Действительно ли всегда можно отказаться быть несчастным?
Основная мысль этой книги довольно оригинальна. Ее можно сформулировать так:в большинстве своем людские огорчения и серьезные эмоциональные расстройства являютсясовершенно ненужными, и более того — неэтичными. То есть как это — неэтичными?!Да очень просто, ведь, позволяя тревоге или депрессии одолеть себя, выдействуете против самого себя — и, следовательно, поступаете поотношению к себе несправедливо и нечестно.
Ваше беспокойное состояние оказывает неблагоприятное влияние и на окружающихлюдей. Оно расстраивает ваших родных и друзей и даже, в какой-то мере, людей,непосредственно с вами не связанных. Цена паники, гнева, жалости к себенеоправданно высока. Она выражается в попусту затраченном времени и средствах,в ненужных усилиях, в напрасной душевной тревоге, в пренебрежении интересамидругих людей, в глупом растранжиривании возможностей наслаждаться своейединственной — да-да, единственной — жизнью.
Какая невосполнимая потеря! И какая неоправданная!
Но разве душевное страдание не является одним из состояний, присущихчеловеку? Да, является. Но разве не повелось так с незапамятных времен? Да,повелось. Но разве не следует из этого, что, пока мы остаемся людьми,способными чувствовать, наши страдания неизбежны?
Нет, не следует.
Давайте не будем путать неприятные чувства с эмоциональными расстройствами.Человеку свойственно чувствовать. Животные тоже умеют чувствовать, но нестоль тонко. Собаки тоже переживают то, что мы называем любовью, печалью,страхом или удовольствием. Их чувства несколько отличны от наших, но несомненноодно — они у них есть.
Ну а как насчет благоговения? Романтической любви? Поэтического экстаза?Жажды творчества? Любознательности исследователя? Неужели собаки и шимпанзетоже испытывают нечто подобное?
Лично я в этом сомневаюсь. Наши тонкие, неуловимые, романтические,творческие чувства произрастают из довольно сложных мыслей и философскихпостроений. Как указывали античные философы — стоики Эпиктет и Марк Аврелий,нам, людям, свойственно чувствовать так же, как мы мыслим. Ну если и неабсолютно так же; то в основном.
Именно в этом заключается главная идея рационально-эмотивной терапии (РЭТ),которую она проводит в жизнь уже более тридцати лет. Создавая РЭТ, язаимствовал некоторые мысли и принципы как у древних философов, так и у болеесовременных мыслителей — Баруха Спинозы, Иммануила Канта, Джона Дьюи и БертранаРассела.
В значительной степени мы сами создаем свои чувства. Мы учимся этомуу своих родителей и окружающих нас людей или самостоятельно производим какздравые, так и безумные мысли.
Создаем сами? Безусловно! Сознательно или бессознательно, но в любом случаемы вполне самостоятельно выбираем путь своего мышления, а следовательно, и своичувства — и те, что во благо себе, и те, что во вред.
Правда, такая самостоятельность весьма относительна, так как нельзяСбрасывать со счетов влияние наследственности и окружения.
Нет, мы вовсе не рождаемся с готовыми, вполне определенными мыслями,эмоциями и стилем поведения; равно как и наше окружение непосредственно не заставляет нас чувствовать или действовать определенным образом. Да, безусловно, геныи социальное воспитание во многом определяют наши поступки, и обычно мыдействуем в соответствии с тем, что в нас «вложили» (считая это оправданием),однако мы вовсе не обязаны действовать именно так, а не иначе.
Определенно — не обязаны!
Нельзя сказать, что у нас имеется неограниченная свобода волеизъявления. Ксожалению, это не так. Сколько ни маши руками, все равно не взлетишь. Не так-топросто отказаться от пристрастий к сигаретам, алкоголю, сластям или от привычкиоткладывать дела со дня на день. Для того чтобы избавиться от вредной привычки,нужно потратить бездну времени И увы, на это уходят наши лучшие годы.
Но все-таки мы можем по своему желанию изменить себя Мы способны преобразоватьсвои самые устоявшиеся мысли, чувства и действия. Почему? Да потому, что, вотличие от собак, обезьян и тараканов, мы — люди. И как таковые имеем врожденнуюспособность (и можем самостоятельно ее развить) — которой не обладают другиеживые существа — способность размышлять о своих мыслях. Все мы философы отрождения и к тому же можем философствовать о своей собственной философии,рассуждать по поводу своих рассуждений
Вот как раз в этом нам крупно повезло! Именно это дает нам некоторую степеньсамоопределения и свободы волеизъявления. Если бы мы мыслили только в одной плоскости,не имея возможности оценивать свои мысли, взвешивать свои чувстваи пересматривать свои поступки, то где бы мы были сейчас? Хорошее этобыло бы местечко!
Но в действительности мы не вязнем в болоте и не барахтаемся в сети привычек— если только, конечно, сами этого не захотим. И все это по той простойпричине, что мы способны вполне сознательно оценить, каково наше окружение икаковы мы сами. Мы рождены с редким даром наблюдать за собой иобдумывать свое поведение. Нельзя сказать, что у других животных (например, увысших приматов) отсутствует самосознания. Оно есть, но его возможностивесьма ограниченны.
Настоящее самосознание есть только у нас, у людей. Мы можем, хотя ине обязаны, обдумывать свои цели, желания, задачи. Мы можем оценить,пересмотреть и изменить их. Мы можем оценивать и пересматривать уже измененные идеи, чувства и поступки. И еще раз их переделать. Мы можем переиначиватьсвой мир снова и снова!
Но давайте не будем преувеличивать идею «самоизменения». Конечно, у нас есть такая возможность. Конечно, мы можем использовать ее, но не безнекоторых ограничений.
В основном наши исходные цели и потребности имеют генетическую природу, атакже «всплывают» из информации, которая была получена нами в раннем детстве.
Нам нравится материнское молоко (или его заменители), нам нравитсянежиться на руках родителей. Мы любим материнское молоко и ласки потому, что рождены с такой потребностью, потому что нас так научили, потому что этовошло в привычку. И значит, то, что мы называем нашими потребностями ипристрастиями, нельзя считать результатом свободного выбора. Очень многоевросло в нас на уровне приобретенной наследственности или воспитания.
Чем активнее мы используем свое самосознание, чем больше думаем о личных потребностях и целях — тем выше наше самоопределение, тем большую свободу мы обретаем. То же самое касается и наших эмоций, наших здоровых или расстроенных чувств. Проанализируем те чувства разочарования, которые мы переживаем во время неприятных жизненных ситуаций. К примеру, кто-то пообещал вам дать работу или одолжить денег, а потом подвел вас. Разумеется, вы разочарованы и расстроены. Ну и прекрасно. Ведь отрицательные эмоции говорят о том, что вы не получили того, чего хотели, и побуждают вас искать новую работу или новый заем.
Итак, иногда отрицательные эмоции разочарования и печали лишь поначалу проявляются как «плохие», но по большому счету они помогают вам получить то, что вы хотите, и не получить того, чего вы не хотите.
Есть ли у человека возможность выбора здоровых отрицательных эмоций в трудные моменты жизни? Да, есть. Вы можете выбрать крайнюю степень раздражения — или легкое недовольство. Вы можете сосредоточиться на тех положительных моментах, которые связаны с потерей работы (можно поискать новую и лучшую работу), и вовсе не расстраиваться. Вы можете облить презрением того человека, который пообещал вам работу и подвел вас, — теперь-то вы знаете, насколько вы сами лучше «этого слизняка».
Вы можете постараться придать больший вес тем неприятностям, которые ждалибы вас, если бы вы получили обещанную работу (долгая выматывающая дорога), и вконце концов испытаете даже некоторое удовлетворение оттого, что не будетеработать именно там. Вам потребуется приложить усилия для того, чтобы непереживать из-за неприятностей, но это будет результат вашего свободного выбора.
Итак, у вас есть некоторый выбор естественных, нормальных реакций наутрату работы (или кредита, или чего-то еще). В обычной ситуации вы не станетенапрягаться и сознательно рассматривать проблему выбора, вы предадитесьестественным, здоровым чувствам разочарования и недовольства, которые в будущемпомогут вам. Вы переживете эти чувства и извлечете из них пользу для себя.
А теперь предположим, что вас несправедливо лишили работы или денег, — вэтом случае вы чувствуете крайнюю степень раздражения, депрессию, вы готовыклеветать на себя, вы в ярости. Вы видите, что с вами обошлись несправедливо. Ивы усиленно растравливаете свою обиду. И все-таки, можете ли вы в этой ситуациисознательно выбрать отказ от этих, чрезмерно сильных, опасных эмоций?
Да, вы это можете.
Такова главная тема этой книги: неважно, насколько плохо вы действовали;неважно, насколько несправедливо обошлись с вами; неважно, в каких тяжелыхусловиях вы живете, — у вас всегда (да, ВСЕГДА) остаются способности исилы изменить свои чувства тревоги, разочарования, отчаяния, враждебности.
Вы не только можете ослабить эти чувства, вы можете их полностью уничтожить— если будете применять методики, изложенные в следующих главах; если выпо-настоящему поработаете, используя их.
Когда вы переживаете по-настоящему тяжелую утрату, то неужели паника,депрессия или гнев кажутся вам ненатуральными? Нет, они совершенно естественны.Они настолько естественны, что являются основополагающей частью душевногосостояния человека. Они являются естественными, универсальными и всеобщими.Фактически все мы переживаем такие чувства — и притом очень часто! Было быочень странно, если бы вы не испытывали подобных чувств.
Но то, что является нормальным или распространенным, необязательно является здоровым. Простуда — распространенное явление. Атакже синяки, переломы и инфекции. Но вряд ли кто-то сочтет их полезными!
То же самое касается и чувства тревоги. Озабоченность, настороженность,легкая тревога являются нормальными и здоровыми чувствами. Если у васнулевой уровень тревожности, вы можете не обратить внимания на то, куда идете ичто делаете, не заметить угрозы и можете даже попасть в серьезную передрягу илинавлечь на себя смертельную опасность.
Но чрезмерная тревога, нервозность, ужас и паника, хотя и являютсянормальными (и распространенными) чувствами, ни в коем случае не являютсяздоровыми. Чрезмерная тревога ведет к отчаянию, страху, ужасу. Она ледениткровь и заставляет действовать неразумно, некомпетентно и асоциально. А потомув любом случае сохраняйте чувство осторожности, но отриньте чрезмерную тревогу,панику и ужас.
Как это сделать?
Во-первых, признайте, что эти чувства совершенно различны, и не старайтесьиграть словами и убеждать себя в том, что тревога — это вполне здоровоесостояние. Не надо объявлять тревогу неизбежным состоянием, которое предстоитиспытывать всю жизнь. Не путайте: осторожность или озабоченность действительноявляются почти неизбежными (и полезными для вас) чувствами, но никак не паникаи не страх.
Какая разница между беспокойством и паникой?
Переход от беспокойства к панике происходит тогда, когда вы начинаетевоспринимать свои потребности как абсолютную необходимость. Как я ужеуказывал ранее в книге «Новый путь к разумной жизни», человек самстановится источником повышенной тревоги, когда делает шаг от своих склонностейк должномании.
Если вы предпочитаете все делать xopошо и хотите, чтобы вас так и воспринимали окружающие, то, естественно, вы беспокоитесь, как бы не потерпеть неудачу и не быть отвергнутыми.
Ваше здоровое беспокойство побуждает вас действовать компетентно и хорошо. Ноесли вы полагаете, что вы всегда, при любых обстоятельствах обязаны вседелать хорошо и что окружающие непременно должны вас именно так ивоспринимать, то рано или поздно вы ввергнете себя — причем, заметьте, своимисобственными усилиями — в настоящую панику из-за того, что не сможетеработать так хорошо, как должны.
Если теории Эпиктета, Карен Хорни (впервые заявившей о «тирании долга»),Альфреда Коржибски (основателя общей семантики) и рационально-эмотивной терапииверны, то, следовательно, мы практически всегда сами навлекаем на себяэмоциональные проблемы, предаваясь одному из распространенных видовизвращенного мышления — должномании. Следовательно, если вы поймете,каким образом сами себя расстраиваете, соскальзывая на путь иррациональныхпонятий об обязанностях и потребностях, допуская, чтобы они подсознательновползли в ваши мысли, то в любой момент сможете перестать беспокоиться из-зачего бы то ни было.
Всегда? Ну, почти всегда, так как у правила должномании естьнесколько исключений, которые мы обсудим позднее. Но все-таки в девяноста пятислучаях из ста, обнаружив у себя элементы должномании, вы можете,мгновенно изменив свои мысли, просто отказаться расстраиваться из-за технеприятностей, которые обычно огорчают вас.
Да неужели?
Да, это действительно так, и вы в этом можете убедиться, если хотя бынемного поразмыслите на эту тему.
Могу ли я доказать данное РЭТ-утверждение? Мне кажется, могу. Современнаяпсихология провела множество Экспериментов, которые показали, что, находясь всостоянии паники или депрессии, люди путем изменения своего взгляда на вещиспособны преодолеть разрушительные чувства и начать жить более счастливо испокойно. Благодаря усилиям школ рационально-эмотивной терапии, когнитивнойтерапии и других направлений когнитивно-бихевиоральной терапии в настоящеевремя мы имеем более двух сотен серьезных научных исследований, которыепоказывают, что обучение людей изменению своего негативного восприятия событийпомогает им чувствовать и вести себя гораздо лучше.
Да и множество других исследований также подтверждают, что методырационально-эмотивной терапии работают весьма эффективно. Другая серияисследований — в настоящее время их число достигло двухсот пятидесяти —направлена на то, чтобы установить, какая взаимосвязь существует междуиррациональными представлениями людей (которые я описал еще в 1956 году) иуровнем их эмоционального расстройства.
Около 95 процентов этих исследований показывают, что люди, страдающие отсерьезных эмоциональных проблем, имеют гораздо больше иррациональныхпредставлений, чем люди, эмоциональная сфера которых более стабильна.
Означает ли наличие всех этих научных доказательств, что вы сможете легко ипросто обнаружить свои жесткие установки, свои «должен» и «обязан», своизаповеди и требования, которые делают вас несчастными, и быстро отделаться отних? Сможете ли вы начать ясно мыслить и, следовательно, жить более спокойно?
Необязательно! Для этого требуется нечто большее.
Но ответ все-таки существует. Вы можете увидеть, обсудить и подавить теиррациональные представления, которые расстраивают вас. Вы можете прибегнуть кметодам исследовательского мышления для того, чтобы выдернуть с корнем ваширазрушительные догмы.
Как это сделать?
Прочитайте следующую главу.
Но сначала выполните упражнение.
РЭТ-упражнение № 1
Поначалу это упражнение, возможно, покажется вам совсем простым, но неспешите с выводами. Данное упражнение продемонстрирует разницу между уместными и неуместными отрицательными эмоциями, возникающими тогда, когдачеловек раздумывает, как ему не повезло в прошлом, или непосредственнопереживает неприятности.
Различие между уместными беспокойством, осторожностью и бдительностью инеуместными тревогой, нервозностью и паникой.
Вообразите себе самое плохое, что может произойти с вами в будущем, —например, потерю хорошей работы, получение травмы в автомобильной катастрофеили утрату любимого человека. Представьте себе как можно живее, что такоесобытие может вскоре произойти — причем с большой вероятностью. Что вычувствуете? Что вы говорите себе при этом?
Если вы испытываете уместное беспокойство, то говорите себе примерноследующее: «Конечно, я не хочу, чтобы это со мной случилось, но если уж такоепроизойдет, я постараюсь с этим справиться». «Если мой друг заболеет или умрет,это будет очень печально. Но я все-таки буду продолжать жить и, возможно, невсе последующие годы проведу в тоске и печали». «Если я потеряю зрение, мнебудет очень тяжело, но ведь другие радости жизни останутся при мне, не так ли?»
Обратите внимание на то, что все эти мысли констатируют факт утраты ипечали, но в то же время добавляют некоторое «но», которое оставляетвозможность не только жить дальше, но и радоваться жизни.
Если вы переживаете неуместную тревогу, нервозность или панику,поищите в словах, которые вы говорите самому себе, такие обороты, как «должен»,«необходимо», «не могу этого пережить», «невыносимо», «я виноват во всем» ипрочие проявления самоуничижения и обобщения. Например: «Если я потеряю работу— а такого со мной никак не должно случиться, — мне уже никогда неполучить такой хорошей работы — ведь это покажет, насколько я некомпетентный работник!», или: «Мне нужна гарантия того, что мой супруг ни вкоем случае не умрет, потому что, если он умрет, я не вынесу одиночестваи останусь несчастной на всю жизнь», или: «Я не должен потерятьзрение — если такое со мной случится, это будет ужасно, это будет страшно, я уже никогда не смогу радоваться жизни»
Обратите внимание на то, что все вышеупомянутые стенания, по сути, являютсялишь предсказаниями безоговорочных и нескончаемых страданий, — после нихпоявляется ощущение, что нет ни единого шанса выйти из замкнутого круга.
А теперь представьте себе, что страшное событие уже свершилось: вы потерялиденьги, вам назначили начальника, который вас постоянно пилит, с вами нечестнопоступил друг или супруг. Скажите, что вы чувствуете? Лишь печаль исожаление? Или к этому примешивается неуместная депрессия и гнев?
Если вы испытываете чувство подавленности, поищите в своих мыслях слова«должен», «обязан» и прочие императивы. Например: «Я должен бережнееобращаться со своими деньгами. Почему я был таким идиотом и не проявилосмотрительности?», «Начальник не смеет так меня критиковать! Я немогу постоянно сносить подобные придирки!».
Если ваш гнев не знает границ, поищите проявления должномании. «Мойлучший друг не должен так со мной поступать! Он просто дрянь!»; «Я должен жить в лучших условиях. Как несправедлива и отвратительна жизнь!». В моментпереживания сильных отрицательных, эмоций — неважно, с реальными неприятнымисобытиями они связаны или только с предвкушением оных, — обратите внимание нато, откуда произрастают эти чувства. Естественным образом из ваших желаний иустремлений? Или они являются следствием вами же -изобретенных требований,приказов, долга и заповедей? Если так, то ваше беспокойство илинастороженность грозят перерасти в тревогу и панику. Почувствуйте разницу!
Глава 3.