Принцип комбинирования речевых стилей.

Высокий речевой стиль – подчеркнуто «правильная» речь. Низкий речевой стиль – свободная речь, в том числе и приспосабливаемая к особенностям речи собеседника.

Влиятельный речевой стиль – использование форм прямого побуждения к действия.

Невлиятельный речевой стиль – использование косвенных речевых оборотов, демонстрирующих интересы говорящего:

Уклончивые, лингвистическое заикание (иногда привычка), просительные, вопросительные, эмоциональные.

РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ РАЗГОВОРОВ.

Деловой разговор или беседа – речевое общение предметного характера. Основные параметры: предмет или область разговора, партнер или партнеры, время и место разговора. Психологический аспект: позиции, интересы, отношения, состояния.

Каждый собеседник преследует двойной интерес: относительно существа дела и относительно своих отношений с партнером. Как правило, любой разговор идет в контексте развития отношений.

Аксиома1.: необходимо различать Ваше отношение к проблеме и к партнеру.

Аксиома 2. : как правило, никто не хочет разрыва отношений.

Аксиома 3. поступки людей – это их поступки, а Ваше отношение к ним – это Ваше дело. Следует различать собственные страхи и планы от страхов и планов Вашего партнера.

НАЧАЛО беседы:

Методика установления контакта: вариант 1 – произведение первого впечатления и ориентация на длительное общение; вариант 2 – кратковременный контакт; вариант 3 - установление контакта в любом дискретном фрагменте общения.

Снятие психологических барьеров; нахождение совпадающих интересов, определение принципов общения; выявление качеств, опасных для общения, адаптация к партнеру и установление контакта.

1. Ожидания вызывает напряжение; превосходство вызывает барьер. Нейтральная тема, вызывающая положительный отклик. Метод утвердительных ответов.

2. Выявление сходства. Подчеркивание сходства. Никогда не говорить, что человек не прав.

3. Принципы общения – неявно: форма обращения, степень искренности, степень коллегиальности, роли в команде.

В начале беседы, особенно, если у вас с партнером были разногласия, или вы не знаете его отношения к предмету разговора, возможно некоторое напряжение, создающее коммуникативные барьеры. Существует несколько методов начала разговора.

1. Метод снятия напряжения. Разминка или светская беседа. Разговор на нейтральные темы. К таковым относятся: погода, транспорт, политические и спортивные новости. При таком начале уместны комплименты любого плана: комплименты по поводу внешнего вида, обстановки, успехов партнера, воспоминания об успешной совместной деятельности в прошлом.

Светский разговор – это разговор с не очень знакомыми людьми, поэтому это разговор обо всем на свете без особых деталей, как говорят англичане, разговор о погоде, кризисе, газетных новостях. Как правило, обычным местом ведения светской беседы являются светские рауты, приемы, презентации, благотворительные балы и т. п.

Искусство ведения светской беседы проявляет себя, с одной стороны, через красноречие, с другой – через целый ряд ограничений. Вот некоторые из них:

- не принято ругать большую группу людей (например, нацию, профессиональную группу и т. п.);

- не принято обсуждать физические недостатки других людей (толстые, худые и т. д.);

- не принято блистать осведомленностью, говорить об успехах, если не спрашивают, похваляться знакомствами и выставлять их напоказ;

- нельзя перебивать собеседника;

- нельзя показывать скуку на лице, даже если, действительно, скучно;

- не принято рассказывать непрерывным потоком (о погоде, о детях, о собаках, о кошках, своих недомоганиях и последних телевизионных новостях);

- не принято затрагивать политические темы и вступать в длительные дискуссии;

- не принято спрашивать людей об их возрасте, вероисповедании, о доходах, финансовом состоянии, стоимости их одежды, украшений и другой собственности;

- не принято публично осуждать свои и чужие личные отношения, проблемы, болезни;

- если вам задают вопросы, на которые вы не хотели бы отвечать, Тон речи не должен быть педантичным, говорить следует не горячась, не настаивая, не уверяя. Тон речи не должен быть капризным, не должно быть издевки в голосе. Говорить следует без преувеличения, экзальтации: "Как? Вы до сих пор не были на Канарах?!"

Важное значение в светской беседе имеет громкость голоса. В русском обычае говорить очень тихо или очень громко считалось одинаково неприличным. Особенностью старого Петербурга была четкость и ясность произношения. Детей учили читать вслух, играли в "испорченный телефон", чтобы уже с детства выработать определенную громкость речи, определенный ритм речи и правильность произношения слов.

2. Метод «зацепки»: Короткое изложение проблемы с личным подтекстом. То есть, объяснение своей личной заинтересованности в решении вопроса. Или тактичное упоминание о ваших прошлых уступках. Или намек на разрешение личных проблем партнера совместными усилиями.

3. Метод прямого подхода: холодно и рационально изложить существо дела.

Общее правило: использовать Я – высказывание и ВЫ –подход, то есть определить, чего бы Вы хотели в начале беседы. Признайте интересы собеседника, так как Вы их понимаете. частью общей проблемы.

Чтобы заинтересовать собеседника НЕОБХОДИМО: говорить о его проблемах, похвалить что-то из его предыдущих действий. НЕ ГОВОРИТЬ в начале беседы: Мы быстренько все решим; Я в этом ничего не понимаю; Я Вам, наверное, помешал. Я проходил мимо, и заодно. Психологически начало беседы не столько информативно, сколько эмоционально. Оно показывает в каком режиме пойдет встреча.

Приемы формирования аттракции, то есть положительного отношения к себе:

1. Следует начинать каждую третью фразу с имени партнера.

2. Улыбаться.

3. Прием «Терпеливый слушатель». (смотри ниже).

4. Прием «Личная жизнь». Рассказы о себе.

Правила эффективной обратной связи:

То есть необходимо говорить о своих чувствах по поводу проблемы или поведения партнера. Стоит постоянно давать партнеру «обратную связь», то есть говорить или показывать ваше отношение к конкретному вопросу или позиции.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Все ведущие специалисты в области психологии общения отмечают, что умение правильно слушать собеседника является важнейшим гарантом успешности Вашей деятельности. Слушание может быть продуктивным и непродуктивным. Непродуктивное слушание – неспособность сосредоточиться на словах и позиции партнера. Продуктивное слушание - дать высказаться и не дать понять, что Вам неинтересно. Продуктивное слушание бывает рефлексивным и нерефлексивным.

Затраты энергии на восприятие возрастают:

Слушать

Слушать, чтобы понять содержание;

необходимо выделять ключевые моменты в речи.

Слушать, чтобы запоминать;

записывать, перефразировать, зарисовывать.

Слушать, чтобы оценивать и анализировать содержание;

фиксировать сходство и различие позиций сторон, отделять эмоции от фактов.

Слушать, чтобы поддержать другого.

СТИЛИ СЛУШАНИЯ.

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать. Не перебивать. Не задавать вопросы. Коротко поощрять к продолжению. Подтверждать свое внимание вербально и невербально. Рекомендуется, когда собеседнику надо выговориться или когда Вам выгодно, чтобы он выговорился. Нерефлексивное слушание по принципу «Угу». То есть, когда Вы слушаете и используете следующие приемы: одобрение (“Да, да…Понятно.”), подчеркивание внимания (кивок).

Рефлексивное (активное) слушаниеРекомендуется для контроля точности восприятия, а так же для сообщений о своем мнении в ходе беседы.

Оценочная обратная связь. Реплики, демонстрирующие собственное отношение к сообщению и партнеру. ( Согласен. Мне это нравится.)

Безоценочная обратная связь Выяснение. Перефразирование. Резюмирование.

Например: повторение (“Если я правильно понял, то”), сопереживание (“Вы очень беспокоитесь об этом?”), обобщение: (“Следовательно, мы действуем так”). Внимательно слушайте, о чем говорит Ваш партнер. Обычно люди так или иначе упоминают те темы и вопросы, в решении которых они заинтересованы, даже если хотят скрыть свои намеренья. Обратите внимание на то, что отрицает (мотивы, цели, качества) Ваш собеседник относительно себя. Как правило - это и характеризует его сознание, поведение и деятельность.

Эмпатическое слушание.

Цель – понять переживания другого человека и дать понять, что Вы его поняли и поддерживаете. Рекомендуется, для укрепления межличностных отношений. Неоценочная, вернее не критическая обратная связь.

Наши рекомендации