Обучение новым формам поведения

Итак, мы рассмотрели, как Сатир, используя методы внутреннего вмешательства, помогала человеку высвободить его потенциал. Теперь мы рассмотрим, каким образом она осуществляла внешнее вмешательство, начиная его на уровне поведения (рис. 2.7).

Часто Сатир предлагала людям проделать упражнения, формирующие новые способы взаимодействия с окружающими, и в особенности тем, у кого произошло закрепление защитных стилей поведения, таких как заискивание, обвинение, сверхрасчетливость и сбивание с толку. Например, тому, кто привык заискивать, она велела в жесткой форме потребовать чего-нибудь от своего партнера по тренингу, а того, чьим коньком было обвинение, она просила догадаться, что в данный момент чувствует его партнер; сверхрасчетливого побуждала поделиться своими чувствами с другими; сбивающему с толку ставилась задача тщательно наблюдать



Обучение новым формам поведения - student2.ru

Рис.2.8. Изменение системы

за стилем взаимодействия в семье, а затем подробно рассказать об этом.

В следующих главах мы подробно опишем алгоритм тре-нинговых методик Сатир по формированию нового поведения на уровне взаимодействия с окружающими.

Изменение системы

Нередко Сатир осуществляла внешнее вмешательство на уровне системы (рис. 2.8).

Она часто сама придумывала упражнения, которые помогали людям на практике изучить «работу» семейной системы. В одном из таких упражнений не последнюю роль играла веревка. Сатир веревками привязывала членов семьи друг к другу, затем им предлагалось разыграть какую-нибудь небольшую сценку, чтобы каждый физически прочувствовал, как система «тянет за собой». К примеру, она просила мать и отца дергать за веревки, как будто они ругаются, и делать это до тех пор, пока дети силой не подтаскивались к этой паре. Затем она предельно подробно расспрашивала каждого, несмотря порой на всплеск негативных эмоций, что он вынес нового из полученного опыта.

Достаточно подробное описание таких упражнений вы можете найти в книге Сатир «Как строить себя и свою семью».

Другой метод, который Сатир использовала для системного вмешательства, — это техника «Живые скульптуры». Суть его заключалась в том, что Сатир расставляла группу людей в позы — «скульптуры», в соответствии с тем, какую позицию занимал каждый из них в процессе общения друг с другом. Затем она подробно расспрашивала каждого, что он испытывал, будучи одной из скульптур. После этого она приглашала всех «создать новые скульптуры», избрав себе более предпочтительную позу.

Часто, для того чтобы показать самую суть защитных поз, Сатир создавала гротескные скульптуры (рис. 2.9).

После того как она выясняла у каждого, каково ему было стоять в гротескной позе и что он чувствовали при этом, Сатир просила человека попытаться дать самому себе спокойный уравновешенный ответ, а затем обучала естественному и гармоничному общению с окружающими.

Положение 6: Процесс изменений

Процесс изменений для всех одинаков и включает несколько стадий.

Годами наблюдая за тем, как меняются ее пациенты, Сатир пришла к выводу, что процесс изменений подразделяется на несколько стадий. Первую стадию она определила как «статус кво»: человек осознает необходимость перемен, но позиция «пусть остается все как есть, потому что так привычней» побеждает стремление к переменам.

Сатир полагала, что вторая стадия наступает, когда некий «чужеродный элемент» извне попадает внутрь системы и нарушает ее баланс. Таким элементом может быть новый член семьи, смерть, тюремное заключение, развод, уход одного или нескольких членов из семьи или даже классный руководитель, который сообщает родителям о безобразном поведении их ребенка. С приходом чужеродного элемента наступает третья стадия, названная Сатир «хаос», потому что



Обучение новым формам поведения - student2.ru

Заискивание Обвинение Сверхрасчетливость Сбивание с толку

Рис. 2.9. Позы обороны по Сатир

для людей и вправду наступает настоящий хаос, они чувствуют, как почва уходит из под ног, они растерянны, напуганы и не знают, что им делать. Но, как утверждала Сатир, именно на этой стадии появляется возможность сделать что-то по-новому и хоть сколько-нибудь изменить систему.

Сатир определяет четвертую стадию как «новые возможности», потому что для людей наступает время, когда они, освободившись от груза прошлого, открыты для новых стилей мышления и поведения. Последнюю стадию Сатир называет «практика», место для отработки «новых возможностей» с целью их закрепления. На рис. 2.10 показано, как примерно выглядит процесс изменений.

Сатир считала важным и нужным использование стадий, составляющих процесс изменения, для повышения личностной самооценки и конгруэнтности. Высокая самооценка видна по уровню энергии в человеке, его выражению лица, позе, которую он принимает, его настроению, осанке и поведению.

Бранден (Branden, 1994) дал достаточно подробное описание человека, чья самооценка находится на высоком уровне, начав с его внешности: «глаза живые, яркие, "с огоньком", лицо спокойное, естественного оттенка, со здоровой, ровной кожей (исключая, естественно, случаи кожных заболеваний);


Обучение новым формам поведения - student2.ru

Рис. 2.10. Процесс изменений

подбородок держится прямо и естественно, нижняя челюсть не напряжена» (р. 44). Продолжая это описание, Бранден упоминал, что высокая самооценка выражается в способности принять себя, т. е. с легкостью говорить не только о своих успехах, но и промахах, уметь выражать и откликаться на искренние, нежные чувства и благодарность. Кроме того, высокая самооценка выражается в открытости человека новым идеям и проектам, в его способности подмечать смешные эпизоды нашей жизни, в способности сознаваться себе самому, что ты напуган и растерян, и умении справляться с подобны-

ми эмоциями, а также в умении «сохранять спокойствие и достоинство даже в условиях стресса» (р. 44).

Серьезные изменения ведут к повышению конгруэнтности. В начале своей психотерапевтической деятельности Сатир определяла конгруэнтность как способность быть в согласии с собственными чувствами, принимать их, понимать и управлять ими. Однако, по мере того как ее познание вопроса углублялось, она добавляла к этому определению такие важные моменты, как целостность, внутренняя твердость, гармония с собой и, наконец, связь с «всепроникающей жизненной силой, которая творит, поддерживает и дает рост человеку и всему живому на Земле» (Satir et al., 1991, p. 68-69). Наглядно процесс трансформации можно изобразить так, как это сделано на рис. 2.11.

Обучение новым формам поведения - student2.ru

Рождение. Зажатость «я». Освобождение «я» Восстановленное «я».
Целостность Доступ к ресурсам   Свободное использование
и свобода «я». заблокирован.   внутренних ресурсов.
Свободный доступ Косность.   Струящаяся энергия.
к внутренним Упадок сил   Продуктивность.
ресурсам.   Творчество.
Гибкость   Гибкость

Рис. 2.11. Процесс трансформации «я»

Роль психотерапевта

Сатир считала так: главное, что должен сделать психотерапевт, — это помочь человеку осознать свой творческий потенциал. И первым инструментом в этом деле является, по ее мнению, личность самого психотерапевта.

По убеждению Сатир, личность психотерапевта является тем центральным элементом, который запускает весь механизм психотерапевтической работы. Она была уверена, что тот, кто живет в согласии со своим «я», способен глубже понимать других, помогая психологически уязвимым людям обрести чувство уверенности в себе, защищенности и готовности к переменам. «Когда я живу в полном согласии с собой, со своими мыслями и чувствами, с тем, что вижу и слышу, я иду по пути личного совершенствования. Я становлюсь конгруэнтным и "целостным" человеком, кроме того, я открыта к общению с другими» — вот строки из книги Сатир «Психотерапия Сатир шаг за шагом» (Satir & Baldwin, 1983, p. 23).

Сатир указывала, что главным принципом настоящего психотерапевта должен быть гуманизм, при этом важно, чтобы психотерапевт пришел к этому совершенно сознательно. Она настоятельно советовала психотерапевтам четко определиться со своими убеждениями, чтобы до конца осознавать свои действия как психотерапевта. Шваб в работе «Путеводитель по концепции Сатир» цитировала такое высказывание Сатир: «Тот, кто решил помогать людям, может лишь предлагать свои услуги, но никак не настаивать, чтобы их тут же приняли ... ваша задача как психотерапевта — помогать людям использовать полученный ими жизненный опыт для их личностного совершенствования, выявляя их внутренний потенциал» (Schwab, 1990, р. 17).

Шваб постаралась дать краткое описание представлений Сатир о роли психотерапевта:

«На уровне общения психотерапевт:

—поддерживает конгруэнтное общение;

—подталкивает человека к поиску новых способов решения проблем;

— создает условия для укрепления чувства самоценности;

—стремится добиться эмоциональной включенности. В работе над повышением самооценки психотерапевт:

—обучает человека глубже понимать себя и других;

—старается быть терпеливым и реально смотреть на вещи;

—сводит воедино прошлый опыт человека и реальность сегодняшнего дня;

—уделяет внимание каждому в отдельности, проводя с ним психотерапевтическую работу;

—распознает истинные чувства и приводит человека в согласие с ними;

— относится с уважением и доверием к каждому.
При работе с "я" человека психотерапевт:

—моделирует ситуации, понуждающие человека идти на риск и обнажать свою сущность;

—заряжает энергией;

—создает все условия для того, чтобы подтолкнуть человека к внутренним изменениям;

—умело использует шутку, юмор, метафору, образы;

—грамотно использует психотерапевтические техники;

—умеет в нужный момент обратиться к жизненному опыту человека;

—быстро схватывает суть главных жизненных событий и находит первопричину чувств человека, чтобы затем наметить направление коренных личностных изменений;

—добивается осмысления и понимания, а совсем не обязательно полного согласия;

—разбирается в истории, политике, литературе, театральном искусстве, психологии, биологии, юриспруденции, медицине, экономике, социологии, физиологии, антропологии и умеет применять по необходимости свои знания;

—обладает познаниями в области теорий о семейной системе, развитии навыков общения и совершенствовании личности;

—легко воспринимает новые знания» (Schwab, 1990, р. 17-18).

Психотерапевтический

процесс

по методике Сатир

Наши рекомендации