УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
• установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство, является прерогативой каждого государства;
• в случаях нарушения уголовного законодательства государства должны стремиться к принятию мер обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;
• лишение свободы как вид наказания может применяться к детям лишь в крайних случаях и в течение как можно более короткого времени;
• в случае применения к ребенку наказания в виде лишения свободы он должен пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей его возраста.
Указанные положения получили свое развитие в таком фундаментальном международном документе, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые 29 ноября 1985 г. В них еще более четко отражена идея об обеспечении особенностей в вопросах ответственности несовершеннолетних за совершенные правонарушения. В п. «а» ст. 2.2 указанных Правил отмечено, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому.
Большое внимание в Правилах уделено вопросу о возрасте уголовной ответственности. В ст. 4.1, в частности, указывается, что в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.
Из комментария к этой статье вытекают следующие позиции:
• минимальные пределы возраста уголовной ответственности
различны, поскольку зависят от исторических и культурных осо
бенностей развития государства, общества;
| • установление минимальных пределов возраста уголовной
[ ответственности базируется на определении способности ребенка
i осознавать, что его поведение является антиобщественным, и пере-
'■; нести моральное и психологическое воздействие уголовной ответ-
ственности;
Глава 20
• установление возрастного предела в таких случаях на слишком низком уровне или вообще неустановление такого предела исключает смысл уголовной ответственности, ее понятие становится бессмысленным;
• установление возраста уголовной ответственности должно осуществляться во взаимосвязи с установлением возраста, определяющего общий правовой статус ребенка, когда на него уже можно возлагать определенные обязанности (гражданское совершеннолетие);
• необходимо стремиться для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в международном масштабе.
Получили дальнейшее развитие в Пекинских правилах и положения, касающиеся применения мер воздействия на несовершеннолетних в случаях совершения ими преступлений.
С момента совершения преступления несовершеннолетний попадает под воздействие органа, призванного обеспечить расследование по уголовному делу (первоначальный контакт). На этой стадии возможны любые формы обращения с несовершеннолетним, в том числе и его задержание. Предусматривая целый ряд особенностей процессуального характера, Правила обращают внимание на то, что контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним должны быть такими, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетних, содействовать их благо получию и избегать причинения им ущерба. При этом термин «избегать причинения ущерба» предлагается толковать широко: как причинение прежде всего наименьшего ущерба, а также любого дополнительного или излишнего ущерба, что особенно важно именно при первоначальном контакте, от которого зависит успех любого дальнейшего вмешательства в судьбу несовершеннолетнего. Подчеркивается также важность сострадания и мягкого, но вместе с тем требовательного подхода.
В рамках первоначального контакта важное значение имеет рекомендация, содержащаяся в ст. 11 Пекинских правил, о стремлении не доводить дело о преступлении, совершенном несовершеннолетним, до официального разбирательства (например, судом), а стараться по возможности его прекратить с передачей в соответствующие службы, как правило, общественные, занимающиеся несовершеннолетними. Такая практика призвана ограничить негативные последствия процедуры отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. При этом в комментариях к указанным положениям отмечается, что прекращение дела не должно ограничиваться лишь