Начало 1990-х гг. отмечено значительным возрастанием числа тестов, исполь-ование которых предполагает наличие компьютера. Институт психических из-герений Буроса сообщал о том, что количество таких тестов возрастает от 4 — 1965 г. до 400 — в 1990 г. В то же время в большинстве своем это компьютеризи-ованные уже известные тесты, а не тесты, специально разработанные с учетом озможностей компьютера (компьютерные тесты). К концу 1990-х гг. можно кон-татировать определенный спад интереса к компьютеризированным тестам, и не олько потому, что зачастую возникают проблемы с их надежностью и валидно-тью. Многие психологи, прежде всего работающие в клинике, не удовлетворены редлагаемыми программами интерпретации получаемых результатов, вполне боснованно полагая, что данная работа — задача диагноста.
В 1990-е гг. Центр психических измерений Буроса1 начинает очередной про-кт — публикацию реферативных настольных книг по отдельным направлениям естирования. В 1994 г. выходит том, посвященный психологической оценке в шко-
е. Своеобразным подведением итогов развития психодиагностики в 1990-е гг.
гали публикации очередного, тринадцатого, выпуска «Ежегодника психических
змерений» (1998), в котором сообщается о 370 новых тестах (в 1999 г. выходит
риложение к этому Ежегоднику) и двухтомного Tests in Print (1999). Нельзя не
помянуть и уникальное 6-томное издание (1995), посвященное некоммерческим
зстам (тесты, которые не вышли за рамки научных исследований и не предна-
яачены для продажи другим пользователям), осуществленное Американской пси-
элогической ассоциацией {Directory of Unpublished Experimental Mental Measures).
Все возрастающая заинтересованность правительственных органов США в при-енении психологических тестов приводит в 1993 г. к образованию Совета по тести-эванию и оценке. Главная задача этого Совета состоит в разъяснении разнообраз-ым правительственным службам значения психологических тестов как орудий )сударственной политики. Опубликованные Советом отчеты свидетельствуют о
ж, что наибольшее значение американское правительство придает тестированию
области образования, а также совершенствованию имеющихся тестов.
Итак, «1990-е гг. свидетельствовали о неуклонном повышении и расширении итереса к психологическому тестированию. На это указывает как разработка но->1Х тестов, часть которых отражает принципиально новые подходы, так и непре-эащающиеся исследования существующих тестов наряду с систематическим пе-;смотром их более ранних версий» (Анастази, Урбина, 2001, с. 12). Добавим так-е, что по завершению этого десятилетия закончился более чем столетний период 1звития психодиагностики. За это время значительный прогресс был достигнут разработке методик, с помощью которых пытались измерять едва ли не все воз-эжные проявления индивидуальности. Психодиагностика прошла как через пи-i популярности и признания, так и по низинам яростной критики и даже забве-
31994 г. Институт психических измерений Буроса был преобразован в Центр психических измере-1ий Буроса, см. выше.
ния в отдельных странах мира. В новое тысячелетие эта наука, как и вся психология, вошла с множеством нерешенных проблем, но с обоснованной убежденностью в возможности их решении.