Глава 1. Особенности формирования профессиональной
Этика и культура управления
Учебное пособие
для менеджеров
Киров
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Вятского государственного гуманитарного университета
Рецензенты:
Машарова Т. В., д.пед.н., профессор, проректор по УВР, зав. кафедрой педагогики Вятского государственного гуманитарного университета,
Назаров В. М., к.с.н., старший преподаватель кафедры управления Филиала ВятГГУ в г. Вятские Поляны
Е 80 Ершова, О.А. Этика и культура управления [Текст]: учебное пособие /
О. А. Ершова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. – 130 с.
Учебное пособие рекомендуется студентам управленческих специальностей как базовое при изучении дисциплины «Этика и культура управления».
В учебном пособии содержится материал, посвященный культурологическим и этическим аспектам менеджмента, системно рассматриваются вопросы профессионализма и управленческой культуры менеджеров.
В первой главе раскрываются особенности формирования профессиональной компетентности менеджера, ее структура и сущность, основные черты профессионализма.
Во второй главе раскрыта специфика формирования управленческой культуры менеджера.
В третьей главе рассматриваются вопросы управленческой этики, деонтологии управления, а также темы прикладного характера.
Учебное пособие адресуется специалистам системы управления, менеджерам и предпринимателям, студентам средних и высших профессиональных учебных заведений, преподавателям, а также всем тем, кто интересуется проблемами профессиональной культуры, совершенствует свое мастерство.
ISBN 978-5-93825-592-0
ББК 87.7
Филиал ВятГГУ в г. Вятские Поляны
Ершова О.А., 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Глава 1 Особенности формирования профессиональной компетентности менеджера | |
1.1 Основные черты профессионализма | |
1.2 Структура и сущность профессиональной компетентности менеджера | |
Глава 2 Управленческая культура | |
2.1 Понятие «культура»: происхождение, значение | |
2.2 Профессиональная культура, ее черты и особенности | |
2.3 Сущность управленческой культуры менеджера | |
2.4 Стили руководства и управления | |
2.5 Особенности формирования управленческой культуры | |
Глава 3 Управленческая этика | |
3.1 Сущность этики деловых отношений | |
3.2 Профессиональная этика как нравственная черта личности | |
3.3 Управленческая этика как вид деловой этики | |
3.4 Этические правила и требования к служебному поведению гражданского служащего | |
3.5 Деонтология управления | |
3.6 Основы общей культуры бизнеса | |
3.7 Заповеди делового человека | |
3.8 Служебный этикет | |
3.9 Рекомендации начинающим менеджерам | |
Заключение | |
Темы для самостоятельного изучения и обсуждения | |
Библиографический список |
Введение
Современная парадигма управления, утверждающаяся в XXI веке, предполагает использование социокультурного и духовно-творческого потенциала управленцев. Постоянно обновляющийся мир, трансформация экономических, политических и культурных моделей приводят к постепенному изменению идеала образования: от человека образованного к человеку культуры. Культура понимается как целостное развивающееся явление, как система накопленных знаний, социального опыта, культурных достижений и как деятельность, направленная на получение знаний, овладение опытом и достижениями культуры.
Рыночные социально-экономические отношения в стране радикально изменили характер производственных отношений, выдвинули новые, более высокие требования к содержанию труда, к профессиональному мастерству, знаниям, умениям и навыкам специалистов. Глубокие, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования экономической среды хозяйствования в России побудили активный интерес к менеджменту.
В условиях становления смешанной экономики России, развития предпринимательства, модернизации и приватизации государственного сектора существенно меняется содержание социально-экономических, организационных и управленческих отношений в системе государственного управления и менеджменте. Многими переход к рыночным отношениям рассматривается как торжество прагматизма, отодвигающего на дальний план моральные нормы и духовные ценности. Однако гражданское общество сегодня старается добиться гуманизации экономических отношений, их гармонизации с потребностями социального развития.
Профессиональная компетентность менеджера является важнейшим критерием качества управленческой деятельности и понимается как способность и готовность менеджера к управлению, основанные на профессионально значимых и личностных качествах. В связи с этим в настоящее время важным ресурсом становятся не столько специальные знания, сколько общая и управленческая культура, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие специалиста.
Управленческая культура менеджера - принципиально новое явление. Несомненна связь между управленческой культурой и профессиональной компетентностью, и доказано, что целенаправленное формирование управленческой культуры у менеджеров характеризуется положительной динамикой и оптимизирует процесс становления их профессиональной компетентности.
Управленческая культура, являясь составляющей профессиональной компетентности менеджера, представляет собой интегративное динамичное качество, развивающееся в процессе деятельности. Управленческая культура характеризуется определенным уровнем теоретического осмысления и комплексом практических умений и навыков по реализации ведущих подходов к управленческой деятельности в современной практике на основе безусловного соблюдения норм и принципов морали и нравственности.
Глава 1. Особенности формирования профессиональной
Компетентности менеджера
С тех пор как человек научился производить орудия труда, предметы и вещи, необходимые для труда и в быту, он с каждым разом их улучшал, достигая совершенства в их применении и изготовлении. Он становился профессионалом, которому была подвластна любая работа. Так возник профессионализм - свойство, приобретаемое теми, кто полностью отдает себя своему делу.
Однако профессионализм как проявление человеческой деятельности обнаруживает себя в различных ее видах по-разному. В сфере государственной службы – одной из самых древних и сложных областей социально-политической жизни он проявляется иначе, чем в других ее формах, так как речь идет о жизнях и судьбах тысяч и тысяч людей – масштаб воздействия государственной службы огромен и неохватен. Столь же ответственным предстает и индивид, занимающийся делами государства. Известно, что эффективность функционирования различных органов государственной власти и управления во многом зависит от трех факторов:
1. организации деятельности государственной службы как правового и социального института,
2. имеющихся управленческих кадров,
3. соответствия их профессиональной квалификации и организации труда современным требованиям.
Поэтому ведущими принципами организации в системе соц.управления являются гражданственность и профессионализм.