Основные признаки научного стиля
Требование информативной насыщенности и объективности изложения роднят научный и официально-деловой стили. Признаками научного стиля так же, как и официально-делового, являются строгость и простота, официальный характер изложения, преимущественно письменная форма бытования. Свойственна научному стилю также и стандартизованность: тексты определенной жанровой принадлежности строятся в соответствии с определенной моделью.
Лексические особенности:
использование большого числа терминов, т.е. слов и словосочетаний, называющие понятия той или иной науки;
обилие существительных, часто образованных от глаголов и прилагательных, выражающих абстрактное (не предметное)значение(знание, познание, исследование, атрибуция, самоочевидность, бесспорность);
некоторые штампы, но в значительно меньшей степени, чем в официально-деловом стиле(вызывать интерес, во многом определять, иметь значение для, бесспорный вклад в и под.);
количество глаголов, употребляемых в научном тексте, сравнительно невелико, но носит определенных характер. Это глаголы, устанавливающие тождественность явлений(по модели «...— является»: служить, характеризоваться, относиться к); описывающие признаки явления, изменяющиеся во времени (длиться, начинаться, зарождаться, следовать, сохраняться); указывающие причинно-следственные отношения между явлениями(обуславливать, обеспечивать, объясняться), затрудняться), лежать в основе); указывающие на деятельность ученого, приведшую к установлению научного знания( часто употребляют в формах третьего лица множественного лица(выделять, различать, отмечать, описывать); предписывающие какие-либо действия. Те же значения выражают и наречия, используемые в качестве сказуемых(требуется, следует; необходимо); а также глаголы-термины, значения которых связаны со спецификой данной области знания(в геологии: плавить, залегать; в химии: иммобилизировать, кристаллизироваться; в психологии: презентировать, аффектировать).
использование сложных союзов и предлогов, частиц и местоимений, указывающих на логические отношения между частями научного текста;
наличие слов и словосочетаний, указывающих на позицию автора(его согласие или несогласие с оппонентами, апелляция к чужой точке зрения, уверенность или неуверенность в излагаемом: вне всяких сомнений, является общепринятым, является спорным, по нашему мнению, вряд ли, однако).
Словообразовательными особенностями научных текстов считаются:
значительное количество существительных, образованных от глаголов и прилагательных, использование которых помогает компрессировать текст — сделать его более насыщенным информативно(проявление, членение, множественность, отнесенность и пр.).
аббревиатуры(словосокращения)(АД — артериальное давление, ВПФ — высшие психические функции, Особенности организации научного текста
Многие научные тексты строятся по определенной модели-шаблону: словарные статьи, аннотации, тезисы, авторефераты, дипломы, диссертации и др. обладают текстовой структурой, оптимальность которой доказана многими поколениями ученых; при этом каждая из перечисленных частей также строится по строгой схеме. Специфика научной информации требует от автора системной подачи материала. В связи с этим научным текстам свойственна четкая и подробнаярубрикация — деление текста на параграфы, пункты и подпункты, составление таблиц, графиков и списков.
Жанровое своеобразие разных функциональных стилей.
Понятие жанра
Внутри стилей существует разделение на жанры—модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу. Например,внутринаучного стиля:лекция, статья, монография, конспект, учебник, диссертация, курсовая и дипломная работы, аннотация, реферат, библиографический обзори т. д.Внутри официально-делового стиля:закон, договор, приказ руководителя, должностная инструкция, отчет о проделанной работе, объяснительная записка, дипломатическая нотаи т. д.Внутри публицистического стиля:статья, репортаж, теленовость, предвыборная листовка, выступление на митинге, рекламный буклет и т. д.
Тексты разных жанров,принадлежащие одному стилю,различаются прежде всего своей композицией.В то же время значительное количество отличающихся друг от друга моделей текстов должны быть охарактеризованы как принадлежащие одному стилю, поскольку их объединяют единые требования к их коммуникативному функционированию.
Официально-деловой, научный и публицистическийстили имеют много общего. Им свойственныстандартизованность(при создании нового текста автор должен следовать определенной модели, образцу текста данного жанра: конституция, заявление о приеме на работу, курсовая работа, лекция, научная статья, репортаж, интервью — все эти и многие другие тексты обладают языковыми признаками,которые определяются не автором, а жанровой принадлежностью) а также тяготениек письменной формесуществования;публицистический отличает еще и высокая степеньобязательности использования стилистически окрашенных средств.Эти стили носят названиефункциональных(их изучением занимаетсяфункциональная стилистика) и противопоставляются двум другим стилям:разговорной речи и языку художественной литературы.
1. Официально-деловой стиль используется в ситуациях общения, носящего официальный характер: участники коммуникации выступают в качестве носителей определенных социальных функций — гражданина, представителя власти, начальника и подчиненного и т. п.
В рамках официально-делового стиля выделяют три подстиля — юридический, дипломатический иканцелярско-деловой:их названия хорошо показывают, в каких именно сферах социальной деятельности человека они используются.
В рамках каждого из подстилей выделяют множество жанров,особенности которых определяются тематикой, объемом и письменной или устной формой создаваемого текста.К жанрам юридического подстиляотносятсяконституция, кодекс, закон, постановление,к жанрам дипломатического подстиля—верительная грамота, нота протеста, декларация, коммюнике,к жанрам канцелярско-делового подстиля —заявление, уведомление, приказ, контракт, резюмеи т. д.
Существует два типа документов:
1) документы, регламентирующие деятельность учреждений и их работников, органов управления и граждан, им подвластных, относят к служебной документации;
2) документы, фиксирующие отношения между различными учреждениями и их работниками, связанными деловой и коммерческой деятельностью, называют официально-деловой перепиской.
В свою очередь, в рамках служебной документациивыделяютгруппы жанров,объединяемых по ряду признаков — функциональному, содержательному, временному (сроки исполнения).
■ личные документы(автобиография, анкета, доверенность, жалоба, заявление и т. п.);
■ распорядительные документы(постановление, приказ, распоряжение и т. п.);
■ административно-организационные(договор, контракт, отчет, устав и т. п.);
■ информационно-справочные(акт, выписка, докладная записка, справка и т. п.).
2. Научный стильиспользуется в ситуациях общения на темы, связанные с научным изучением мира во всем его разнообразии.
Жанры научного стиля
Языковые особенности научного стиля определяются тем, что основной задачей автора научного текста является описание мира как объекта познания: он должен представить сведения, касающиеся предмета исследования, и доказать, что они являются истинными. Поэтому, с одной стороны, научный текст должен быть информативен, а не «эмоционален», а с другой — построен таким образом, чтобы убедить читателя в правоте автора.
Существует ряд факторов, влияющих на особенности создания научного текста: цель работы (представить новое знание, изложить известные факты, научить знанию), ееобъем (большой, средний, малый),степень подготовленности аудитории (специалисты, учащиеся, неспециалисты; взрослые, дети), письменный или устный характер текста. Различное сочетание этих факторов определяет жанровое разнообразие научных текстов, среди которых выделяютсобственно научные (монография, статья, доклад), научно-информативные (реферат, аннотация, тезисы), научно-справочные (словарь, справок ник, энциклопедия), учебно-научные (учебник, лекция) инаучно-популярные (книга, статья, лекция) тексты.
Особенность научно-информативных текстов(авторефератов, аннотаций, рецензий, отзывов, рефератов, тезисов) состоит в том, что они в краткой форме должны изложить основные идеи, содержащиеся в «большом» научном тексте. Таким образом, научно-информативные тексты являются текстамивторичными — они создаются в результате переработки других текстов.
Аннотация представляет собойкраткое изложение содержания «большого» научного произведения. Аннотации пишутся для того, ли нет. Таким образом, аннотации служат своего рода «компасом», помогающим ориентироваться в «море» научной литературы.
Аннотацию можно обнаружить в любой книге на обороте титульного листа. И от того, насколько точно аннотация передает содержание книги (монографии, статьи и под.), зависит, будет ли эта книга востребована читателями. Основными требованиями, предъявляемыми к аннотации, являются ее краткость иинформативность:
■ в аннотации не должно быть «лишней» информации: речь должна идти только о том, что послужило объектом описания (а не об истории вопроса, о возможных точках зрения);
■ в аннотации не должно быть оценочных слов: лексику аннотации составляет терминология и клише, связывающие эти термины (в работе описаны; рассмотрен вопрос; автор приходит к выводу, что);
■ аннотация должна быть лишена черт авторства;
■ предложения должны быть простыми, легкими для восприятия.
Конспект— этократкое изложение, прочитанного научного произведения.Самое важное в конспекте —найти верное соотношение между цитированием и передачей мысли автора своими словами. При этом составитель конспекта должен учитывать, что в будущем, возможно, при написании диплома или диссертации, ему придется обратиться к своему конспекту, чтобы включить его часть в свою работу. Таким образом, составитель конспекта прежде всего должен уметь внимательночитать, то есть выделять основное в том тексте, к которому он обратился.
В настоящее время многие учащиеся заменяют конспектирование научных работ копированием текста. Действительно, это намного проще — сделать копию, а затем маркером отметить «важные» места. Как это ни странно,такое изучение текста оказывается малополезным. Опыт показывает, что научный текст необходимо «пропустить через себя», передать его содержание своими словами. В этом случае читатель становится как бы «соавтором» научного текста, что помогает ему понять содержание написанного.ОТО — общая теория относительности).