Цели психологической войны

Американский военный словарь дает такое определение психлогической войны: «Это планомерные пропагандистские ме-

роприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позы и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики:

Г. Лассуэлл в «Энциклопедии социальных наук» (1934) отметил важную черту психологической войны: она «действует в правлении разрыва уз традиционного социального порядка», т.е. как вид воздействия на сознание психологическая война направлена прежде всего на разрушение связей, которые соединяют людей в данное общество как сложную иерархически построенную систему. Атомизация людей — вот определяющая цель психологической войны. Ведь отсутствие социальных связей делает людей толпой, а толпа управляема как ничто другое. Так, в каждой передаче «Голоса Америки» можно было легко определить, какой тип социальных связей является мишенью.

В руководстве по ведению психологической войны (С 1964) говорится, что цель такой войны — «подрыв политичес­кой и социальной структуры страны-объекта до такой степ деградации национального сознания, что государство становится неспособным к сопротивлению».

Направленность информационных операций Информационно-психологическое воздействие может оказываться и на отдельные группы людей или организаций. В соответствии с этим Уинн Штартау [416] выделяет три класса за в этой сфере: индивидуальные, организационные и глобальные. Разницу в этих уровнях можно проследить следующим образом.

1. Информационная война против отдельных личностей. Вспомним, к примеру, травлю диссидентов в СССР. Сейчас к этому типу информационной войны относят и возможные манипуляции с хранящейся в компьютерах разнообразной информацией о гражданах.

2. Информационная война против организаций. Любую современную организацию, компанию, партию легко вывести из строя с помощью атаки на нее государственных СМИ.

3. Глобальная информационная война отражает самый высокий государственный уровень.

Несмотря на различную направленность и уровень информационно-психологического воздействия, методы и типы остаются в целом идентичными.

Специфика же работы в информационной сфере состоит в что информация не имеет понятной материальной ценности до той поры, пока ее не похитят.

Контроль за гражданами

Если говорить об информационной войне против личнос-0, то сегодня ее основу составляют базы данных. Современные компьютерные сети позволяют накапливать, передавать „ использовать информацию о финансовых делах, обще­ственной активности, политических установках, личных свя­зях, здоровье, встречах и поездках граждан и т. д. Собирать же информацию из различных электронных досье и баз данных можно сравнительно легко и быстро, к тому же незаметно для общественности. Помимо этого, информация, размещенная в компьютерной сети, быстро распространяется в других видах СМИ: газетах, радио, телевидении.

Быстрый доступ к имеющейся обширной информации прак­тически о любом человеке или организации, ее целенаправлен­ная обработка и обобщение дают властям мощное оружие по предотвращению или пресечению нежелательных для нее дейс­твий, косвенному, внешне не бросающемуся в глаза управлению поведением людей. Не случайно один из ранних крупных тео­ретиков информационного общества Дж. Марта, озабоченный распространением компьютерных досье и других негативных последствий глобальной информатизации, задался вопросом: не приведет ли это к «информационному фашизму»?

Арсенал конкретных методов контроля и управления массо­вым сознанием и поведением довольно разнообразен, и многие из чих держатся в секрете. Один из таких методов — заимство­ванный из кибернетики триггерный способ управления населением- Суть его состоит в управлении системой через контроль за ее ключевыми точками, которыми применительно к современному обществу являются прежде всего финансовые ресурсы, электрон-6,6 СМИ, наиболее влиятельные элиты и организованные группы. триггерный способ социального управления широко используется в политике правящей элиты большинства посткоммунистических стран.

Поскольку значительная часть мирового коммуникационного пространства (в том числе и европейского) контролиру-

ется США, то не случайно страны ЕС выражают обеспокоенность подобным «информационным колониализмом».

Типы информационного воздействия

В наставлении армии США «Ведение психологической войны» даны определения соответствующих типов.

1. «Белая» пропаганда — пропаганда, которая pacnpocтраняется и признается источником или его официальными представителями.

2. «Серая» пропаганда — пропаганда, которая не афищирует специально свой источник.

3. «Черная» пропаганда — пропаганда, которая выдается исходящую из иного источника, чем подлинный.

Сегодня технологии «серой» и «черной» пропаганды лив обыденную практику СМИ и внутри собственных стран (i том, как это происходит в России, мы описали в предыдущей главе и еще вернемся к этому вопросу). До этого такие приемы применялись время от времени и были определенным отклонением от профессиональной этики. Выдающимся успехом «черной» пропаганды считается победа на выборах консерва торов в 1925 году в Англии. Тогда несколько миллионов избирателей за несколько дней изменили свои намерения в результате фальшивки, которую распространила пресса («Письмо Коминтерна»). Последующее разоблачение не имело эффекта, никто ведь не докажет, что она повлияла на избирателей.

В качестве примера «черной» пропаганды, относящейся новейшему времени в России, приведем психологическую войну, развернутую группой Б. Березовского против Ю. Лужкова.

Непосредственный исполнитель этой операции телеведущий Сергей Доренко осуществил ее в полном соответствии с целью манипуляции сознанием, представленной в разделе 2.1.

Информационный блок — пальцев одной руки хватит перечисления фактов, которыми оперирует Доренко. Причем этот фактаж лишь предположительно является достоверным, однако он каждый раз комбинируется в новых сочетаниях, создавая впечатление новизны обсуждаемого.

Блок «Вовлечение» — включенность аудитории, в данном случае она максимальна, уровень сопереживания таков, что захватывает даже зрителей соседних стран (Беларуси, Украины и

т Д ), хотя они никак не зависят от результатов происходящей теледуэли.

Блок «Побуждение» — использование неоднозначных высказываний, которые контекстно переводятся в отрицательные. например, прозвучала фраза, что начат поиск недвижимости Лужкова в США. И хотя поиск по определению не предполагает получение позитивного результата, он уже может использоваться в качестве негативной характеристики.

Мишенью воздействия является негативное отношение российских избирателей к разбогатевшим нуворишам, одним из признаков которых является наличие недвижимости за ру­бежом.

Прошедший суд (Ю. Лужков против С. Доренко) подтверж­дает именно психологический характер ведущейся войны. Юридически С. Доренко проигрывает. Однако психологичес­ки он поворачивает этот проигрыш в совершенно иное русло. Поскольку сумму иска за моральный ущерб суд уменьшил в че­тыре с половиной тысячи раз, С. Доренко строит свой текст на уменьшении роста и веса Ю. Лужкова в эти тысячи раз, говоря о мэре-пигмее, мэре-дюймовочке и т. д., т. е. один факт (одну информацию) он многократно проигрывает в выгодном для себя ракурсе, создавая позитивную для себя эмоциональную составляющую.

В информационных войнах есть понятие информационного доминирования. В данном случае мы имеем эмоциональное до­минирование со стороны С. Доренко. Конкретные факты часто не играют главной роли, более важны эмоциональные конс­трукции, в которые встраиваются данные факты.

Одним из инструментариев С. Доренко являются много­кратные повторы. Передачи могут возвращаться к одним и тем же фактам, в одной передаче бесконечно обыгрывается одна и та же информация. Газета «Версия» в этом плане заговорила Даже о методах спецслужб. В статье, названной «Психическая атака. Телеведущие используют методы ГРУ в предвыборной борььбе», говорится следующее: «Вполне очевидно, что Сергей Доренко вовсе не случайно повторяет одни и те же фразы, вбивая в голову людей свои утверждения. Включив телевизор в воскресенье вечером, любой крестьянин должен заснуть с

твердым убеждением, что Лужков скоро сбежит за границу,

потому как в течение передачи Доренко произносит эту фразу как минимум раз пять». Из числа применяемых приемов Гру ФСБ безымянные авторы статьи упоминают следующие:

• использование заведомо ложных сведений, якобы по слухам имеющих место;

• распыление внимания слушателя на несущественные

подробности;

• многократное повторение одних и тех же имен в отрицательном контексте [206, 323—326].

Шире всего применяются в СМИ, конечно, приемы «серой» пропаганды — «информация из первых рук, высосанная из пальца». Ради них СМИ долго боролись и добились законно­го права «не раскрывать источник информации». Не просто обычными, но господствующими стали ссылки на «высокопос­тавленного чиновника из кругов, близких к... который пожелал остаться неизвестным». Таким образом, источник не иденти­фицируется и никакой ответственности за ложное сообщение СМИ не несут. В России эти приемы получили самое широкое распространение [111, 240—242].

«Холодная война» Психологическая война против СССР стала важной частью «холодной войны», что, кстати, является важным признанием того факта, что «холодная война» не была метафорой.

Обе страны — бывший СССР и США — могут похвалиться об­манными операциями той поры против друг друга. СССР, к приме­ру, в свое время связал СПИД и лаборатории Пентагона, США бле­фовали космическими войнами, подталкивая Советский Союз на разрушительный для него новый этап гонки вооружений [206,47].

Французский журнал пишет, что с конца 60-х годов «ЦРУ вышло за рамки обычного шпионажа (в чем, впрочем, не до­стигло больших результатов), чтобы начать действительно сов­ременную психологическую войну».

«Холодная», т. е. информационно-психологическая воина подчас подходила к той черте, когда могла превратиться в пол­номасштабную войну с применением ядерного оружия междУ СССР и США. Речь идет о Карибском кризисе 1962 года.

Тогда Хрущев объяснил размещение ядерных ракет на Кубе неоо ходимостью защиты острова Свободы от американской агрессии-

Президент Дж. Кеннеди и его советники искали способ, «ко­торый облегчил бы советскому премьеру Никите Хрущеву вывод пакет с Кубы. Кеннеди решил дать Хрущеву слово президента, ф0 США не нападут на Кубу. Поскольку у Кеннеди таких наме­рений и не было, это обещание ему ничего не стоило. Но он позво­лил Хрущеву заявить перед всем коммунистическим миром, что дну удалось защитить кубинскую революцию от нападения Аме­рики. Он мог оправдать свое решение о выводе ракет тем, что они свою роль выполнили» [317,131].

Другими словами, Кеннеди позволил Хрущеву, который за­варил всю эту кашу, сохранить лицо. Кеннеди вынужден был пойти на эту уступку, чтобы избежать войны.

Информационные войны

Сегодня мир, к счастью, не находится у края черты, отделяющей нас от войны. Однако противостояние сохраняется, и временами оно обостряется, как случилось, к примеру, в связи с провозглашением независимости Косово.

Как заявил первый заместитель начальника Генштаба Рос­сии А. Бурутин, военные и специалисты по пропаганде ряда стран активно готовятся к ведению информационных войн. I Объект воздействия информационного оружия — люди и их 1 мировоззрение. Воздействие ведется, например, через раз­рушение моральных ценностей. В применении инфооружия А Бурутин заподозрил «ряд неправительственных организа­ций России, поддерживаемых из-за рубежа и формирующих негативный образ России». В ответ Вооруженные силы РФ также начали разработку «элементов и способов ведения ин­формационных операций».

Однако, по нашему мнению, главный разрушитель мораль­ных ценностей в России — российские же СМИ (об этом — в бедующих главах), хотя не приходится отрицать и наличие иностранного влияния.

Наши рекомендации