Психодиагностические методы

Психодиагностические методывыявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми.

Особенностью методов, используемых в психодиагнос­тике (как в научных, так и в практических целях), являет­ся то, что они позволяют соотнести полученные данные с определенными показателями, выступающими в качестве критерия наличия или выраженности какого-либо признака.

Широко распространены в психодиагностике психологи­ческие тесты (от англ. test- испытание). Тесты - стдндартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оцен­ка, условия проведения строго регламентированы и едино­образны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна прой­ти длительную и многостороннюю проверку. Именно бла­годаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют_сделать вывод о том, что человек обладает' определеннымй интеллектуальными или личностными особенностями, т.е. cформулировать определенный психологический диагноз.

В тестах умственного развития, или интеллектуальных тестах, испытуемому предлагается ряд заданий. Эти зада­ния могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий. За правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определенный балл. Сумма полученных испытуе­мым баллов может быть сопоставлена с возрастными нор­мами, имеющимися для данного теста.

Сегодня в школах широко распространенны тесты проверки знаний и, умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами достижении. Интеллектуальные тесты в отличие от тестов жжений выявляют общие умственные способности ин Психодиагностические методы - student2.ru Психодиагностические методы - student2.ru дивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех и других тестах, таким образом, решающим является пра­вильность ответа испытуемого.

По-другому обстоит дело в тестах, направленных на выявление творческих возможностей, творческих способ­ностей. В этих случаях оценивается оригинальность отве­тов, умение находить новые, нетрадиционные способы решения задач, порождать новые идеи.

Тесты личности позволяют выявить особенности моти­вации, потребностей, эмоций, интересов, воли, опреде­лить характеристики отношения к себе и т.д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Если они представлены в виде вопросов, тесты называются опросни­ками. При обработке таких тестов ответы испытуемого со­относятся с определенными категориями ответов, кото­рые получены при стандартизации теста. Для большей достоверности во многие опросники включен ряд специальных контрольных вопросов, позволяющих выявить склонность человека ис­кажать свое мнение под влиянием, например, стремления давать социально одобряемые ответы и т.п.

Еще одна категория тестов личности основана на пред­ставлении о том, что в восприятиях, трактовках, объяс­нениях тех или иных явлений, событий воплощаются лич­ностные особенности человека. В методиках такого типа испытуемому предлагается различный стимульный мате­риал - картинки - сюжетные и неопределенные, нео­конченные предложения и рассказы и т.п. Его просят рас­сказать, что происходит на картинке, какое именно изоб­ражение он видит в неопределенных очертаниях кляксы, закончить предложение или рассказ и т.п. Интерпретируя такой неопределенный материал, испытуемый проеци­рует свои переживания, мотивы, конфликты, в том чис­ле и те, которые он не осознает в себе или даже отрицает. Поэтому такие методики названы проективными (от лат. projectio - выбрасывание вперед). К проективным методи­кам относятся и методы, основанные на выборе предпо­читаемых и отвергаемых испытуемым цветов и их оттен­ков.

Особое место среди проективных тестов занимают рисуночные тесты. В психологии известно, что рисунок -королевский путь к познанию психики ребенка. Анализ детских рисунков играет важную роль в детской психоло­гии. Определенное значение анализ рисунков имеет и при изучении психики взрослого человека. Для каждой темы специально регламентируются ориентация рисунка, размер листа бумаги, тип используемых каран­дашей (простой или цветные, мягкие или твердые), на­личие или отсутствие ластика и т.п. Критерии оценки включают как формальные (например, расположение ри­сунка на листе бумаги, его величина, особенности ли­ний, сила нажима карандаша и т.п.), так и содержательные особенности рисунка. Рисуночные тесты использу­ются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта.

Тесты могут проводиться с каждым испытуемым индивидуально или с группой, могут предъявляться на бланках или на мониторе компьютера.

2.5. Метод анализа продуктов деятельности- написанных текстов (например, школьных сочинений), рисунков, других из­делий - имеет большое значение и для науки и для прак­тики. Так, школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученика, может получить ценную информацию из тетрадей школь­ника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочи­нения. Сделанные им выводы могут быть ценным допол­нением к диагностическому обследованию, проводимому Другими методами. Вообще метод анализа продуктов дея­тельности часто используется совместно с другими мето­дами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.

Анкетирование

По форме анкеты похожи на личностные опросники, но имеют жесткие стандартизированные критерии и соответственно стандартные схемы интерпритации. Анкеты предназначены Психодиагностические методы - student2.ru Психодиагностические методы - student2.ru для получения общей информации, касающейся истории жизни человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.п. На их основании нельзя де­лать выводы об индивидуально-психологических особенно­стях человека, формулировать психологический диагноз.

Беседа или интервью

"Как основной метод исследования или психодиагнос­тики беседа может быть стандарщшцрованной, т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задают­ся в строго определенном порядке, и свободной. Во втором случае экспериментатор имеет только дбдищдщн интер­вью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор. Возмож­ны и промежуточные формы.

Для получения надежных данных в беседе использу­ются разные типы вопросов. Помимо прдалда, «откры­тых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в сво­бодное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

В одних случаях содержание беседы полностью опреде­ляется психологом. Ему принадлежит активная роль в орга­низации и проведении беседы, он добивается, чтобы каж­дый как можно полнее и понятнее отвечал на поставлен­ные вопросы. Такая беседа называется управщщрй. Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема.

В других случаях, напротив, задача психолога - создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабо управля­вшая, беседа. Умение взять инициативу - ценный диагнос­тический показатель. Здесь также могут быть различные про­межуточные варианты.

Психолог, проводящий беседу, с помощью специаль­ных средств создает особые условия для разговора, позво­ляющие собеседнику говорить раскованно, свободно вы­ражать свою точку зрения. Самое важное здесь - умение слушать собеседника. Этой цели служат техники активного слушания, которым психолог специально обучается. Од­нако не менее, чем техники, психологу необходимы под­линная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.п.

Психодиагностические методы - student2.ru Психодиагностические методы - student2.ru Беседа - очень сложна форма работы, требующая от психолога многих специальных умений и опыта. Особые проблемы возникают при интерпретации результатов бе­седы.

Один из наиболее крупных психологов мира, извест­ный швейцарский исследователь Ж. Дцрже - мастер пси­хологических бесед с детьми писал о проблемах исполь­зования беседы в исследовательских целях: «Как трудно удержаться от чрезмерного многословия, особенно пе­дагогу, расспрашивая ребенка! Как трудно удержаться от невольного внушения ему своих мыслей! А всего труд­нее отыскать средний путь, избежав и чрезмерной сис­тематичности, вызванной заранее разработанной кон­цепцией, и полной хаотичности фактов, к которой при­водит отсутствие какой-либо направляющей гипотезы! В сущности говоря, хороший эксперцмеихахор должен соединять в себе два^обычно несовместимых качества: он должен _знать, какнаблюдать, т.е. позволять ребенку говорить совершенно свободно, не прерывая его выска­зываний и не отклоняя их ни в одну сторону, и в то же самое время он должен б^ыть постоянно настор,аже, что­бы не пропустить ничего важного; каждую минуту он должен иметь в виду какую-нибудь рабочую гипотезу, хоть какую-нибудь теорию, правильную или ложную, и стремиться ее проверить. Начинающий исследователь либо подсказывает ребенку то, что он ожидает от него получить, либо же не подсказывает ему совершенно ничего, потому что он не ищет ничего определенного; нечего и говорить, что в этом случае он ничего и не найдет. Короче, это нелегкая задача, и материал, который в результате получаешь, нуждается в самом строгом кри­тическом анализе. Психолог должен преодолеть неопре­деленность метода опроса отточенностью своей интер­претации»1.

Наши рекомендации