Тема 2.1. Общая характеристика малоформализованных методов
Наблюдение беседа и анализ продуктов деятельности.
Специфика наблюдения как психодиагностического метода. Виды наблюдений. Психодиагностические вопросы, решаемые путем наблюдения. Способы повышения надежности наблюдений. Карта Д. Стотта.
Беседа как метод психодиагностики. Виды психодиагностической беседы. Технология ведения беседы. Стадии беседы.
Контент – анализ, организация данных, способы обработки.
Вопросы и задания самостоятельной работы:
5. Каковы критерии разделения психодиагностических методов на малоформализованные и строгоформализованные?
6. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики?
7. Какие виды наблюдения вы знаете?
8. Каковы основные трудности проведения беседы в практических целях?
9. Каковы правила проведения психодиагностической беседы?
Основная литература:8, 9, 14, 22, 23, 26
Дополнительная литература: 5, 6, 7.
Тема 2.2. Опросники.
Специфика тестов- опросников, их отличие от других психодиагностических методов. «Эффект фасада», обращенность к субъективному опыту испытуемого. Пути повышения надежности тестов- опросников.
Вопросы и задания самостоятельной работы:
1. Каковы области применения анкет и опросников? В чем главные недостатки этих методов?
2. Назовите основные виды личностных опросников.
3. Перечислите основные виды контрольных шкал, особенности и цели использования каждой из них.
5. Выберите по одному личностному опроснику каждого вида (типологические, отдельных черт личности, мотивов, интересов, ценностей и установок) и дайте его характеристику.
Основная литература:8, 9, 15, 22, 23, 26, 27, 29, 32
Дополнительная литература:1, 5.
Тема 2.3. Многофакторные опросники личности.
Целостный подход к диагностике личности с позиций гуманистической психологии. Теория самоактуализации личности А. Маслоу. Тест самоактуализации личности (SAT). Описание основных и дополнительных шкал (SAT). Интерпретация полученных результатов.
Личностный опросник 16- PF Р. Кеттела. Факторная теория личности Р. Кеттела. Варианты опросника- подростковый и взрослый. Основные способы интерпретации результатов теста.
Вопросы и задания самостоятельной работы:
1. Опишите основные шкалы теста самоактуализации личности (SAT).
2. Какие задачи можно решить с помощью SAT?
3. Каковы достоинства и недостатки опросника 16 – PF Р. Кеттела?
Основная литература:8, 9, 15, 17, 19, 23, 26, 27, 29, 32
Дополнительная литература:1, 5.
Тема 2.4. Измерение отдельных проявлений и параметров личности.
Опросник самоотношения В.В. Столина. Теория уровневого строения самоотношения В.В. Столина. Способ интерпретации результатов.
Тесты опросники для измерения сферы интересов (ОДАиИ, анкета самооценки Е.А. Климова). Целевое назначение этих тестов- опросников.
Возможности тестов- опросников в измерении тревожности. Личностный опросник Спилбергера – Ханина. Интерпретация полученных данных.
Тест – опросник межличностных отношений Т. Лири. Практическое занятие по этому тесту. Обработка и интерпретация полученных результатов.
Теория акцентуации характера К. Леонгарда. Возможности диагностики акцентуации характера с помощью тестов- опросника Смишека. Теория акцентуации характера Е. Личко. Диагностика акцентуаций характера с помощью опросника ПДО. Основные шкалы этих тестов, особенности их интерпретации.
Тест- опросник мотивации достижения А. Мехрабиана. Теория мотивации достижения в когнитивной психологии. Способы обработки и интерпретации теста.
Тест стратегии поведения в конфликтных ситуациях Томаса.
Тест детско – родительских отношений А.Я. Варги – В.В. Столина.
Вопросы и задания самостоятельной работы:
1. Представьте практическую ситуацию в школе, где может быть желательна диагностика акцентуаций характера.
2. Каковы возможности тестов- опросников в измерении тревожности.
3. В каких случаях диагностика тревожности с помощью опросников может быть недостаточно надежной?
4. Для чего применяется опросник Т. Лири?
Основная литература: 9, 26, 27, 29.
Дополнительная литература:5