Тема 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ И УЗНАВАНИЯ

Общая цель экспериментов. Сравнить процессы воспроизведения и узнавания и установить зависимость этих процессов от объема и содержания материала.

В экспериментах используется метод тождественных рядов (метод узнавания). Применяются слуховой и зрительный способы предъявления материала.

Практическое задание № 1

Цель эксперимента. Сравнить процессы воспроизведения и узнавания и установить их зависимость от объема (1-й и 2-й опыты) и содержания (3-й опыт) материала.

Материал и оборудование.

Для 1-го опыта – ряд из 10 не связанных между собой слов: солнце, число, свинец, месяц, книга, вилка, планета, дерево, медведь, рубль;

ряд из 20 слов, в который включены в случайном порядке 10 слов первого ряда: вилка, плотина, война, дождь, книга, время, число, медведь, месяц, дорога, свинец, дверь, время, планета, сумка, рубль, пчела, солнце, гвоздь, дерево.

Для 2-го опыта – ряд из 15 не связанных между собой слов: звезда, копейка, зонтик, сутки, выстрел, номер, любовь, сессия, кирпич, капуста, разлука, лошадь, ошибка, сапог, автобус;

ряд из 30 слов, в который включены в случайном порядке 15 слов первого ряда: ошибка, кукла, выстрел, полка, щетка, сапог, любовь, пионер, чернила, зонтик, капуста, компот, сессия, паровоз, номер, яблоко, абажур, кровать, разлука, поезд, копейка, ветер, болезнь, кирпич, лошадь, автобус, встреча, звезда, сутки, школа.

Для 3-го опыта – ряд из 10 слов близких друг другу по смыслу: носорог, черепаха, курица, лисица, олень, антилопа, кошка, воробей, корова, бабочка;

ряд из 20 слов, в который включены в случайном порядке 10 слов первого ряда: воробей, муравей, голубь, лисица, антилопа, петух, бабочка, баран, олень, корова, окунь, черепаха, собака, обезьяна, барсук, носорог, акула, курица, кошка, гадюка.

Методика

Ход эксперимента. Включает три опыта.

Опыт 1. Экспериментатор читает испытуемому ряд из 10 не связанных между собой слов и предлагает воспроизвести его в любом порядке. Результат воспроизведения фиксируется в протоколе знаком (+). Затем экспериментатор читает второй ряд из 20 слов, в который включены в случайном порядке 10 слов первого ряда. Испытуемыйдолжен сказать «Да» при словах, которые предъявлялись в первом ряду. Узнанные слова отмечаются в протоколе знаком (+).

Опыт 2. Проводится аналогично. Для активного воспроизведения испытуемому предлагается ряд из 15 слов, а для узнавания – из 30 слов.

Опыт 3. Строится по типу опыта 1 (10 слов для воспроизведения и 20 для узнавания), только все слова должны быть близкими друг другу по смыслу (можно взять названия птиц или животных, городов или предметов домашнего обихода и т. п.).

После окончания опытов испытуемый дает словесный отчет, который должен быть зафиксирован в протоколе.

Перерыв между опытами – 20 минут.

Инструкция испытуемому (перед началом каждого опыта). «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову Вам ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, назвать в том порядке, в каком они Вам вспоминаются. Внимание! Начинаем!»

После воспроизведения: «Сейчас я назову Вам другой ряд с бόльшим количеством слов, но в котором будут слова, названные раньше. Если Вы услышите слово, которое я называл в первый раз, скажите мне «Да».

Протоколистдля каждого опыта заполняет отдельный протокол, в котором правильно воспроизведенные и узнанные слова отмечаются знаком (+).

В протоколе фиксируются также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого во время опытов и самоотчет испытуемого.

Протокол для опыта 1

Предъявлено 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 V K Примечание
Воспроизведение      
Узнавание      

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Протокол для опыта 2

Предъявлено 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 V K Примечание
Воспроизведение      
Узнавание      

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Протокол для опыта 3

Предъявлено 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 V K Примечание
Воспроизведение      
Узнавание      

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Обработка результатов.

1. Подсчитать количество правильно воспроизведенных и узнанных слов и записать их в графу протокола, обозначенную буквой V.

2. Вычислить проценты правильно воспроизведенных и правильно узнанных слов по формуле: К = × 100% , где

К – коэффициент воспроизведения или узнавания (то же, что коэффициент запоминания);

V – количество правильно воспроизведенных или узнанных слов;

n – число элементов ряда (для 1-го и 3-го опытов n = 10, для 2-го опыта n = 15).

Вычислить коэффициент воспроизведения и коэффициент узнавания для каждого из трех опытов. Внести их значения в протокол.

3. Вычислить коэффициент ошибок по формуле:

Ко = × 100% , где

Ко – коэффициент ошибок;

r – количество ошибок, допущенных испытуемым;

n – число элементов ряда (для 1-го и 3-го опытов n = 10, для 2-го опыта n = 15).

Вычислить коэффициенты ошибок для случая воспроизведения и для случая узнавания в каждом из трех опытов.

4. Построить сравнительные столбчатые диаграммы коэффициентов воспроизведения и узнавания, а также коэффициентов ошибок в каждом опыте.

Выводы. Сравнив коэффициенты воспроизведения и узнавания, а также коэффициенты ошибок всех трех опытов между собой, а также привлекая данные словесного отчета испытуемого и наблюдений экспериментатора, выявить тенденции, обнаруживающиеся в данном эксперименте, и объяснить их.____________________________________________________

________________________________________________________________

Практическое задание № 2

Цель эксперимента. Сравнить процессы воспроизведения и узнавания при работе с наглядно-образным материалом.

Материал и оборудование.

Для 1-го опыта – бланк с 9-клеточной таблицей (3х3), в которой помещены различные фигуры и бланк с чистой 9-клеточной таблицей.

Для 2-го опыта – бланк с 9-клеточной таблицей (3х3), в которой помещены различные фигуры и бланк с 25-клеточной таблицей (5х5), в которой 9 фигур первой таблицы разбросаны среди других 25.

Методика

Ход эксперимента. Включает два опыта.

Опыт 1. Экспериментаторв течение 10 сек. показывает испытуемому бланк с 9-клеточной таблицей, после чего сразу же предлагает на чистом бланке с такой же 9-клеточной таблицей зарисовать виденные фигуры так, как они были расположены.

Инструкция испытуемому. «Сейчас Вы увидите таблицу с фигурами. Внимательно посмотрите ее и постарайтесь запомнить как можно лучше».

По истечении 10 сек.: «Зарисуйте запомнившиеся фигуры на чистом бланке так, как они были расположены в виденной Вами таблице».

Опыт 2. Экспериментаторв течение 10 сек. показывает испытуемомудругой бланк с 9-клеточной таблицей. Затем он предъявляет ему немедленно бланк с 25-клеточной таблицей, в которой 9 виденных испытуемымфигур разбросаны среди других 25-ти, и просит его найти именно те, которые он видел в первой таблице (назвать их номера).

Инструкция испытуемому. «Сейчас Вы увидите таблицу с фигурами. Внимательно посмотрите ее и постарайтесь запомнить как можно лучше».

По истечении 10 сек., предъявляя 25-клеточную таблицу: «Посмотрите внимательно на эту таблицу. Отыщите на ней виденные Вами фигуры (назовите их номера)».

После окончания опытов испытуемый дает словесный отчет, который должен быть зафиксирован в протоколе.

Перерыв между опытами – 20 мин.

Протоколистотмечает в протоколе знаком (+) правильно воспроизведенные и правильно узнанные фигуры.

В протоколе фиксируются также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого во время опытов и самоотчет испытуемого.

Протокол

Предъявлено 1 2 3 4 5 6 7 8 9 V K Примечание
Воспроизведение      
Предъявлено 1 2 3 4 5 6 7 8 9      
Узнавание      

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Обработка результатов. См. задание 1 (n = 9).

Выводы. Сравнив коэффициенты воспроизведения и узнавания, а также коэффициенты ошибок в обоих опытах, привлекая данные самоотчета испытуемого и наблюдения экспериментатора, выявить тенденции, обнаруживающиеся в данном эксперименте, и объяснить их. Провести сопоставительный анализ успешности воспроизведения и узнавания словесного и образного материала.________________________________________

________________________________________________________________

Тема 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

Практическое задание № 1

Цель эксперимента. Сравнение продуктивности непосредственного и опосредствованного запоминания с помощью классических методов исследования памяти.

В эксперименте применяется слуховой способ предъявления материала.

Материал и оборудование.

1. Для 1-го опыта – ряд из 20 не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв.

1. Рыба 11. Белка

2. Фунт 12. Песок

3. Блин 13. Зубы

4. Нога 14. Окно

5. Сено 15. Газета

6. Власть 16. Чулки

7. Огонь 17. Волк

8. Кофта 18. Завод

9. Хлеб 19. Лилия

10. Совок 20. Пирог

2. Для 2-го опыта – 20 пар слов, связанных между собой по смыслу.

1. Курица – яйцо 11. Перо – бумага

2. Кофе – чашка 12. Закон – декрет

3. Стол – стул 13. Грамм – мера

4. Земля – трава 14. Солнце – лето

5. Ложка – вилка 15. Дерево – лист

6. Замок – ключ 16. Очки – глаза

7. Зима – снег 17. Туфли – обувь

8. Корова – молоко 18. Полка – книга

9. Вино – стакан 19. Голова – волосы

10. Печка – дрова 20. Голос – радист

Методика

Ход эксперимента. Включает два опыта, строящихся по одинаковой схеме и отличающихся друг от друга лишь характером предъявляемого для запоминания материала.

В опыте 1 используется классический метод удержанных членов ряда. Экспериментаторчитает испытуемому слова, не связанные между собой по смыслу. Читать слова надо быстро и четко, не выделяя отдельных слов. Пауза между словами – 2 сек. Задача испытуемого – запомнить предъявленные слова. После окончания чтения слов (через 5 сек.) экспериментаторпредлагает испытуемому воспроизвести вслух слова в любом порядке.

В опыте 2 используется классический метод удачных ответов (метод парных ассоциаций). Экспериментатор зачитывает пары слов, связанных между собой по смыслу (в трохаическом размере). Пауза между парами – 2 сек. После окончания чтения пар слов (через 5 сек.) экспериментатор читает первое слово каждой пары, а испытуемый отвечает на него вторым словом соответствующей пары.

Интервал между опытами – 10 мин.

После окончания всего эксперимента испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запомнить слова в обоих опытах. Этот отчет фиксируется в протоколе.

Инструкция испытуемому (к опыту 1). «Слушайте меня внимательно. Я назову Вам ряд слов, постарайтесь их запомнить. Когда я закончу читать слова и скажу: «Говорите», называйте те слова, которые Вы запомнили в том порядке, как они Вам вспоминаются. Внимание! Начинаем!»

Инструкция испытуемому (к опыту 2). «Слушайте меня внимательно. Я назову Вам пары слов, постарайтесь запомнить второе слово из каждой пары. Когда я закончу читать пары слов, я попрошу Вас в ответ на названное мной первое слово из пары отвечать вторым, связанным с ним словом. Внимание! Начинаем!»

Протоколист отмечает в протоколе знаком плюс (+) те слова, которые правильно называет испытуемый. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании.

В протоколе фиксируются также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе опытов и самоотчет испытуемого.

Протокол

Опыт 1 Опыт 2
№ слова Предъявлено Ответ испытуемого Примечание № слова Предъявлено Ответ испытуемого Примечание
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Обработка результатов.

1. По каждому опыту подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений.

2. Составить сводную таблицу результатов обоих опытов.

Таблица 6

Таблица сводных данных испытуемого

№ опыта Количество воспроизведений
правильные неправильные
   
   

Выводы. Сравнив результаты 1 и 2 опытов между собой, привлекая не только количественные показатели, но и материалы словесных отчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора, сделать вывод о продуктивности непосредственного и опосредствованного запоминания, о влиянии на объем запоминания использования специальных средств._____________

________________________________________________________________

Практическое задание № 2

Цель эксперимента. Сравнение продуктивности непосредственного и опосредствованного запоминания методом пиктограмм.

В эксперименте применяется слуховой способ предъявления материала.

Материал и оборудование. Несколько листов чистой нелинованной бумаги.

1. Для 1-го опыта – ряд из 20 отвлеченных понятий.

1. Санкция 11. Отречение

2. Фантазия 12. Мышление

3. Надстройка 13. Пространство

4. Заключение 14. Создание

5. Вероятность 15. Законность

6. Эстетика 16. Одиночество

7. Интуиция 17. Узнавание

8. Уверенность 18. Способность

9. Терпение 19. Индукция

10. Понятие 20. Сочинение

2. Для 2-го опыта – ряд из 20 отвлеченных понятий.

1. Отражение 11. Значение

2. Абстракция 12. Принцип

3. Субстанция 13. Восприятие

4. Отношение 14. Склонность

5. Призвание 15. Раздумье

6. Суждение 16. Ликование

7. Возможность 17. Авантюризм

8. Инстанция 18. Спокойствие

9. Сомнение 19. Равнодушие

10. Невежество 20. Аналогия

Методика

Ход эксперимента. Включает два опыта.

В опыте 1 используется классический метод удержанных членов ряда. Экспериментатор читает испытуемому 20 отвлеченных понятий. Читать слова надо четко, громко, делая после каждого слова паузу 3-5 сек. Испытуемый после 5-минутной паузы должен воспроизвести их письменно в протоколе, сохраняя по возможности порядок предъявления.

В опыте 2 используется метод пиктограмм. Экспериментатор читает 20 других отвлеченных понятий. В ответ на каждое словоиспытуемый должен сделать на чистом листе какую-либо зарисовку, не употребляя букв и цифр. Поэтому читать слова надо четко, громко, делая после каждого слова паузу 10-12 сек., чтобы испытуемый смог сделать зарисовки. По окончании всего ряда слов после 5-минутной паузыиспытуемый по этим зарисовкам воспроизводит прочитанные понятия, подписывая их под рисунками и объясняя, как конкретный рисунок помог запомнить данное слово.

Интервал между опытами – 30 мин.

После окончания всего эксперимента испытуемый дает словесный отчет о том, как шел процесс запоминания и воспроизведения в обоих опытах, как происходило связывание понятий с рисунками.

Инструкция испытуемому (к опыту 1). «Я прочту вам 20 отвлеченных понятий. Слушайте меня внимательно и постарайтесь запомнить как можно больше слов. Когда я скажу: «Пишите», вы запишите в протокол те понятия, которые были зачитаны, сохраняя по возможности порядок предъявления. Все ли вам понятно? Нет ли вопросов? Если нет, внимание! Начинаем!»

Инструкцияиспытуемому (к опыту 2). «Я прочту вам 20 отвлеченных понятий. После каждого слова на листе бумаги вы должны сделать рисунок, чтобы лучше запомнить слово. Качество рисунка не имеет значения. Писать при этом слова, буквы, цифры не разрешается. Когда я прочту все 20 слов, переверните лист, чтобы не видеть, что вы рисовали. А когда я скажу: «Пишите», переверните лист на лицевую сторону и под каждым рисунком подпишите то понятие, которое соответствует рисунку. Все ли вам понятно? Нет ли вопросов? Если нет, внимание! Начинаем!»

Протоколист отмечает в протоколе знаком (+) те слова, которые правильно называет испытуемый. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании.

В протоколе фиксируются также наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе опытов и самоотчет испытуемого.

Протокол 1-го опыта

№ слова Предъявлено Ответ испытуемого Примечание
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Словесный ответ испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Протокол 2-го опыта

№ слова Предъявлено Описание рисунка Ответ испытуемого Объяснение рисунка Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Обработка результатов.

1. По каждому опыту подсчитать количество правильно воспроизведенных понятий и вычислить коэффициент запоминания по формуле:

Кз = × 100% , где

Кз – коэффициент запоминания;

m – количество правильно воспроизведенных понятий;

n – объем материала (в данных опытах n = 20).

2. Составить сводную таблицу среднегрупповых данных.

Таблица 7

Сводная таблица среднегрупповых результатов

№ опыта Количество правильно воспроизведенных слов Кз
   
   

Выводы. Сопоставив результаты обоих опытов по количественным показателям, словесным отчетам испытуемого и наблюдениям экспериментатора, показать различия в непосредственном и опосредствованном запоминании. Проанализировав материал словесного отчета испытуемого по 2-му опыту, показать продуктивность зарисовок для запоминания сложного материала, направленность и характер ассоциаций, степень их условности (степень обобщенности, отвлечения от конкретных признаков и др.), содержательность связей. Используя среднегрупповые значения, раскрыть индивидуальные особенности запоминания испытуемого.______

________________________________________________________________

Практическое задание № 3

Цель эксперимента. Исследование характера связей, обеспечивающих улучшение продуктивности в опосредствованном запоминании.

Материал и оборудование.

1. Для 1-го опыта – ряд из 15 слов и 15 картинок.

Слова: время, обед, сад, рука, птица, огород, одежда, праздник, лес, лето, брат, свет, знание, урок, ветка.

Набор картинок: часы, стол, вишня, варежка, курица, морковь, игла, елка, дерево, солнце, человек, лампа, книга, карандаш, рябина.

2. Для 2-го опыта – ряд из 15 слов и 15 картинок.

Слова: снег, мыло, перо, учение, дом, молоток, пол, игра, лев, поле, лошадь, ночь, мышь, молоко, стул.

Набор картинок: гриб, хлеб, ели, телефон, апельсин, ведро, машина, щетка, экскаватор, носки, редис, щука, платье, ножницы, арбуз.

3. Для 3-го опыта – ряд из 15 слов и 30 картинок.

Слова: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, луна, сосед, труд.

Набор картинок: шкаф, стул, краски, машина, часы, воздушный шар, карандаш, звезда, чайник, кастрюля, ножницы, сковорода, яблоко, лук, поднос, дом, цветок, кувшин, этажерка, собака, юбка, диван, ботинки, нож, гусь, свеча, слон, индюк, весы, рубашка.

Методика

Ход эксперимента. Включает три опыта.

Во всех 3-х опытах экспериментатор предлагает испытуемому запомнить, а затем воспроизвести предъявляемые 15 слов, используя для запоминания картинки, которые предъявляются испытуемому одновременно с произнесением каждого слова. Пауза между словами ряда – 5 сек.

В опыте 1 используются картинки, близкие по смыслу к предъявляемым словам; в опыте 2 – далекие по своему смысловому содержанию; в опыте 3 испытуемый сам подбирает к каждому слову определенную картинку из 30 лежащих перед ним (опыт со свободным соотношением слова и картинок). После каждого предъявления картинка убирается из поля зрения испытуемого.

В каждом опыте через 10 сек. после предъявления всех слов экспериментатор показывает испытуемому картинки в другом, заранее намеченном порядке и просит его вспомнить то слово, которое соответствовало данной картинке.

После каждого опыта, примерно через 30 мин., экспериментаторвновь предъявляет испытуемому картинки. Испытуемый должен вспомнить, какое слово соответствует каждой картинке.

Инструкция испытуемому (перед опытами 1 и 2). «Сейчас я буду произносить слова и одновременно показывать Вам картинки. Постарайтесь запомнить с помощью картинок те слова, которые будут названы. Внимание! Начинаем!»

Инструкция испытуемому (перед опытом 3). «Перед Вами на столе лежит много разных картинок. Я буду говорить Вам слова, а Вы, чтобы лучше их запомнить, выбирайте и отдавайте мне к каждому слову любую, какую хотите, картинку. Внимание! Начинаем!»

Инструкция через 10 сек. после предъявления материала (в каждом опыте): «Теперь я буду показывать только картинки, а Вы должны называть те слова, которые соответствовали этим картинкам».

Инструкция для повторного воспроизведения через 30 мин. (в каждом опыте): «Я снова будут показывать Вам картинки, а Вы должны вспомнить, какие слова им соответствовали».

Протоколистотмечает в протоколе знаком (+) те слова, которые правильно называет испытуемый. Ошибочно воспроизведенные слова фиксируются в примечании. Для каждого опыта заполняется отдельный протокол.

В протоколах фиксируются данные наблюдения экспериментатора за поведением испытуемого в ходе опытов, а также самоотчет испытуемого о тех связях, которые он устанавливал между словами и картинками.

Протокол для опыта 1

№ слова Предъявлено Непосредственное воспроизведение Примечание Отсроченное воспроизведение (через 30 мин) Примечание
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Протокол для опыта 2

№ слова Предъявлено Непосредственное воспроизведение Примечание Отсроченное воспроизведение (через 30 мин) Примечание
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Протокол для опыта 3

№ слова Предъявлено Непосредственное воспроизведение Примечание Отсроченное воспроизведение (через 30 мин) Примечание
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Словесный отчет испытуемого:________________________________

________________________________________________________________

Наблюдения экспериментатора:________________________________

________________________________________________________________

Обработка результатов.

1. По каждому опыту подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений (при непосредственном и отсроченном воспроизведениях отдельно).

2. Сравнить результаты непосредственного воспроизведения во всех трех опытах (табл. 8).

3. Сравнить результаты отсроченного воспроизведения во всех трех опытах (табл. 8).

Таблица 8

Таблица сводных данных испытуемого

№ опыта Количество воспроизведений
Непосредственное воспроизведение Отсроченное воспроизведение
   
   
   

Выводы. Сопоставление экспериментальных данных (количественных показателей, словесных отчетов испытуемого и наблюдений экспериментатора) провести в двух планах:

а) между результатами первых воспроизведений во всех трех опытах (простые связи – 1 опыт; сложные связи – 2 опыт; установление свободных связей – 3 опыт);

б) между результатами повторных воспроизведений во всех трех опытах с точки зрения прочности запоминания при разных видах связей.

________________________________________________________________

Учебное издание

ГайдарКарина Марленовна,

КокотекСнежана Эдуардовна,

Петрушина Мария Владимировна

ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ЧАСТЬ 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ

Рабочая тетрадь для вузов

Наши рекомендации