Изменение состояния обучающегося
Каждый тренер может поведать немало историй о трудных учениках или группах, с которыми ему приходилось сталкиваться, и о том, как он решал эти проблемы. Увлекшись обвинениями или сосредоточившись на ком-нибудь, реагирующем негативно, можно легко «упустить» группу.
Независимо от того, насколько негативно настроен обучающийся или группа, в их поведении обязательно есть что-то позитивное. Другими словами, ключ можно подобрать к каждому. Нет ничего удивительного в том, что люди реагируют отрицательно, если они вынуждены находиться там, где им не хочется, делать то, что им не хочется, общаться с теми, с кем им не хочется. Один из способов справиться с этой проблемой с самого начала - представить тему, используя подход «Формат», рассмотренный в пункте 4.10 «Формирование новых паттернов обучения».
Могут подойти и другие методы, представленные в этой книге:
· установление раппорта;
· подстройка и ведение группы;
· помощь участникам в постановке целей (поэтапных);
· использование языковых паттернов;
· ответы на четыре основных вопроса:
– Почему? Почему мы здесь?
– Что? Что мы собираемся делать/изучать?
– Как? Как мы собираемся это делать?
– Что если? Как можно применить эти знания?
Этот перечень охватывает фактически всю книгу. Профессиональные тренеры должны располагать всеми описанными методами, быть гибкими и достаточно инициативными, чтобы опробовать их и придумать что-нибудь еще, если они «не работают». Избегайте зацикливания на определенном состоянии, чтобы не отдалиться от собеседника.
Вспомните эпиграф к этой главе: «Не бывает плохих учеников, есть лишь негибкие учителя».
УПРАЖНЕНИЯ
1. Используйте любое подходящее упражнение из других разделов, например установление раппорта, подстройку и ведение группы, постановку участниками тренинга собственных целей, использование языковых паттернов и т. д.
2. Для развития гибкости упражняйтесь в применении определенных навыков в разнообразных ситуациях.
3. Используйте третью позицию для восприятия и оценки самого себя, а также для того, чтобы обеспечить обратную связь.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Сохраняйте позитивный настрой и сосредоточенность.
· Используйте вопросы:
– Почему (мы здесь)?
– Что (мы собираемся делать)?
– Как (мы собираемся это делать)?
– Что если (применять это в будущем)?
· Устанавливайте раппорт, придумывайте ритуалы, привлекайте эмоции и используйте другие методы, описанные в этой книге.
· Будьте гибким.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
На совещании группы менеджеров перед началом реализации новой культурной программы в результате калибровки стало очевидно, что большинство участников не совсем согласны с заведенным в компании порядком. Целью совещания было обучение навыкам подготовки подчиненных к программе тренинга, несомненно, представлявшее собой проблему.
Больше всего менеджеров беспокоило не то, что делать или как это лучше сделать, а результат, то есть «что, если». Вместо того чтобы вступить в продолжительные дебаты, тренер сосредоточился на «что, если». Были намечены индивидуальные и групповые цели тренинга и работы, и совещание приобрело деловой и плодотворный характер.
К концу тренинга участники пребывали в расслабленном, открытом состоянии ожидания и активно участвовали в процессе обучения.