Описание перцептивных миров в различных видах операторского труда
Перцептивные миры летчика
Можно различить два типа перцептивных миров летчика: внутри - и внекабинный. Первый включает приборную доску со шкалами, экранами, настроечными ручками, транспаранты, сигнализаторы, органы управления. Это собственно рабочее место оператора. Кроме того, в содержание перцептивного мира входит и остальное внутрикабинное пространство (приборы на других рабочих местах, различные предметы, другие люди). Внекабинный перцептивный мир - это все то, что воспринимает летчик за пределами кабины: видит из окна, слышит по радио и т.д. Шкалы, экраны, индикаторы и другие приборы занимают на плоскости приборной доски строго определенные места - летчик заучивает их в ходе постоянного использования. Совокупность показаний приборов и изображений на экранах выступает для летчика будто лицо живого человека, по которому он узнает о его состоянии. Летчик без труда может прочесть все, что необходимо для полета. Для определенных устойчивых режимов характерны определенные положения стрелок на шкалах, по которым летчик опознает режим с одного взгляда. В формировании образа полета летчик принимает активное участие, выполняя установочные и настроечные действия: выставляет давление на высотомере, корректирует курсовую систему, вводит данные в навигационный вычислитель и т.д. Эти действия определяют показания приборов в определенных ситуациях.
Особенно ярким примером построения навигационного образа полетной ситуации является работа штурмана с радиолокатором. Несовершенство этого прибора, установленного на самолетах гражданской авиации, требует от штурмана энергичных, интенсивных действий. Действительно, штурману иногда приходится буквально выколачивать из радиолокатора нужную информацию: настройка контраста, яркости, режима работы, положения антенны, масштаба изображения и т.д.
Иногда штурману приходится в процессе работы обращаться к приборам, установленным, на рабочих местах других членов экипажа, прежде всего пилотов. Некоторые штурманы при заходе на посадку работают стоя за спиной пилота. Переводя взгляд с приборов на полосу и снова возвращаясь к приборам, они обеспечивают пилотов необходимой информацией, помогая точно выполнить заход на посадку.
Для характеристики восприятия приборной информации необходимо использовать такие свойства внутрикабинного мира, как новизна, неожиданность, неопределенность. Хотя в работе оператора каждый момент труда связан с другими внутренней логикой, смыслом контролируемого процесса, который отслеживает штурман-оператор и который, как правило, штурману хорошо известен, в летном труде бывают ситуации, которые развиваются очень быстро и поворачиваются неожиданной стороной. Если штурман, занявшись другим делом, ослабит внимание к процессу, то может оказаться, что, взглянув через несколько мгновений на приборы, он не узнает ситуацию.
Можно говорить об эмоциональной дифференциации заданного таким образом перцептивного пространства-времени; в определенные моменты полета отдельные приборы приобретают особое значение, другие остаются нейтральными. Несомненно, существует эмоциональная дифференциация отдельных шкал и показаний особо значимых приборов. Понятие перцептивного мира оператора приобретает эвристическую ценность при сравнении вне- и внутрикабинного миров. Здесь возникает возможность выявить различия между ними и изучить процесс перехода от одного к другому, совершаемый оператором во время работы.
Внекабинное пространство имеет перспективу, глубину. При полете на неизменном эшелоне высоты изменения во внекабинном пространстве происходят очень медленно - картинка вида за бортом стоит практически неподвижно, счетчик километров в кабине щелкает довольно бойко. Зато при заходе на посадку положение резко отличается: за окном все движется, все меняется очень быстро. При полете на эшелоне в крейсерском режиме пилотов привлекает вид облаков, особенно в условиях грозовой деятельности. В этом случае эмоциональные дифференциации перцептивного мира становятся особенно четкими, резко проявляются эффекты неожиданности, новизны и неопределенности.
Велики различия между двумя воспринимаемыми мирами. Они могут быть обнаружены по всем свойствам. Конструкторы современных приборов стараются устранить различия между перцептивными мирами, но достижения имеются лишь во внешнем оформлении командно-пилотажного прибора, хотя и здесь не обошлось без трудностей и противоречий. Лучшим примером может служить навигационный планшет, который применялся в 80-90 гг. На пассажирских самолетах, где экипажи до сих пор летают со штурманом, на рабочем месте имеется только один прибор, который допускает легкую перешифровку показаний и проекцию на внекабинную ситуацию, - это радиолокатор. Однако навык изображения приобретается медленно, для этого требуются годы полетов. Это свидетельствует о сложности использования прибора и его несовершенстве, о неоднозначности интерпретации показаний прибора.
При описании перцептивного мира летчика важно наличие других субъектов и их расположение в кабине относительно рассматриваемого летчика. Не будучи элементами искусственного мира, они сигнализируют субъекту действия о событиях не хуже любого прибора и обеспечивают целостное отражение ситуации и успешное выполнение задачи. С восприятием другого человека, находящегося рядом, связан такой важный психологический феномен, как эффект присутствия. Другой рядом часто оказывает на решение задач такое сильное влияние, которое можно сравнить с влиянием сложного препятствия пространственного типа. В качестве фона своих действий оператор воспринимает не только положения стрелок на приборной доске, но и эмоции других членов команды. Это разные типы восприятий, за ними стоят различные механизмы, но они совмещаются в одном перцептивном мире, и в конце концов оба определяют результат действия оператора. Они могут с одинаковым успехом «формовать» эмоциональные дифференциации в перцептивном мире. Поэтому несмотря на их разнородность мы считаем важным обозначить восприятие людей и восприятие приборов при характеристике перцептивного мира летчика.