Статус и групповые нормы поведения
Статус - положение человека в системе межличностных отношений в организации, связанное с определенными правами, обязанностями и привилегиями. Различают социальный и личностный статус.
Социальный статус- профессиональная, должностная и (или) имущественная ценность личности по оценкам общества.
Статус личности -ценность человека в рамках одной группы, которая обусловлена различными привлекательными для группы ее характеристиками (образованием, профессионализмом, культурным уровнем, индивидуальными качествами, собственностью, наружностью и др.).
Система групповых ожиданий- совокупность мнений членов группы (организации) об ожидаемом поведении индивида. С групповыми ожиданиями тесно связано понятие«групповая норма».В отличие от ролевых ожиданий, которые обращены к отдельным людям, нормы ориентированы на всех членов группы.
Групповые нормы- совокупность правил и требований, вырабатываемых группой (организацией), играющих роль важнейших средств регуляции поведения ее членов и позволяющие применять санкции к лицам, использующие неприемлемые формы поведения. Иногда групповые нормы определяются как неформальные требования той или иной социальной группы к своим членам.
Нормы могут быть универсальными (обязательными для всех) и частными, иметь строго предписанный характер или выступать в качестве ориентиров.
Различают следующие виды норм:
- связанные с процессом исполнения;
- регламентирующие неформальные социальные соглашения;
- связанные с распределением ресурсов (например, последовательность предоставления льгот, привилегий и др.);
- общие организационные (требования к служебной одежде, стандарты поведения при ведении переговоров, деловых встреч, совещаний и др.).
Таким образом, нормы определяют, что члены группы или другие люди должны делать, что им следовало бы делать, что будут делать в данной ситуации.
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
Коммуникация(от лат. communico - делаю общим, связываю) - процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или поведение.
Коммуникации в организацииявляются связующими процессами в деловых и межличностных отношениях персонала организации. Это - основной способ реализации управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля деятельности персонала. Руководитель от 50 до 90 % времени тратит на коммуникации.
Цель коммуникации -добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Основные функции коммуникаций:
- познавательная- передача содержания, информации.
- побуждающая - влияние с целью изменить отношение к чему-либо или что-либо сделать.
- социально – ритуальная - поддержание обычаев, норм и процедур поведения.
- несловесная- общение с помощью поз, жестов и мимики.
- экспрессивная - передача чувств, эмоций, оценок, взглядов.
Виды коммуникаций в организациях:
- между организацией и внешней средой;
- межуровневые;
- руководитель – подчиненный;
- между руководителем и рабочей группой;
- неформальные.
Длякоммуникаций с внешним окружением организации пользуются разнообразными средствами:
-с реальными и потенциальными потребителямиорганизации осуществляют с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок;
-с государственными органами.Каждая организация в своих ежегодных отчетах сообщает государственным органам информацию по финансам и маркетингу, а также приводит сведения о своем размещении, возможностях, льготах и т.п.
- с общественностью, первостепенное внимание уделяются созданию определенного образа, «имиджа» организации на местном, общенациональном или международном уровне.