Произношение речи на телевидении или радио.

Речь перед микрофоном.

Микрофон имеет единственное назначение: увеличить слышимость в больших помещениях или за их пределами. Поэтому процесс вещания кардинально отличается от простой речи. Требуется подготовка для ведения речи перед микрофоном.

Наиболее распространённая ошибка начинающих ораторов состоит в том, что они начинают кричать в микрофон на высоких тонах. А кроме того, многие считают, что микрофон усиливает звучание, а поэтому говорят монотонно и без эмоционально.

Совершенность транслирующей установки не имеет особого значения. В любом случае, при трансляции звук становится менее разборчив, искажается тембр голоса, появляется чрезмерная отражающая звонкость, хаотичность звучания. Также, некоторые согласные приобретают несоразмерную увеличенную выпуклость, это относится к таким согласным как: «т», «п», «с», «ш» и «ч».

Вышеуказанные недостатки можно предолеть используя:

1. Снижение темпа речи

2. Чёткую артикуляцию

3. Равномерный воздушный поток

Также, не следует изменять расстояние от микрофона, так как он обладает сверхчувствительностью к шумам.

Микрофон подчёркивает голосовые и дикционные дефекты и усиливает малейшую фальшь. Поэтому не случайно перед журналистами, выходящими в теле - и радиоэфир, ведущими программ, дикторами в качестве профессиональной задачи ставится основательная работа по изучению всех вопросов голосообразования, по разработке голоса, совершенствованию его лучших качеств. Эти знания и навыки полезны и для не журналистов.

Стремясь овладеть техникой речи по микрофону, первоначально требуется добиться непринуждённого тона, характерного для обычной беседы.

Микрофон не должен стеснять свободу движений. Но и с другой стороны, нельзя разгуливать возле него: наклоняться, шататься из стороны в сторону, иначе это вызовет то усиление, то ослабление звука. Но мимика и жестикуляция необходимы, так как они всегда сопровождаются с обычной речью. Также нужно привыкнуть смотреть не на микрофон, а на слушателей.

Было бы заблуждением считать, что если вас не видят во время речи по радио, то можно подавить физическую активность. В условиях, когда обратная связь отсутствует, чрезвычайно важно оживить мимику, жестикуляцию и прочие приемы внешней выразительности. Отказаться от внешних проявлений активности – значит снизить силу и выразительность голоса. Причём необходимо не путать выразительность и громогласность.

Речь в телестудии.

Речь в телестудии отличается от обычной публицистической речи в меньшей степени, чем речь на радиостанции. Но здесь появляются другие проблемы, связанные с внешним видом оратора. На телевидении очень важно то, как ведущий ведёт себя перед камерой, так как крупный план позволяет рассмотреть черты лица, мимику, жесты, детали одежды и сделать соответствующие выводы. Но это совсем не значит, что оратор должен выглядеть чрезмерно ярко, слишком активно жестикулировать, телеведущий не должен отвлекать публику от передачи и обсуждаемых на ней вопросах.

Однако, существует ряд психологических трудностей, которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению, которые обнаружил отечественный психолог А.А. Леонтьев:

Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.

Во-вторых, человек слушает и смотрит радио- и телепрограммы, в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио и телевидению ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстраненности, а с другой — доверительность, неофициальность.

В-третьих, аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей/зрителей.

Очень важно для оратора составленная перед своим выступлением речь. В частности она должна соответствовать некоторым требованиям:

1. Речь должна быть интересной и захватывающей с начала и до конца

2. Речь должна быть подготовлена для выступления перед небольшой аудиторией

3. Речь должна быть обращена к разнородной публике.

4. Речь должна достигать цели, будучи воспринята только в слух.

Произношение речи на телевидении или радио.

Не нужно говорить только по конспекту, кроме случаев передачи по телевидению, где необходимо учить текст наизусть. Фактически, речь по радио, представляет собой чтение по радио, но это не значит, что вы должны приступить сразу к чтению без предварительной репетиции.

Никогда не кричите в микрофон, громогласность должна уступить место насыщенному звучанию.

Также существует проблема психического напряжения во время передачи. Это напряжение может вызвать поверхностное дыхание – дыхание грудного типа. Становится слышно, как человек «ловит воздух» при каждом вздохе. Микрофон улавливает все.

Экономное использование лексики. Восприятие устной речи затрудняется при превышении определенных порогов лексического разнообразия. Если письменная речь подразумевает развернутость словесного выражения мысли, приведения логически строгой системы аргументов, то устная речь не требует этой развернутости. Удачное сравнение, метафора или намек могут сделать больше, чем точное и строгое, но длинное доказательство.

Заключение.

В заключение я могу сказать, что речь перед микрофоном и телеэкраном значительно отличается от обычно публицистической или повседневной речи, однако их объединяет то, что это тип устной публицистической речи.

Рассмотренные выше особенности речи на теле- или радиостудии, обращённой к многомиллионному слушателю и зрителю, позволяют характеризовать её как особую форму ораторского искусства, которое требует от выступающего специальной подготовки и умение использования приёмов.

Список литературы.

1. Русский язык и культура речи – ред. В. И. Максимова

2. Сопер, П. Основы искусства речи/П. Сопер. – М.:Б.И., 1992. – 446с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов - 6-е изд., - Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2001. — 544 с.

4. Психология и этика делового общения/ Под ред. В.Н. Лавриненко.

5. Шейнов, В.П. Риторика/В.П. Шейнов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 592с.

Наши рекомендации