Процедура проведения тестирования
Процедура проведения обследования
Предложите ребенку следующее задание: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать как хочешь».
Во время рисования записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фиксируйте последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме.
1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?
2. Где работают и учатся члены семьи?
3. Как в семье распределяются домашние обязанности?
4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?
Психолог может задать и более нацеленные вопросы.
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальными считаются качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или отдельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательной характеристикой рисунка является изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке.
Интерпретация КРС
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты.
1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).
2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных членов семьи).
3. Анализ процесса рисования (последовательность рисунка членов семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Интерпретания результатов обследования осуществляется по следующим основаниям:
1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Кроме того, расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между ними рисуются различные объекты, которые служат как бы преградой. Общая деятельность всех членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь некоторых членов семьи. Это указывает на наличие семейных микрогрупп.
Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.
2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и тщательнее всего разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межличностные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него сложились конфликтные связи. О том же могут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи.
3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.
4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о внутрисемейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его жизни и о его личности. Когда дети, особенно младшего и среднего школьного возраста, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера загораживаться, прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неуверенности, неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
5. Чаще всего дети начинают свой рисунок с изображения того члена семьи, к кому они действительно хорошо относятся. Могут возникнуть паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну фигуру. В отдельных случаях это может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения теста лучше не вступать в разговор.
Методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (ДРОП)
Полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений глазами подростков позволяет выяснить методика «Детско-родительские отношения подростков», разработанная П.Трояновской (2003).
Методика включает в себя 19 шкал, объединенных в следующие группы.
1. Блок шкал, описывающий особенности эмоциональных отношений родителя и подростка:
- принятие (демонстрация родителем любви и внимания);
- эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка);
- эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком).
2. Блок шкал, описывающий особенности общения и взаимодействия:
- сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий);
- принятие решений (особенности принятия решений в диаде);
- конфликтность (интенсивность конфликтов, победитель в конфликте);
- поощрение автономности (передача ответственности подростку).
3. Блок контроля:
- требовательность (количество и качество декларируемых требований);
- мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка);
- контроль (особенности системы контроля со стороны родителя);
- авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя);
- особенности поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий).
4. Блок противоречивости/непротиворечивости отношений:
- непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя);
- неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий).
5. Дополнительные шкалы:
- удовлетворение потребностей (качество удовлетворения материальных потребностей ребенка, потребностей во внимании, в информации);
- неадекватность образа ребенка (искажение образа ребенка);
- отношения с супругом (качество отношений со вторым родителем подростка);
- общая удовлетворенность отношениями (общая оценка подростком качества отношений с родителем);
- ценностная ориентация (эта шкала содержит открытые вопросы, которые помогают подростку описать те положительные и отрицательные ценности, которые оказывают влияние на отношения с родителем).
Процедура проведения тестирования
Подросток отвечает на вопросы на специальных бланках отдельно по отношению к матери и по отношению к отцу. В бланке это помечается подчеркиванием соответствующего слова в пункте «мать/отец» (образец бланка см. ниже).
Текст опросника письменно предваряется следующей инструкцией: «Данный опросник содержит описание различных особенностей поведения ваших родителей. Каждое утверждение пронумеровано. Такие же номера есть на бланке для ответов.
Просим вас оценить, насколько поведение ваших родителей соответствует приведенным описаниям. Для этого в качестве ответа поставьте на бланке для ответов рядом с номером вопроса соответствующий балл:
1 — если подобное поведение не встречается у вашего отца (матери) никогда;
2 — если подобное поведение встречается у вашего отца (матери) редко;
3 — если подобное поведение встречается у вашего отца (матери) иногда;
4 — если подобное поведение встречается у вашего отца (матери) часто;
5 — если подобное поведение встречается у вашего отца (матери) всегда.
В вопросах № 109 — 116 необходимо закончить фразы, для чего на бланке отведено особое место.
Мы просим вас оценить эти утверждения сначала в отношении матери, а потом, на другом бланке, в отношении отца».
Опыт проведения методики, особенно в ее групповом варианте, позволяет сформулировать рекомендации.
1. При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения (1 — никогда, ..., 5 — всегда) лучше выписать на доске.
2. При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто не живет с тем или иным родителем, могут не заполнять на него опросник.
3. Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы № 109—116 касаются не его личных пристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она...», «мне нравится, что его характер...» и т.д.).
4. Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. Например: «Вот если вопрос: "Я ни в чем не хочу изменять наши отношения" и я согласен, то это "всегда" или "никогда"?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляем ко всему вопросу фразу «Так бывает всегда, никогда, иногда...». При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.
5. Заполнение опросника на двух родителей в среднем темпе занимает около 45 — 50 минут. Для младших подростков время немного увеличивается. При наличии ограничения по времени (например, проведение во время школьного урока) целесообразно ориентировать подростков во времени заполнения: «Чтобы не спешить в конце урока, сейчас надо заполнять примерно четвертую колонку», «По времени сейчас нужно переходить ко второму бланку».
6. Часть вопросов носит неконкретный характер (например: «По-разному реагирует на одни и те же события»). Периодически подростки просят прокомментировать какой-то вопрос («Например, ты принес из школы "двойку". Если она в хорошем настроении, то скажет: "Ничего, бывает", а если в плохом — будет ругаться. Событие одно и то же, а ведет она себя по-разному»). Перед проведением методики психологу стоит просмотреть вопросы и продумать возможные примеры-объяснения.
7. При проведении этого опросника нет строгих требований к полной самостоятельности работы и отсутствию вопросов со стороны испытуемого. Напротив, предполагается, что психолог отвечает на любые вопросы, старается поддержать подростка.
Текст опросника ДРОП
1. Приветлив(а) и доброжелателен(доброжелательна) со мной.
2. Понимает, какое у меня настроение.
3. Если у него (нее) плохое настроение, мое тоже портится.
4. Помогает мне, если я его(ее) прошу.
5. При споре заставляет меня соглашаться с его (ее) доводами.
6. Затевает ссоры по пустякам.
7. Уважает мое мнение.
8. Поручает мне ответственные дела.
9. Знает о моих интересах и увлечениях.
10. Проверяет, как я выполнил(а) поручение.
11. Я должен (должна) получить разрешение на любое свое действие.
12. Благодарит меня за помощь.
13. Реагирует на одни и те же события по-разному, в зависимости от настроения.
14. Сомневается в правильности своих действий и решений.
15. Находит для меня время, если это мне нужно.
16. Относится ко мне так, как будто я старше или младше, чем на самом деле.
17. Обижается на мужа (жену), даже если проблема уже разрешена.
18. Мне нравятся наши отношения.
19. Я уверен(а), что он(а) любит меня.
20. Угадывает мои желания.
21. Если он(а) чем-то расстроен(а), я чувствую себя так, как будто это происходит со мной.
22. У нас есть общие дела и интересы.
23. Не выслушивает мое мнение при споре.
24. Сердится и кричит.
25. Позволяет мне самому (самой) решать, как проводить свое свободное время.
26. Считает, что я должен (должна) выполнять все его (ее) требования.
27. Знает моих друзей.
28. Проверяет мой школьный дневник.
29. Требует моего подчинения во всем.
30. Умеет проявлять свою благодарность.
31. По-разному ведет себя в похожих ситуациях.
32. Сменяет свою точку зрения, если я на этом настаиваю.
33. Прислушивается к моим просьбам и пожеланиям.
34. Ведет себя так, как будто совсем не понимает меня.
35. Строит свои планы, независимые от планов мужа (жены).
36. Я ни в чем не хочу изменять наши отношения.
37. Я нравлюсь ему (ей) таким (такой), какой (какая) есть.
38. Может развеселить меня, когда мне грустно.
39. Мое отношение к делу зависит от того, как он(а) к нему относится.
40. Выслушивает мои пожелания и предложения, когда мы делаем что-то вместе.
41. При обсуждении проблемы навязывает готовое решение.
42. Вовлекает в наш конфликт других членов семьи.
43. Передает мне ответственность за то, что я делаю.
44. Требует большего, чем я способен (способна) сделать.
45. Знает, где я провожу свободное время.
46. Пристально следит за моими успехами и неудачами.
47. Прерывает меня на полуслове.
48. Обращает внимание на мои хорошие поступки.
49. Тяжело заранее определить, как поступит в ответ на то или иное действие.
50. Долго откладывает принятие решения, предоставляя событиям идти своим чередом.
51. Заботится о том, чтобы у меня было все необходимое.
52. Я не понимаю его (ее) слова и поступки.
53. Ссорится с мужем (женой) из-за мелочей.
54. Когда я вырасту, я хотел(а) бы иметь такие же отношения со своим ребенком.
55. Интересуется тем, что меня волнует.
56. Умеет поддержать меня в трудную минуту.
57. Дома я веду себя по-разному, в зависимости от того, какое у него (нее) настроение.
58. Могу обратиться к нему (ней) за помощью.
59. Учитывает мое мнение при принятии семейных решений.
60. При решении конфликта всегда старается быть победителем.
61. Если я заработаю деньги, позволит мне самому (самой) ими распорядиться.
62. Напоминает мне о моих обязанностях.
63. Знает, на что я трачу свои деньги.
64. Оценивает мои поступки как «плохие» и «хорошие».
65. Требует отчета о том, где я был(а) и что делал(а).
66. Наказывая, может применить силу.
67. Его (ее) требования противоречат друг другу.
68. Предпочитает, чтобы важные решения принимал кто-то другой.
69. Покупает мне те вещи, о которых я прошу.
70. Приписывает мне те чувства и мысли, которых у меня нет.
71. Заботится о муже (жене).
72. Я горжусь тем, какие у нас отношения.
73. Рад(а) меня видеть.
74. Сочувствует мне.
75. Мы испытываем схожие чувства.
76. Для меня важно его (ее) мнение по интересующей меня проблеме.
77. Соглашается со мной не только на словах, но и на деле.
78. При решении конфликта старается найти решение, которое устраивало бы обоих.
79. Поддерживает мое стремление самому (самой) принять решение.
80. Учит меня, как надо себя вести.
81. Знает, во сколько я приду домой.
82. Хочет знать, где я был(а) и что делал(а).
83. Отвергает мои предложения без объяснения причин.
84. Считает, что хорошие дела и так видно, а на проступки надо обратить внимание.
85. Его (ее) легко переубедить.
86. Советуется с кем-нибудь о том, как лучше поступить в той или иной ситуации.
87. Охотно отвечает на мои вопросы.
88. Неверно понимает причины моих поступков.
89. Приходит на помощь мужу (жене), даже если это требует жертв.
90. Наши с ним (ней) отношения лучше, чем в большинстве семей моих сверстников.
91. Прощает мне мелкие проступки.
92. С уважением относится к моим мыслям и чувствам.
93. Я чувствую себя неуютно, если долго не вижу его (ее).
94. Участвует в тех делах, которые придумываю я.
95. При принятии решения у нас равные права.
96. При решении конфликта уступает мне.
97. Уважает мои решения.
98. Обращает мое внимание на существующие правила.
99. Знает о моих успехах и неудачах в школе.
100. Если я задерживаюсь, проверяет, где я.
101. Ведет себя так, как будто лучше меня знает, что мне нужно.
102. Несправедливо меня наказывает.
103. На его (ее) отношение ко мне влияют дела на работе.
104. Боится дать мне неправильный совет.
105. Выполняет свои обещания.
106. Своими действиями или словами ставит меня в тупик.
107. Прислушивается к мнению мужа (жены) в различных ситуациях.
108. В будущем мне бы хотелось сохранить наши отношения неизменными.
Закончите фразу:
109. Мне нравится...
110. Мне не нравится...
111. Мне хотелось бы...
112. Он(а) хочет видеть меня... ИЗ. Ему (ей) нравится во мне...
114. Ему (ей) не нравится во мне...
115. Он(а) гордится тем, что я...
116. Он(а) терпеть не может...