Краткая хронология мирового менеджмента

Шведский профессионал-практик Бенгт Карлоф совместно с исследователем Клодом Ст. Джоржем опубликовал в своей работе "Деловая стратегия" уникальную систематизацию истории развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры, перевод которой мы представляем здесь.

Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим их сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

Годы Индивидуум или этническая группа Основной вклад в развитие менеджмента
5000 до н.э. Шумеры Письменность; регистрация фактов
Египтяне Признание необходимости планирования, организации и контроля
Египтяне Признание необходимости "честной игры". Доверительные беседы – "облегчи свою душу"
Египтяне Децентрализация в организации управления
Египтяне Признание необходимости письменных запросов. Использование рекомендаций "штаба"
Хаммурапи Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности
Египтяне Централизация в организации управления
Евреи Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения
Китайцы Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля
Навуходоносор Контроль за производством и стимулирование через заработную плату
500— Менциус Китайцы Сун Цзы Признание необходимости систем и стандартов Признание принципа специализации Признание необходимости планирования, руководства и организации
Сократ Формулировка принципа универсальности менеджмента
Ксенофонт Признание менеджмента как особого вида искусства
ок. 400 Кир Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов
Греки Использование научных методов труда и рабочего ритма
Платон Формулировка принципа специализации
Александр Великий Создание штаба
Като Использование описаний работ
Варрон Использование рабочих спецификаций
20 н.э. Иисус Христос Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения
Диоклетиан Делегирование полномочий
Альфа раби Требования к руководителю
Газали Требования к менеджеру
Лука Пачоли (Генуэзец) Двойная бухгалтерия
Франсиско Ди Марко Учет издержек производства
Братья Сорансо Использование журнала доходов и гроссбухов
Барабариго Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов


Арсенал Венеции, венецианцы Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости
Сэр Томас Мор Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента и руководства
Никколо Макиавелли Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целеустремленности в организации; определение качества руководителя
Сэр Джеймс Стюарт Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации
Адам Смит Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля, расчет оплаты труда
Томас Джефферсон Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей
Эли Уитни Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества, концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента
Джеймс Уатт, Маттеус Бултон; Сохо, Англия Стандартные операции; спецификации; рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности
Роберт Оуэн, Нью-Ланарк, Шотландия Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих
Джеймс Милл Анализ и обобщение человеческой мотивации
Чарльз Баббедж Упор на научный подход; признание особой важности специализации; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости
Маршалл, Логлин и др. Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента
Милл и др. Интервал контроля; единоначалие; контроль труда и материалов; специализация — разделение труда; стимулирование через заработную плату
Генри Пур Принципы организации, связи и информации в применении к железным дорогам
Даниэль К.МакКаллум Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте
B.C. Джевонс Использовал на практике мотивационные исследования, изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости
Джозеф Вартон Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента
Генри К. Меткалф Генри Р. Таун Искусство менеджмента; наука управления
Генри Р. Таун Наука менеджмента
Фредерик Халси План премиальных выплат, заработной платы
Фредерик У. Тейлор Hayчный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата, равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация, принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследования рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию
Френк Б. Гилберт Наука мотивационных исследований
Генри Л. Гантт Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих
Хьюго Манстерберг Использование психологии в менеджменте и работе
Харрингтон Эмерсон Эффективный инжениринг; принципы эффективности
Харлоу С. Лерсон Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента
Дж. К. Дункан Первый учебник менеджмента для колледжей
Х.Б. Друри и Р.Ф. Хокси Критика научного менеджмента — утверждение первоначальных идей
Ф.В. Харрис Модель экономической партии товара
Томас Альва Эдисон Разработка плана военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок
Генри Файоль Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях
Александр Г. Черч Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое
А. К. Эрланг Предвосхитил теорию очередностей
У.Г. Леффингвелл Применил научный менеджмент в ведомствах
К.К. Парсонс Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах
Ордвэй Тид Применение психологии в промышленности
Моррис Л. Кук Различные области использования научного менеджмента
Вальтер Д. Скотт Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами
Оливер Шелдон Развил философию менеджмента; принципы менеджмента
Г.Ф. Додж, Г.Г. Ромиг, У.А. Шумарх Использование статистических выводов и теории вероятностей при проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств
Рональд А. Фишер Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов
Элтон Майо Социологическая концепция групповых устремлений
Т.К. Фрай Статистические основы теории обслуживания
Мэри Р. Фоллетт Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента
Джеймс Д. Муни Признание универсальности принципов организации
Честер Барнард Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации
П. М. С. Блэкетт и др. Операционные исследования
Линдэлл Урвик Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента
Макс Вебер, Ренис Ликер, Крис Аргирис Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации
Норберт Винер, Клод Шеннон Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте
Франк Абрамс, Бенджамин М. Селекман Ввели искусство управления в мышлении менеджеров
Герберт Саймон, Гарольд Дж. Левитт, РобертШляйфер Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента
Дуглас Макгрегор Доказал, что отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" — утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" — принцип распределения ответственности
Игорь Ансофф Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования Позднее сформулировал этот подход в книге "Стратегический менеджмент"
Фред Фидлер Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения
Джейм Томпсон, Джей Гелбрайт, П. Лоренс, Дж. Лорше Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства
Карл Вейк Исследовал организации как интерпретируемые системы
Вильям Оучи, Оливер Вильямсон Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка — причина существования фирм
Генри Минцберг Рассмотрел организационные структуры от машинной бюрократии до "адхок"-кратии
Геральд Саланчик Теории властных структур внутри и между организациями
Розмари Стюард Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческих задач
Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье Теории властных структур внутри и между организациями
Майкл Портер Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость
Джон Коттер, Джон Габарро Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени
Теренс Дил, Аллан Кеннеди Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на "организационное поведение" и корпоративное развитие
Том Петерс Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации — как к важному ресурсу развития бизнеса

Наши рекомендации