Тема 2. Сущность конфликта, его структура и динамика
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
По направлению подготовки
Юриспруденция
квалификация (степень) «бакалавр»
Цель освоения дисциплины – сформировать конфликтологическую компетентность у обучаемых, умение принимать обоснованные решения в условиях конфликтного противодействия, разбираться в сложности и неоднозначности социальных явлений окружающей действительности.
Задачи дисциплины:разъяснение обучаемым той важнейшей роли, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации и общества в целом; овладение понятийно-категориальным аппаратом конфликтологии, понимание сущности конфликтов, их эволюции, функций, динамики, умение выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов, общества в целом; формирование положительной мотивации к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; обучение практике работы по диагностике конфликтов; овладение обучаемыми знаниями и первичными навыками психической саморегуляции в предконфликтных и конфликтных ситуациях; выработка у обучаемых умения определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; вооружение обучаемых первичными навыками конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов.
Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция»,должны:
иметь представлениео роли, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации и общества в целом; о роли информации в конфликтном взаимодействии;
знатьметодологические проблемы конфликтологии, сущность, типологию, эволюцию, структуру, динамику, функции конфликтов; влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликтах; методы и приемы диагностики, предупреждения и конструктивного разрешения различных типов и видов конфликтов;
уметьвыявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов; формировать положительную мотивацию к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; применять методы и приемы конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов.
Процесс изучения дисциплины «Конфликтология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8).
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Введение в конфликтологию
Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли. Общая характеристика развития научных подходов на проблему конфликта в зарубежной науке. Конфликт как одно из центральных понятий в психоанализе. Этологический подход к изучению конфликта. Понятие конфликта в зарубежных психологических теориях.
Особенности развития конфликтологии в России. Три этапа в развитии конфликтологии. Основания для периодизации истории конфликтологии*. Динамика интенсивности исследования проблемы конфликта различными науками. Ведущая роль психологии, политологии и социологии в развитии российской конфликтологии. Особенности междисциплинарных связей отраслей конфликтологии.
Предмет конфликтологии – общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Роль конфликтологических знаний в юридической практике.
Тема 2. Сущность конфликта, его структура и динамика
Понятие конфликта в психологической науке. Определяющие сущностные признаки конфликта: наличие значимых противоречий между участниками; стремление разрешить противоречие посредством активного воздействия на оппонента, вплоть до нанесения ему урона; возникновение образа врага. Основные типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Их характеристика и взаимообусловленность.
Структура конфликта: предмет конфликта, стороны конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.
Динамика конфликта: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, переход к конфликтному действию, разрешение конфликта.
Основные функции конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов. Влияние конфликтов на жизнедеятельность оппонентов и коллективов*.
Стратегии поведения в конфликте: противоборство, компромисс, сотрудничество, избегание, уступка.