Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Раздел IV
Прикладная этика:
проблемы
и решения
В конце XX века, когда многие специалисты в области этики стали говорить о кризисе этики, о потере ею престижа и роли в обществе, стало ясно, что на самом деле в современных условиях в развитии этики проявляются две основные тенденции. Первая — несостоятельные (или, точнее и мягче, — непродуктивные) в сегодняшней ситуации постмодерна претензии этики как на-безоговорочное морализаторство, так и на дальнейшие теоретико-аналитические усилия, приводящие зачастую или к схоластике, или к релятивизму.
Вторая тенденция — спасительная, на наш взгляд, для этики и безусловно продуктивная для общества — это ее обращение к проблемам прикладного характера, реальное превращение этики в то, о чем говорил еще Аристотель, — в «практическую философию». Обращение к нормам и ценностям прикладной этикикак полноправной части «большой этики» обусловлено прежде всего тем, чтоактуализируется и становится все более значимой проблема формирования нравственной культуры людей в самых разных сферах их жизнедеятельности.
Таким образом, повышение значимости прикладной этики (ПЭ) является сегодня, с одной стороны, общемировой тенденцией развития этического знания, а с другой — его наименее изученным аспектом. Поэтому разработка проблем ПЭ является магистральным направлением развития этического знания в третьем тысячелетии, тем более что решение этих прикладных проблем оказалось затруднительным для этики традиционной.
Вместе с тем трудно переоценить их значение для постсоветского общества. Для решения стоящих перед ним задач общество нуждается сегодня в высокоразвитой гражданской ответственности личности; в качественно новом, неантропоцентрическом, экологическом сознании людей; в высокой^ль-туре делового общения в сфере бизнеса и предпринимательства; в сознательной моральной саморегуляции профессионалов в таких ответственных сферах деятельности, как медицина, педагогика, юриспруденция.
Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения
Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения 269
Сущность и особенностьПЭ — в конкретизации общечеловеческих моральных норм ипринципов применительно кданным ситуациям, дляотдельных групп людей, с учетом специфики ихжизнедеятельности.
Можно предположить, что назревшая необходимость разработки и изучения принципов и норм ПЭ связана прежде всего с демократизацией общественных отношений и, как следствие, с возрастанием роли свободы выбора в жизни наших граждан, к чему готовы сегодня далеко не все.
С чем конкретно связана эта свобода? Во-первых, с увеличением числа объектов выбора (во всех сферах и на всех уровнях жизни); во-вторых, с расширением диапазона возможных вариантов поведения, норм и ценностей; в-третьих, с вовлечением в процесс морального выбора все более широких масс людей; в-четвертых, с отсутствием зачастую готовых шаблонов и стереотипов выбора морального поведения в тех или иных ситуациях (нет образца для подражания и «правильного» ответа на ситуацию); в-пятых, с невозможностью уклониться, «делегировать» право и необходимость выбора другому (проблему надо решать самому, здесь и сейчас); в-шестых, с переносом акцента с норм запретительных на нормы разрешительно-побудительные.
Все это оказывает серьезное влияние на ситуацию морального выбора, в которую оказывается «заброшенным» современный человек, причем как в выборе смысложизненных решений, так и на уровне конкретного поступка. При этом от личности требуется самостоятельность исканий и принятия решений, опирающихся на самый высокий уровень компетентности и нравственной культуры — на нравственную надежность личности, предполагающую возрастание ее ответственности.
Необходимость дать человеку в этих условиях конкретные нравственные ориентиры усугубляется глобальностью моральных проблем: нет сферы жизни, нейтральной по отношению к ним; нет времени, «свободного» от них; нет возраста, в котором человек мог бы заявить об их окончательном решении для себя.
Таким образом, необходимость существования и развития ПЭ может рассматриваться как своеобразный социальный и индивидуальный заказ этике от практики, определяемый, содной стороны, потребностямиличности иобщества, а с другой — уровнем их нрав-
ственной культуры. Готовность и способность этики ответить на этот заказ и является современной модификацией ее традиционной роли — быть «практической философией».
Вообще «практичность» — атрибутивное свойство любой этики. Обусловлено это прежде всего спецификой ее взаимодействия со своим предметом — моралью. Их связь проявляется не просто втом, что этика отражает мораль, но и в том, что она является своеобразным доразвитием, высшим уровнем морального сознания, воплощаясь в нормативных формах знания, преобразуемых затем всистему норм практической морали. Именно это и «обрекает» этику на роль «практической философии»: ведь она помогает моральному сознанию не только в разработке наиболее общих понятий (долга, смысла жизни и др.), но и в выборе моральных ценностей, в установлении их субординации, в их обосновании и оценке. Учитывая это, можно сказать, что ПЭ аккумулирует в себе взаимодействие этической теории, моральной жизни и нравственного воспитания личности, разрабатывая специальные формы и технологии этих процессов и управления ими.
При решении прикладной этикой этих задач предполагается:
а) выявление особенностей отдельных социальных и профессиональ
ных групп (прикладная этика — это этика, всегда имеющая конкретно
го адресата);
б) выявление конкретных сфер их жизнедеятельности и их специ
фики;
в) Обнаружение таких особенностей и ситуаций, в которых иногда тре
буется отступить от общих моральных повелений (ситуативная этика).
При этом необходимо объяснить, «оправдать»_эти отступления, квалифи
цируя их как «неизбежное зло», и в то же время минимизировать их.
Таким образом, ПЭ не просто использует теоретические этические наработки, а превращает их вспецифическую, практически новую информацию, преобразованную для нужд конкретной деятельности илиситуации: ПЭ по сравнению с общей этикой более специализирована и поэтому более прагматична.
Кроме того, ПЭ включает всебя не только собственно теорию морали, но и комплекс внеэтических знаний о морали — социологических, психологических, педагогических. Еще одной ее особенностью является технологический аспект: выработка способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов,
Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения