Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии

Наиболее убедительными средствами решения проблем пе­дагогической психологии выступают экспериментальные иссле-

Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология

дования. Прикладной научно-практический эксперимент, являю­щийся видом таких исследований, позволяет получать достовер­ные знания, касающиеся состоятельности прикладных теорети­ческих гипотез и эффективности содержащихся в них практи­ческих рекомендаций. Кроме эксперимента, в педагогической психологии имеются и прикладные теоретические исследования. Их отличие от экспериментальных состоит в том, что авторы дан­ных исследований сами не собирают эмпирические данные и не ставят эксперимент. Они или опираются на уже известные фак­ты, или изучают литературу, или обобщают жизненный опыт и на основе мысленного соотнесения того, что есть в действи­тельности, с тем, чем располагает наука, формулируют в гипоте­тической форме выводы и соответствующие практические реко­мендации. Педагогическая практика является в данном случае критерием истинности сделанных выводов и предложенных ре­комендаций, одновременно выступая и как естественный экспе­римент по установлению их достоверности. Иногда новаторские теоретические идеи внедряются в жизнь, минуя предваритель­ную основательную экспериментальную проверку. Это возмож­но, если убеждение в правильности выводов и рекомендаций, вы­текающих из теории, достаточно велико, риск от их включения в жизнь минимален, а на экспериментальную проверку требует­ся много затрат и времени. Приведем примеры подобного рода исследований.

Пример 1.Допустим, что школьный учитель или преподава­тель в вузе, соотнеся действующую программу своего предмета с состоянием науки и с реальной жизнью, обнаруживает, что она не полностью соответствует имеющимся научным знаниям, не включает в себя то, что необходимо практике. Тогда он изменяет учебную программу и, минуя стадию экспериментальной про­верки, непосредственно внедряет новую программу в жизнь. В результате, не проводя достаточно сложного, требующего боль­шого времени эксперимента, он может на практике, по знаниям и умениям учащихся убедиться в том, что новая программа ра­ботает лучше, чем старая, т.е. дает учащимся более современные, глубокие и разнообразные знания. Подобные изменения в учеб­ной программе обычно не требуют специальной эксперименталь­ной проверки.

______ Часть II. Введение в научное психологическое исследование____

Пример 2.Предположим, что школьный психолог, анализи­руя реальное состояние обучения детей в начальных классах, об­наруживает, что дети проявляют мало интереса к таким предме­там, как родной язык и математика, быстро устают на этих уро­ках, слабо успевают. При этом педагоги и врачи ссылаются на физическую ослабленность детей, состояние их здоровья, видя в этом причины быстрой утомляемости. Психолог же ищет дру­гое, психологическое объяснение данному явлению. Это может быть, например, предположение о том, что учитель не смог заин­тересовать детей, им скучно на уроках, а скука, как известно, — одна из наиболее важных причин усталости. Тогда психолог ре­шает исправить сложившееся положение дел. Вместе с учите­лем он составляет новую, более интересную программу предме­та и предлагает новые, более привлекательные для детей формы организации и проведения занятий. Исходя из этого, минуя экс­периментальную проверку, он дает прямые практические реко­мендации по улучшению положения дел. Подобный переход от теории непосредственно к практике вполне оправдан потому, что внедряемое в жизнь уже неоднократно проверено.

Строго говоря, описанная работа в конечном счете сама яв­ляется способом проверки выводов и рекомендаций. Однако ак­цент в ней ставится не на экспериментальном доказательстве вер­ности теоретических выводов, а на прямом внедрении теории в практику, перестройке последней на основе первой. Именно по этой причине такие исследования мы называем теоретико-при­кладными.

Заметим, что приемы организации и проведения научных ис­следований, применяемые в них методы сбора фактов и логика доказательства истинности выдвигаемых положений имеют ис­торический характер. Было время, когда основным и единствен­ным способом демонстрации истины считались умственное рас­суждение, логика убеждения. Они и сейчас сохраняют свое зна­чение, но в XX в. главным приемом доказательства во всех есте­ственных науках становится эксперимент. Более того, с конца прошлого века обоснованность претензий той или иной области знаний на научность определяется степенью представленности в ней эксперимента, подобного физическому, уровнем контроля

____ Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология_

независимых и зависимых переменных, применением современ­ных методов математической статистики для доказательства зна­чимости используемых фактов.

На статус современной экспериментальной науки претенду­ет и психология, причем в ней эксперимент стал внедряться со второй половины XIX в. Долгое время, вплоть до 30-х годов XX в., это был в основном научный эксперимент. Прикладные экспе­риментальные исследования стали появляться с обособлением прикладных отраслей психологической науки. Сейчас экспери­мент используется практически во всех сферах психологии, так как почти все они рано или поздно находят практическое при­менение.

В современной реальной жизни чаще случается так, что тео­ретически очевидных решений возникающих проблем не суще­ствует или предлагаемые решения не кажутся убедительными. Подобные ситуации требуют организации и проведения экспе­риментальных исследований, и их немало в сфере образования. Экспериментальная проверка предлагаемых решений обязатель­на, например, тогда, когда имеется не один, а несколько альтер­нативных вариантов решения одной и той же проблемы.

Допустим, вводится новый метод обучения. Формулируется гипотеза о том, что он. должен дать лучшие результаты, чем ста­рые методы. Эта гипотеза экспериментально проверяется в иссле­довании, где похожие друг на друга группы учащихся в течение одинакового времени обучаются по одним и тем же программам,. но при помощи разных методов. Если в конечном счете окажет­ся, что результаты обучения по новому методу лучше, чем по ста­рым, то делается вывод о том, что гипотеза о превосходстве но­вого метода обучения экспериментально подтвердилась.

Правильно организованный, тщательно проведенный психо­лого-педагогический эксперимент позволяет наилучшим обра­зом ответить на многие вопросы. Он начинается с точного опре­деления проблем исследования. Проблемы, выбираемые для экс­перимента, должны в свою очередь отвечать следующим крите­риям: актуальности, новизне и практической значимости.

Актуальность научной проблемы — важный аргумент в поль­зу ее выбора для исследования. Актуальность означает необхо-

Часть II. Введение в научное психологическое исследование

димость решения проблемы в данный момент времени, ее свое­временность, соответствие потребностям дня. Новизна — харак­теристика проблемы, которая скорее относится не к ней самой, а к предлагаемому решению. Новизна устанавливается в резуль­тате широкого и глубокого изучения имеющихся попыток реше­ния проблемы. Практическая значимость определяется тем, на­сколько найденное решение проблемы позволяет изменить ре­альное состояние дел в лучшую сторону.

Контрольные вопросы

1. Что такое экспериментальная педагогическая психология?

2. Чем эксперимент отличается от других видов научных ис­следований?

3. Каковы основные проблемы экспериментальной педагоги­ческой психологии?

4. Что такое прикладное психолого-педагогическое исследо­вание?

5. Каковы основные критерии, которым должны соответст­вовать проблемы, выбираемые для экспериментального психо­лого-педагогического исследования?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Забродин ЮМ. Психологический эксперимент: специфика, проблемы, перспективы развития // История становления и разви­тия экспериментальной психологии в России. М., 1990. —С. 22-28.

2. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

3. ФрессП., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Вып. I и П. М., 1966.

(Истоки экспериментальной психологии: 17-26. Возникновение экспериментальной психологии: 26-67. Развитие эксперимен­тальной психологии с 1940 по 1960 г.: 85-89. Характер экспери­ментального метода: 99-102.)

Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований

ГЛАВА 2. ВИДЫ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Краткое содержание

Типология научных психолого-педагогических исследований.Психолого-пе­дагогический эксперимент как сложное исследование, включающее в себя не­сколько частных видов исследований. Виды психолого-педагогических исс­ледований. Особенности обзорно-аналитического, обзорно-критического, теоре­тического, эмпирического описательного, эмпирического объяснительного и ме­тодического исследований. Требования, предъявляемые к данным типам исс­ледований.

Психолого-педагогический эксперимент.Определение психолого-педа­гогического эксперимента как вида научно-прикладного исследования. Основ­ные правила организации и проведения психолого-педагогического экспери­мента. Цели эксперимента. Задачи эксперимента. Гипотезы эксперимента и предъявляемые к ним требования. Структура гипотез сложного эксперимен­тального исследования. Примеры гипотез, проверяемых в психолого-педаго­гическом эксперименте. Логические правила определения понятий, входящих в формулировки экспериментально проверяемых гипотез. Рабочие гипотезы психолого-педагогического эксперимента.

Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте.Ос­новные элементы научного доказательства: аргументы, факты и демонстра­ции выводов. Правила доказательства. Интерпретация получаемых экспери­ментальных данных в терминах причинно-следственных отношений. Логичес­кие схемы организации и проведен ия научных экспериментов. Понятие об экс­периментальной и контрольной группах, их задачи. Планы и программы про­ведения экспериментов.

Наши рекомендации