Сопротивление изменениям в организации. Преодоление сопротивления нововведениям в организации
Изменения — это крайне трудный и болезненный процесс. Чем более глубокие и радикальные изменения происходят в организации, тем выше вероятность сопротивления им.
Причины сопротивления могут быть экономическими, организационными, личностными, социальными, политическими и др.
Причины сопротивления изменениям:
чувство неопределенности будущего положения вследствие недостатка информации, пессимистичной оценки перспектив;
ощущение угрозы социальным отношениям;
нежелание изменять сложившиеся трудовые навыки.
Формы сопротивления изменениям могут быть различны, например, неприкрытая оппозиция и возмущение, жалобы, равнодушие, снижение интенсивности труда, уход с работы и др.
Виды сопротивления | Факторы сопротивления |
Логические, рациональные возражения | Время, необходимое для адаптации Возможность создания нежелательных условий, например понижения квалификации Экономические издержки в результате изменений Сомнения в технической целесообразности изменений |
Психологические, эмоциональные установки | Страх неизвестности Неумение адаптироваться к переменам Антипатия к менеджменту и другим агентам перемен Неверие в других людей Потребность в безопасности, желание сохранить статус-кво |
Социологические факторы, групповые интересы | Политические коалиции Поддержка групповых ценностей Локальные ограниченные интересы Желание сохранить дружеские отношения |
Преодоление сопротивления изменениям
Для преодоления сопротивления организационным изменениям и нововведениям менеджеру рекомендуется использовать следующие принципы управления:
следует максимально привлекать к управлению изменениями всю лояльно настроенную часть персонала;
необходимо любым способом заинтересовать в изменениях лидеров неформальных групп;
изменения нельзя начинать при временной напряженности в работе;
изменения не должны быть неожиданными для персонала;
первая информация об изменениях обязательно должна исходить от авторитетного источника;
изменениями не должны руководить лица, лично материально в них заинтересованные (или полностью незаинтересованные);
персонал должен знать все выгоды от изменений;
следует открыто обсуждать идеи и направления изменений;
менеджер должен любым путем облегчить персоналу тяготы изменений (трудоустраивать, направлять на переподготовку, давать дополнительное время для отдыха и т.п.);
в разумных размерах необходимо использовать «подкуп», т.е. обещать материальные выгоды, замораживание сокращения штатов и др.;
в состав инициативных рабочих групп следует вводить авторитетных, но скептически настроенных лиц;
следует составлять и оглашать жесткие графики действий, формируя у персонала установку на неизбежность организационных изменений;
в отдельных случаях следует огласить санкции за сопротивление изменениям.
Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранить сопротивление организационным изменениям, оказывают методы преодоления сопротивления. Набор этих методов варьируется от мягких (косвенное воздействие на сотрудников) до жестких (принуждение). В практическом менеджменте применение каждого метода требует анализа конкретной ситуации с учетом целей, задач, сроков, характера изменений, сложившегося в организации баланса сил.
Проведение изменений должно завершиться установлением статус-кво в организации. Поэтому важно не только устранить сопротивление изменениям, но и добиться, чтобы оно было поддержано сотрудниками организации и стало реальностью.
Одним из основных методов снижения уровня и распространенности сопротивления изменениям со стороны сотрудников организации считается привлечение их к процессу изменений на самом раннем этапе — при подготовке и принятии решений о них.