О преобразующих методах психологии труда.

Применение преобразующих методов связано с некоторым вторжением в психику стороннего человека с целью ее измене­ния и уже поэтому является делом более ответственным, чем просто посягательство на знание о ней. Поскольку ответствен­ное влияние на психику людей предполагает оперирование и истинностными, и ценностными категориями, нормами морали, оно является в сущности и более сложным для психолога, чем реализация чисто познавательного подхода, поскольку предполагает у специалиста наличие и очень многих разнородных про­фессиональных умений, внутренних средств деятельности, и многих необходимых личностных качеств. Поэтому, строго и честно говоря, преобразующие методы — это предмет не для "введения" в психологию, а для дисциплин, скорее завершающих подготовку специалиста-психолога. Здесь мы ограничимся обзорной характеристикой этих методов — еще более "вводной", чем это было в случае методов познавательных.

Прежде всего некоторые общие соображения. Как наша нау­ка может полезным для общества и личности образом повлиять на изучаемую реальность? Этот вопрос существен для любой науки и в общем виде в нашем случае решается так, что наука дает практике удобные средства ориентировки в фактах и зави­симостях, свойственных психике занятого трудом человека или человека, включенного или намеревающегося включиться в ту или иную работу, в профессиональную общность людей. Мы уже не раз уже отмечали, что средствами психологической науки в определенной мере может и должен располагать не только че­ловек, стоящий "около" субъекта труда, но и сам этот субъект. Речь в этом случае идет о средствах саморегуляции работоспо­собности, общего и профессионального развития, межлюдских отношений, не говоря уже о саморегуляции собственно опера­циональной, функциональной стороны трудовой деятельности (действий, умений, навыков). Все это предполагает постоянную заботу психологов о повышении психологической грамотности и культуры населения страны, в частности, подрастающих поко­лений, поскольку любая грамотность и культура относятся к ка­тегории таких реальностей, которые должны преднамеренно и постоянно поддерживаться и воспроизводиться (по аналогии с чистотой — нет смысла просто ожидать, когда она наступит, или призывать "бороться за чистоту", но надо "брать метлу и подме­тать"). Чем выше будут показатели психологической грамотно­сти и культуры народа, тем стабильнее и точнее будет запрос общества на, скажем так, услуги практикующих психологов.

И еще — чтобы иметь или "давать" полезные для практики средства, приходится их изыскивать, строить, производить, что в свою очередь оказывается подчас сложным, длительным и тру­доемким процессом. В этом обстоятельстве полезно отдавать себе ясный отчет, чтобы не рассматривать науку (собрания книг, статей, сообщества "живых носителей" психологического зна­ния) как некий наполненной премудростью бездонный карман, в котором уже заранее и всегда все каким-то образом имеется, стоит лишь его хорошенько "встряхнуть" и найти нужное. Даже уже имеющиеся (описанные) средства нуждаются в своеобраз­ной "привязке" к конкретным условиям и задачам практики, что также оказывается не одномоментным актом, а некоторым более или менее уникальным творческим процессом, требую­щим времени и труда компетентных людей, осторожного накоп­ления опыта с отслеживанием более или менее отдаленных по­следствий наших "формирующих", "коррекционных" и подоб­ных вмешательств в "чужую душу". Производить сложные сред­ства просто, а простые, удобные и гуманные — сложно. Это, кстати, не всегда хорошо осознают "заказчики" психологиче­ских услуг, и здесь тоже требуется специальная разъяснительная работа.

В связи с обсуждаемой темой нельзя не сказать и о "тщетных" и "вредительных" занятиях "людей корыстолюбивых" (пользуясь удачными словами просветителя XVIII в. В.Н. Татищева), обра­щенных к человеку, его психике. Культивирование рыночных отношений и разного рода "свобод" приводит в качестве одного из побочных следствий и к тому, что практиковать на основе некоторой ориентировки в закономерностях психики начинают люди отнюдь не безупречные в отношении профессиональной подготовки и личностной направленности.

Если при решении исследовательских задач на уровне фун­даментальных проблем психологии отдельный человек или кол­лектив, группа в роли исследуемых объектов являются прежде всего материалом для развития науки, если соответствующие сведения, в частности, могут быть включены в выборочную со­вокупность данных или исключены из нее на основе, например, статистически законных критериев отбрасывания крайних вари­антов, то при решении практических задач, наоборот, наука становится материалом и средством обеспечения развития дан­ного (в принципе любого, неотобранного) человека или коллек­тива, более или менее организованного сообщества (скажем, вновь созданной фирмы, организации, человека в состоянии кризиса развития, безработного, человека, утратившего часть трудоспособности, старшеклассника с несформированной готов­ностью к самостоятельному выбору профессии и т.п.; и мы должны заняться соответствующим объектом независимо от то­го, нравится нам он или нет, является типовым, "понятным" или нет).

Указанная инверсия в системе "психолог — объект труда пси­холога" настолько меняет требования к специалисту, что, несмот­ря на образование и начитанность, конкретный работник часто оказывается безоружным и немощным, как только перед ним ста­вится практическая задача, да еще сформулированная не в терми­нах и суждениях психологии, а на производственном языке, языке "социального заказа": "сломить неправильное отношение молоде­жи к сфере материального производства", "изыскать дополнитель­ные ресурсы повышения производительности труда", "отобрать подходящих для данной работы людей" (как будто кто-то их заго­товил, и надо лишь "подобрать ключи к замкам").

Практическая работа психолога иной раз высокомерно тре­тируется как "ненаука". Да, но если это научно осмысленная практика, то она в известном смысле выше теории, поскольку теория должна ее обслуживать, верно отображать и перестраи­ваться в соответствии с общественной практикой как критерием истинности научных знаний. Чтобы быть выше практика, надо им сначала стать.

Проблемы преобразующих, или конструктивных, методов психо­логии труда, как отмечено выше, выходят за рамки ее вводных разде­лов, требуют специального обстоятельного изложения, обсужде­ния, логического, морального и опытного обоснования. Один из острейших вопросов этой темы сводится к тому, что применение конструктивных методов тесно связано с идеей "мани­пулирования" людьми (их сознанием). И не всегда легко сказать, где кончается морально и юридически приемле­мый метод социально ценного, гуманного воздействия на пси­хику человека и начинается правонарушение — посягательство на личность, свободу, конституционные права. Злодеяния, как свидетельствует история, сплошь и рядом основаны на приме­нении именно конструктивных методов психологии — психо­логических методов управления сознанием людей, таких, в част­ности, как дезинформация, клевета (пусть назовут это "рефлексивным управлением"), постановка человека в затрудни­тельное положение с последующим предложением ему преступ­ных путей выхода из него и пр.

Своеобразие психологических методов управления сознани­ем, психической активностью людей в труде всегда сводится в конечном счете к построению, реконструкции, коррекции пси­хических регуляторов поведения и деятельности или хотя бы к относительно более разумному использованию имеющихся.

Усилия специалистов, направленные на рационализацию, преоб­разование объектных обстоятельств труда — его вещественных средств, предметной и социальной среды, в конечном счете ока­зываются направленными также и на психику, сознание, поведе­ние, деятельность людей, занятых трудом, "деланием" чего-то социально ценного: ведь новые средства и условия труда предъ­являют и новые качественно определенные требования к психи­ке человека, подчас неожиданные. Скажем, заметили, что опера­тор-диспетчер время от времени должен вставать, чтобы подой­ти к удаленным от его стула кнопкам пульта, измерили, подсчи­тали его маршруты и оптимизировали рабочее место — прибли­зили кнопки, сделали мягкое кресло и пр. В результате получи­лось нечто в духе чеховского отставного урядника, помешанного на тему "а посиди-ка, братец": из-за ограниченности двигатель­ной активности оператор стал быстрее, чем раньше, испытывать состояние сонливости, скуки и, чтобы ее преодолеть, вынужден "просто так" вставать, ходить, "разминаться" и пр.

В общем виде совокупность преобразующих, или конструктив­ных, методов психологии труда можно представить следующим об­разом:

1. Методы использования и формирования субъектных факто­ров труда [7], [9]. [10], [15 - 17], [19], [22], [27 - 31], [35 - 37], [40], [42], [43], [50], [52], [61], [62], [67], [71], [72], [74 - 76], [80], [91 - 94], [99], [109], [113], [122], [123], [127], [130], [137], [138], [141], [142], [156], [160], [165], [166]. [170]. [179], [180], [182], [192], [195], [196], [213], [217], [226], [228], [234], [235], [244], [249], [259], [268], [276], [283], [285], [293], [295], [299], [312], [327], [332], [334 - 336], [338], [339], [345], [348], [355], [359], [365]. [371], [373]:

• методы профессионального самоопределения, самообуче­ния, самовоспитания, поиска индивидуального стиля дея­тельности, путей адаптации в рабочей обстановке и в профессиональном сообществе, в трудовом коллективе, в малой группе;

• методы профконсультации, профпросвещения, психологиче­ского просвещения трудящихся в целях обеспечения саморе­гуляции субъекта труда, трудового обучения, воспитания, профессионального обучения и воспитания, профессиональ­ного отбора, профподбора, психологического тренинга (начиная от задач повышения уровня сенсорной чувствительности в специальных упражнениях и кончая формированием отношении личности, ума, характера, самосознания в спе­циальных видах деятельности, например, в "деловых иг­рах"), а также методы профилактики и коррекции небла­гоприятных функциональных состояний (например, та­кие, как "психологическая разгрузка", "релаксация"), ме­тоды коррекции индивидуального стиля деятельности.

2.Методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда [23], [27], [45], [78], [81], [102], [111], [121], [172], [177], [188], [201], [227], [229], [260], [261], [262], [318], [330], [345], [350], [352], [370]:

• методы рационализаторской и изобретательской работы профессионалов, направленные на улучшение средств и условий труда. Могут спросить: причем тут психология труда? Продуктивная работа в названных областях воз­можна только при более или менее осознанном — интуи­тивном или дискурсивном — моделировании психики че­ловека как субъекта труда, и один из вариантов хода дел здесь — сотрудничество профессионала-рационализатора с психологом;

• методы разработки психологически обоснованных реко­мендаций к техническим проектам средств и условий тру­да — инженерно-психологическое, эргономическое проек­тирование;

• методы разработки рекомендаций по оптимизации дело­вых и личных отношений в профессиональных и меж­профессиональных (комплексных) сообществах, трудовых коллективах, группах.

По понятным причинам приведенная совокупность методов согласуется с "золотым правилом" психологии труда, охаракте­ризованным в §1.9. При реализации любого из преобразующих методов возникает, в частности, задача психологического, а не просто административного или тем более волюнтаристского управления активностью людей. Так, например, при профотборе важно, чтобы человек внутренне принял отрицательные для него результаты отбора и правильно реориентировался на какую-либо иную деятельность; при профконсультации (по выбору профес­сии) важно, чтобы оптант (выбирающий) в необходимых случаях изменил свои первоначальные личные профессиональные пла­ны, намерения; при внедрении новых технических средств труда нужно прийти к тому, чтобы работник захотел бы их освоить и освоил или выбрал для дальнейшего своего существования новый трудовой пост, изменил предвзятое отношение к новой не­привычной технике или к новому профессиональному статусу (положению среди людей); сходные и обычно более острые (в части переосмысления жизненных перспектив, глубоких пере­живаний) ситуации возникают при вынужденной перемене тру­да в связи с явлениями безработицы, частичной утраты трудо­способности.

Поэтому хотя бы кратко, обобщенно и иллюстративно рас­смотрим здесь этот (неизменно встречающийся во многих си­туациях работы психолога) вопрос о методах психологического воздействия на человека или группу людей, коллектив. Как от­мечалось, задача, поставленная на языке "социального заказа", должна быть переведена в систему профессиональных категорий психолога, языка психологии.

Наши рекомендации