Цели психологической войны
Американский военный словарь дает такое определение психлогической войны: «Это планомерные пропагандистские ме-
роприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позы и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики:
Г. Лассуэлл в «Энциклопедии социальных наук» (1934) отметил важную черту психологической войны: она «действует в правлении разрыва уз традиционного социального порядка», т.е. как вид воздействия на сознание психологическая война направлена прежде всего на разрушение связей, которые соединяют людей в данное общество как сложную иерархически построенную систему. Атомизация людей — вот определяющая цель психологической войны. Ведь отсутствие социальных связей делает людей толпой, а толпа управляема как ничто другое. Так, в каждой передаче «Голоса Америки» можно было легко определить, какой тип социальных связей является мишенью.
В руководстве по ведению психологической войны (С 1964) говорится, что цель такой войны — «подрыв политической и социальной структуры страны-объекта до такой степ деградации национального сознания, что государство становится неспособным к сопротивлению».
Направленность информационных операций Информационно-психологическое воздействие может оказываться и на отдельные группы людей или организаций. В соответствии с этим Уинн Штартау [416] выделяет три класса за в этой сфере: индивидуальные, организационные и глобальные. Разницу в этих уровнях можно проследить следующим образом.
1. Информационная война против отдельных личностей. Вспомним, к примеру, травлю диссидентов в СССР. Сейчас к этому типу информационной войны относят и возможные манипуляции с хранящейся в компьютерах разнообразной информацией о гражданах.
2. Информационная война против организаций. Любую современную организацию, компанию, партию легко вывести из строя с помощью атаки на нее государственных СМИ.
3. Глобальная информационная война отражает самый высокий государственный уровень.
Несмотря на различную направленность и уровень информационно-психологического воздействия, методы и типы остаются в целом идентичными.
Специфика же работы в информационной сфере состоит в что информация не имеет понятной материальной ценности до той поры, пока ее не похитят.
Контроль за гражданами
Если говорить об информационной войне против личнос-0, то сегодня ее основу составляют базы данных. Современные компьютерные сети позволяют накапливать, передавать „ использовать информацию о финансовых делах, общественной активности, политических установках, личных связях, здоровье, встречах и поездках граждан и т. д. Собирать же информацию из различных электронных досье и баз данных можно сравнительно легко и быстро, к тому же незаметно для общественности. Помимо этого, информация, размещенная в компьютерной сети, быстро распространяется в других видах СМИ: газетах, радио, телевидении.
Быстрый доступ к имеющейся обширной информации практически о любом человеке или организации, ее целенаправленная обработка и обобщение дают властям мощное оружие по предотвращению или пресечению нежелательных для нее действий, косвенному, внешне не бросающемуся в глаза управлению поведением людей. Не случайно один из ранних крупных теоретиков информационного общества Дж. Марта, озабоченный распространением компьютерных досье и других негативных последствий глобальной информатизации, задался вопросом: не приведет ли это к «информационному фашизму»?
Арсенал конкретных методов контроля и управления массовым сознанием и поведением довольно разнообразен, и многие из чих держатся в секрете. Один из таких методов — заимствованный из кибернетики триггерный способ управления населением- Суть его состоит в управлении системой через контроль за ее ключевыми точками, которыми применительно к современному обществу являются прежде всего финансовые ресурсы, электрон-6,6 СМИ, наиболее влиятельные элиты и организованные группы. триггерный способ социального управления широко используется в политике правящей элиты большинства посткоммунистических стран.
Поскольку значительная часть мирового коммуникационного пространства (в том числе и европейского) контролиру-
ется США, то не случайно страны ЕС выражают обеспокоенность подобным «информационным колониализмом».
Типы информационного воздействия
В наставлении армии США «Ведение психологической войны» даны определения соответствующих типов.
1. «Белая» пропаганда — пропаганда, которая pacnpocтраняется и признается источником или его официальными представителями.
2. «Серая» пропаганда — пропаганда, которая не афищирует специально свой источник.
3. «Черная» пропаганда — пропаганда, которая выдается исходящую из иного источника, чем подлинный.
Сегодня технологии «серой» и «черной» пропаганды лив обыденную практику СМИ и внутри собственных стран (i том, как это происходит в России, мы описали в предыдущей главе и еще вернемся к этому вопросу). До этого такие приемы применялись время от времени и были определенным отклонением от профессиональной этики. Выдающимся успехом «черной» пропаганды считается победа на выборах консерва торов в 1925 году в Англии. Тогда несколько миллионов избирателей за несколько дней изменили свои намерения в результате фальшивки, которую распространила пресса («Письмо Коминтерна»). Последующее разоблачение не имело эффекта, никто ведь не докажет, что она повлияла на избирателей.
В качестве примера «черной» пропаганды, относящейся новейшему времени в России, приведем психологическую войну, развернутую группой Б. Березовского против Ю. Лужкова.
Непосредственный исполнитель этой операции телеведущий Сергей Доренко осуществил ее в полном соответствии с целью манипуляции сознанием, представленной в разделе 2.1.
Информационный блок — пальцев одной руки хватит перечисления фактов, которыми оперирует Доренко. Причем этот фактаж лишь предположительно является достоверным, однако он каждый раз комбинируется в новых сочетаниях, создавая впечатление новизны обсуждаемого.
Блок «Вовлечение» — включенность аудитории, в данном случае она максимальна, уровень сопереживания таков, что захватывает даже зрителей соседних стран (Беларуси, Украины и
т Д ), хотя они никак не зависят от результатов происходящей теледуэли.
Блок «Побуждение» — использование неоднозначных высказываний, которые контекстно переводятся в отрицательные. например, прозвучала фраза, что начат поиск недвижимости Лужкова в США. И хотя поиск по определению не предполагает получение позитивного результата, он уже может использоваться в качестве негативной характеристики.
Мишенью воздействия является негативное отношение российских избирателей к разбогатевшим нуворишам, одним из признаков которых является наличие недвижимости за рубежом.
Прошедший суд (Ю. Лужков против С. Доренко) подтверждает именно психологический характер ведущейся войны. Юридически С. Доренко проигрывает. Однако психологически он поворачивает этот проигрыш в совершенно иное русло. Поскольку сумму иска за моральный ущерб суд уменьшил в четыре с половиной тысячи раз, С. Доренко строит свой текст на уменьшении роста и веса Ю. Лужкова в эти тысячи раз, говоря о мэре-пигмее, мэре-дюймовочке и т. д., т. е. один факт (одну информацию) он многократно проигрывает в выгодном для себя ракурсе, создавая позитивную для себя эмоциональную составляющую.
В информационных войнах есть понятие информационного доминирования. В данном случае мы имеем эмоциональное доминирование со стороны С. Доренко. Конкретные факты часто не играют главной роли, более важны эмоциональные конструкции, в которые встраиваются данные факты.
Одним из инструментариев С. Доренко являются многократные повторы. Передачи могут возвращаться к одним и тем же фактам, в одной передаче бесконечно обыгрывается одна и та же информация. Газета «Версия» в этом плане заговорила Даже о методах спецслужб. В статье, названной «Психическая атака. Телеведущие используют методы ГРУ в предвыборной борььбе», говорится следующее: «Вполне очевидно, что Сергей Доренко вовсе не случайно повторяет одни и те же фразы, вбивая в голову людей свои утверждения. Включив телевизор в воскресенье вечером, любой крестьянин должен заснуть с
твердым убеждением, что Лужков скоро сбежит за границу,
потому как в течение передачи Доренко произносит эту фразу как минимум раз пять». Из числа применяемых приемов Гру ФСБ безымянные авторы статьи упоминают следующие:
• использование заведомо ложных сведений, якобы по слухам имеющих место;
• распыление внимания слушателя на несущественные
подробности;
• многократное повторение одних и тех же имен в отрицательном контексте [206, 323—326].
Шире всего применяются в СМИ, конечно, приемы «серой» пропаганды — «информация из первых рук, высосанная из пальца». Ради них СМИ долго боролись и добились законного права «не раскрывать источник информации». Не просто обычными, но господствующими стали ссылки на «высокопоставленного чиновника из кругов, близких к... который пожелал остаться неизвестным». Таким образом, источник не идентифицируется и никакой ответственности за ложное сообщение СМИ не несут. В России эти приемы получили самое широкое распространение [111, 240—242].
«Холодная война» Психологическая война против СССР стала важной частью «холодной войны», что, кстати, является важным признанием того факта, что «холодная война» не была метафорой.
Обе страны — бывший СССР и США — могут похвалиться обманными операциями той поры против друг друга. СССР, к примеру, в свое время связал СПИД и лаборатории Пентагона, США блефовали космическими войнами, подталкивая Советский Союз на разрушительный для него новый этап гонки вооружений [206,47].
Французский журнал пишет, что с конца 60-х годов «ЦРУ вышло за рамки обычного шпионажа (в чем, впрочем, не достигло больших результатов), чтобы начать действительно современную психологическую войну».
«Холодная», т. е. информационно-психологическая воина подчас подходила к той черте, когда могла превратиться в полномасштабную войну с применением ядерного оружия междУ СССР и США. Речь идет о Карибском кризисе 1962 года.
Тогда Хрущев объяснил размещение ядерных ракет на Кубе неоо ходимостью защиты острова Свободы от американской агрессии-
Президент Дж. Кеннеди и его советники искали способ, «который облегчил бы советскому премьеру Никите Хрущеву вывод пакет с Кубы. Кеннеди решил дать Хрущеву слово президента, ф0 США не нападут на Кубу. Поскольку у Кеннеди таких намерений и не было, это обещание ему ничего не стоило. Но он позволил Хрущеву заявить перед всем коммунистическим миром, что дну удалось защитить кубинскую революцию от нападения Америки. Он мог оправдать свое решение о выводе ракет тем, что они свою роль выполнили» [317,131].
Другими словами, Кеннеди позволил Хрущеву, который заварил всю эту кашу, сохранить лицо. Кеннеди вынужден был пойти на эту уступку, чтобы избежать войны.
Информационные войны
Сегодня мир, к счастью, не находится у края черты, отделяющей нас от войны. Однако противостояние сохраняется, и временами оно обостряется, как случилось, к примеру, в связи с провозглашением независимости Косово.
Как заявил первый заместитель начальника Генштаба России А. Бурутин, военные и специалисты по пропаганде ряда стран активно готовятся к ведению информационных войн. I Объект воздействия информационного оружия — люди и их 1 мировоззрение. Воздействие ведется, например, через разрушение моральных ценностей. В применении инфооружия А Бурутин заподозрил «ряд неправительственных организаций России, поддерживаемых из-за рубежа и формирующих негативный образ России». В ответ Вооруженные силы РФ также начали разработку «элементов и способов ведения информационных операций».
Однако, по нашему мнению, главный разрушитель моральных ценностей в России — российские же СМИ (об этом — в бедующих главах), хотя не приходится отрицать и наличие иностранного влияния.