Методы и приемы воспитательного воздействия

1. Метод модификации, переучивания. Искусство и наука при данном подходе заключаются в том, чтобы вычленить из поведе­ния его небольшие элементы, выделить положительные моменты и стараться максимально одобрить их.

Начальным этапом такого переучивания является оценка (диаг­ностика) поведения ребенка (состояния его навыков). Необходимо учитывать детскую индивидуальность с точки зрения факторов мо­тивации (подкрепления): какой из них является для каждого конк­ретного ребенка самым действенным.

Способы формирования по­ведения: положительное подкрепление — поощрение, награда; от­рицательное подкрепление — наказание; отсутствие подкрепления — нулевое внимание. В большинстве случаев используется одобрение за правильные поступки (в форме заинтересованности взрослого, поощрения и похвалы либо материального вознаграждения или присвоения баллов, символических подкреплений). Кроме того, родителям предлагается применять методы игнорирования или от­каза от подкрепления неприемлемых поведенческих реакцией де­тей. Сложность этих методов в том, что они эффективны лишь в случае, если их применять последовательно и очень точно.

Нега­тивные санкцииприменяются для пресечения неадекватной фор­мы поведения.

2. Метод моделированияпредполагает эффект переноса жела­тельного поведения, а родитель — образец правильных действий.

3. Метод поэтапных изменении основанна том, что явные изме­нения в поведении достигаются в результате шагов, каждый из которых является таким незначительным, что почти не отличает­ся от предыдущего.

Например, этот метод применяется для устранения чрезмер­ной привязанности к объектам у многих аутичных детей. Так, один семилетний аутичный мальчик настаивал на том, чтобы всегда носить большой кожаный ремень, что существенно ограничивало его активность. Матери ребенка было предложено по ночам сан­тиметр за сантиметром постепенно укорачивать пояс, а также на том, чтобы в определенные приятные для ребенка ) моменты, такие как, например, время приема пищи, он откладывал пояс в сторону. Через две недели его вполне удовлетворял кусок кожи длиной в 10 см, который в случае необходимости он откладывал в сторону.

4.Метод десенсибилизацииразработан для преодоления страхов и
фобических реакций у детей и используется как вариант мето­дики поэтапных изменений.

В основе этого метода бихевиорального тренинга лежат два прин­ципа:

а) сочетание вызывающих тревогу стимулов с переживани­ем релаксации и удовольствия, которые и должны постепенно вытеснить чувство страха;

б) систематическое движение от наи­менее волнующих ситуаций к наиболее стрессогенным, вызываю­щим максимальную тревогу.

Методика десенсибилизации с боль­шим успехом применялась при коррекции таких состояний, как фобия животных, страх воды, школьная фобия и страх еды.

Описано лечение мальчика, который очень боялся собак. Вна­чале ему предъявляли маленьких пушистых животных, таких как морские свинки, которые почти не вызывали у него тревожных состояний, а затем постепенно, после того как мальчик привыкал к подобной стимуляции, ситуация усложнялась до тех пор, пока он смог без страха встречать и гладить больших и игривых собак.

5. Методика «выключенного времени», или тайм-аут,использу­ется в качестве альтернативы методам наказания.

Так, родители двух маленьких мальчиков, которые постоянно упрямились и «крушили» все вокруг, смогли применить тайм-аут в качестве эффективного метода воздействия. За непослушание детей наказывали пятиминутными тайм-аутами, и, если дети на­чинали вести себя хорошо, их поведение подкреплялось либо ро­дительским одобрением, либо материальным поощрением.

6. Техника «гиперкоррекции»направлена на устранение ущерба,
возникшего в результате негативных проступков, и усвоение пря­мо противоположных, правильных форм поведения. Метод восстановительной гиперкоррекциитребует, чтобы ребенок, отличающийся деструктивным поведением, устранил последствия своего
проступка. Например, ребенку, который бросает еду на пол, мо­жет быть предложено вымыть, отчистить и натереть пол мастикой.


Согласно методу гиперкоррекции позитивной деятельностью, ребенку, который бросает еду на пол, можно предложить в назна­ченное время накрывать на стол и помогать расставлять еду.

Представители бихевиористского направления полагают, что проявление родителями теплых и нежных чувств к ребенку долж­но быть обусловленным. Однако критики считают, что поскольку ребенок учится действовать только за вознаграждение, это стано­вится его системой ценностей, и желательные формы поведения он демонстрирует только тогда, когда это выгодно.

Наши рекомендации