Тема 2. Сущность конфликта, его структура и динамика

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

По направлению подготовки

Юриспруденция

квалификация (степень) «бакалавр»

Цель освоения дисциплины – сформировать конфликтологическую компетентность у обучаемых, умение принимать обоснованные решения в условиях конфликтного противодействия, разбираться в сложности и неоднозначности социальных явлений окружающей действительности.

Задачи дисциплины:разъяснение обучаемым той важнейшей роли, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации и общества в целом; овладение понятийно-категориаль­ным аппаратом конфликтологии, понимание сущности конфликтов, их эволюции, функций, динамики, умение выявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов, общества в целом; формирование положительной мотивации к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; обучение практике работы по диагностике конфликтов; овладение обучаемыми знаниями и первичными навыками психической саморегуляции в предконфликтных и конфликтных ситуациях; выработка у обучаемых умения определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; вооружение обучаемых первичными навыками конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов.

Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция»,должны:

иметь представлениео роли, которую конфликты играют в жизни и деятельности человека, семьи, коллектива, организации и общества в целом; о роли информации в конфликтном взаимодействии;

знатьметодологические проблемы конфликтологии, сущность, типологию, эволюцию, структуру, динамику, функции конфликтов; влияние индивидуально-психоло­ги­ческих особенностей личности на поведение в конфликтах; методы и приемы диагностики, предупреждения и конструктивного разрешения различных типов и видов конфликтов;

уметьвыявлять особенности протекания и влияния конфликтов на процессы жизнедеятельности личности и коллективов; формировать положительную мотивацию к деятельности по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов; определять условия, способы и приемы предупреждения межличностных конфликтов; применять методы и приемы конструктивного разрешения межличностных конфликтов различных видов.

Процесс изучения дисциплины «Конфликтология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

способность находить организационно-управленчес­кие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8).

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Введение в конфликтологию

Исторические условия возникновения конфликтологии. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли. Общая характеристика развития научных подходов на проблему конфликта в зарубежной науке. Конфликт как одно из центральных понятий в психоанализе. Этологический подход к изучению конфликта. Понятие конфликта в зарубежных психологических теориях.

Особенности развития конфликтологии в России. Три этапа в развитии конфликтологии. Основания для периодизации истории конфликтологии*. Динамика интенсивности исследования проблемы конфликта различными науками. Ведущая роль психологии, политологии и социологии в развитии российской конфликтологии. Особенности междисциплинарных связей отраслей конфликтологии.

Предмет конфликтологии – общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов. Роль конфликтологических знаний в юридической практике.

Тема 2. Сущность конфликта, его структура и динамика

Понятие конфликта в психологической науке. Определяющие сущностные признаки конфликта: наличие значимых противоречий между участниками; стремление разрешить противоречие посредством активного воздействия на оппонента, вплоть до нанесения ему урона; возникновение образа врага. Основные типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Их характеристика и взаимообусловленность.

Структура конфликта: предмет конфликта, стороны конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий.

Динамика конфликта: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, переход к конфликтному действию, разрешение конфликта.

Основные функции конфликтов. Конструктивные и деструктивные функции конфликтов. Влияние конфликтов на жизнедеятельность оппонентов и коллективов*.

Стратегии поведения в конфликте: противоборство, компромисс, сотрудничество, избегание, уступка.

Наши рекомендации