Статус и групповые нормы поведения

Статус - положение человека в системе межличностных отношений в организации, связанное с определенными правами, обязанностями и привилегиями. Различают социальный и личностный статус.

Социальный статус- профессиональная, должностная и (или) имущественная ценность личности по оценкам общества.

Статус личности -ценность человека в рамках одной группы, которая обусловлена различными привлекательными для группы ее характеристиками (образованием, профессионализмом, культурным уровнем, индивидуальными качествами, собственностью, наружностью и др.).

Система групповых ожиданий- совокупность мнений членов группы (организации) об ожидаемом поведении индивида. С групповыми ожиданиями тесно связано понятие«групповая норма».В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы ориентированы на всех членов группы.

Групповые нормы- совокупность правил и требований, вырабатываемых группой (организацией), играющих роль важнейших средств регуляции поведения ее членов и позволяющие применять санкции к лицам, использующие неприемлемые формы поведения. Иногда групповые нормы определяются как неформальные требования той или иной социальной группы к своим членам.

Нормы могут быть универсальными (обязательными для всех) и частными, иметь строго предписанный характер или выступать в качестве ориентиров.

Различают следующие виды норм:

- связанные с процессом исполнения;

- регламентирующие неформальные социальные соглашения;

- связанные с распределением ресурсов (например, последовательность предоставления льгот, привилегий и др.);

- общие организационные (требования к служебной одежде, стандарты поведения при ведении переговоров, деловых встреч, совещаний и др.).

Таким образом, нормы определяют, что члены группы или другие люди должны делать, что им следовало бы делать, что будут делать в данной ситуации.

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Коммуникация(от лат. communico - делаю общим, связываю) - процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или поведение.

Коммуникации в организацииявляются связующими процессами в деловых и межличностных отношениях персонала организации. Это - основной способ реализации управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля деятельности персонала. Руководитель от 50 до 90 % времени тратит на коммуникации.

Цель коммуникации -добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

Основные функции коммуникаций:

- познавательная- передача содержания, информации.

- побуждающая - влияние с целью изменить отношение к чему-либо или что-либо сделать.

- социально – ритуальная - поддержание обычаев, норм и процедур поведения.

- несловесная- общение с помощью поз, жестов и мимики.

- экспрессивная - передача чувств, эмоций, оценок, взглядов.

Виды коммуникаций в организациях:

- между организацией и внешней средой;

- межуровневые;

- руководитель – подчиненный;

- между руководителем и рабочей группой;

- неформальные.

Длякоммуникаций с внешним окружением организации пользуются разнообразными средствами:

-с реальными и потенциальными потребителямиорганизации осуществляют с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок;

-с государственными органами.Каждая организация в своих ежегодных отчетах сообщает государственным органам информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем размещении, возможностях, льготах и т.п.

- с общественностью, первостепенное внимание уделяются созданию определенного образа, «имиджа» организации на местном, общенациональном или международном уровне.

Наши рекомендации