Психофизиологические особенности стресса

Стресс нередко рассматривают как особое функциональное состояниеи в то же время как психофизиологическую реакцию организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы.

Термин "стресс" был введен Гансом Селье в 1929 году. Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов (потеря аппетита, мышечная слабость, повышенные артериальное давление и температура, утрата мотивации к достижениям). Поскольку эти симптомы не зависят от природы соматического расстройства, Селье предложил обозначить такое состояние "синдром просто болезни". Первоначально Селье использовал термин "стресс" для описания совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических. Одно из последних определений стресса таково: "неспецифическая реакция организма на любое требование извне" (Селье, 1974).

В настоящее время "термин" стресс используется для обозначения целого ряда явлений:

    • сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
    • сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
    • сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
    • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные появления адаптационной активности;
    • неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.

Таким образом, в целом стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма. .[11]

Виды стресса.Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависит от природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, что общая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ее формирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, и индивидуальные особенности организма.
В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный(второсигнальный).
Стимул, вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором.
Раздражитель может стать стрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, которое человек приписывает данному раздражителю (психоэмоциональный стресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночью на пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс.

Борьба со стрессом.Терапия стрессовых состояний — сложная задача, включающая целый ряд аспектов. Среди них следует отметить, в первую очередь, собственную позицию человека. Речь идет об ответственности человека за свое здоровье. Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройства зависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано с признанием личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, таким образом, за свое здоровье. Более того, сама возможность применения некоторых средств борьбы со стрессом и эффективность их использования зависят от того, насколько осознанно человек подходит к своему здоровью. Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны, в первую очередь, с использованием приемов обратной связи

Многих проблем можно избежать, если использовать специальные техники борьбы со стрессом. Исследованием этих техник занимаются специалисты из Массачусетской больницы (Бостон, США). «Победить хронический стресс помогают врожденные защитные механизмы. С точки зрения физиологии, расслабление – это обратная сторона напряжения», - объясняет специалист по психосоматической медицине Herbert Benson, - «Для глубокого расслабления характерны такие процессы, как снижение интенсивности обмена веществ и артериального давления, замедление дыхания и сердцебиения, расслабление мышц. Достичь глубокого расслабления можно разными способами».

Ученые рекомендуют применять следующий метод:

• Выберите какое-то определенное слово, звук, короткую фразу или молитву. Например, «мир», «раз» или «храни меня, Господи».

• Удобно сядьте и закройте глаза. Лучше выбрать тихое место.

• Постарайтесь постепенно расслабить все мышцы тела.

Начните с ног и закончите шеей.

• Дышите спокойно и естественно. На каждом выдохе повторяйте выбранное слово или фразу.

• Постарайтесь войти в состояние полной пассивности. Не надо стараться или беспокоиться, хорошо ли вы справляетесь с упражнением. Когда в сознании возникают какие-то мысли, просто скажите себе «ну и пусть» и спокойно продолжайте повторять ключевые слова.

• Занимайтесь по 10-20 минут ежедневно. Время можно контролировать, периодически бросая взгляд на часы.

• Закончив упражнение, посидите спокойно еще около минуты. Позвольте мыслям постепенно вернуться в сознание.

• Выполняйте упражнение один или два раза в день. .[15]

Заключение

В ходе написания курсовой работы были раскрыты особенности функциональных состояний со стороны дисциплины «Психофизиология» Подводя итоги, можно сказать – тема курсовой работы актуальна и изучается многими научными деятелями .При написании работы нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники по психофизиологии, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия. Хочется сказать, что функциональные состояния человека - результат долгой эволюции.

1) ФС – это активность двух систем организма – ретикулярной и лимбической.

- ретикулярная – возбуждение и торможение активности вышележащих отделов мозга;

- лимбическая – отвечает за эмоциональное состояние

2) Виды ФС:

1. Бодрствование – внешнее проявление активности нервных центров.

2. Сон – нижняя граница функционирования нервных процессов.

3. Стресс – состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в

экстремальных ситуациях.

3) Сон — это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь).

4) Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Быстрый сон: восстановление пластичности нейронов

Стресс– это состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в

экстремальных ситуациях (понятие ввел Ганс Селье в 1929), когда источником стрессового

состояния являются стрессоры, или стрессовые ситуации.

В ходе стресса происходит:

1. Адаптация организма в форме мобилизации ресурсов всех систем организма.

2. Привлечение энергетических ресурсов для адаптационно перестройки организма.

1) Термин "стресс" для описания совокупности всех неспецифических изменений (внутри организма), функциональных или органических; используется для описания целого ряда функций.

2) Борьба со стрессом возможна и производится с помощью различных терапий, включающих в себя множество аспектов

Список используемой литературы

1. Александров Ю.И. Психофизиология. Учебник для вузов 2-е издание, дополненное и переработанное. Под ред. Ю.И. Александрова. Серия «Учебник нового века». - СПб.: - 2011. - 496 с.

2. Александров Ю.И. Основы психофизиологии: учебник. – М.: ИНФА, 1997. – 397 с.

3. Анохин П.К.Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: - Наука. -2007. -448 с.

4. Безденежных Б.Н. Психофизиология: учебно-методический комплекс. – М.: ЕАОИ, 2011. – 207 с.

5. Безруких М.М., Фарбер Б.А. Психофизиология: энциклопедический словарь. - М.: ПЕРСЭ, 2006. – 206 с.

6. Вейн A.M. Сон человека. Физиология и патология / A.M. Вейн. М. : Медицина, 2000. — 272 с.

7. Вейн, А. М. Сон. Тайны и парадоксы / А. М. Вейн. М.: Эйдос.Медиа, 2003. — 196 с.

8. Воронин, И. М. Сон человека с позиций индивидуально-типологических различий / И. М. Воронин, С. А. Поночевная // Журн. высшей нервной деятельности. 2005. — № 5. — С. 586-591.

9. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: -Аспект Пресс.-2007 . -373 c

10. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: - 2005. - 412 с

11. Ковров Г.В. Стресс и сон у человека / Г.В. Ковров, A.M. Вейн. М. : Ней-ро Медиа, 2004. — 96 с.

12. Козьяков Р.В. Психофизиология профессиональной деятельности: краткий конспект лекций. – М.: Директ – Медиа, 2013. -242 с.

13. Кроль В.М. Психофизиология человека. - СПб.: -2003. -304 с

14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Научное издание . М.: Академический Проект, 2009. - 943 с

15. Ляско Е.Е., Ноздрачев А.Д. Психофизиология: учебник. – М.: Академия, 2012. – 336 с.

16. Соколов Е.Н.Очерки по психофизиологии сознания. - М.: - МГУ. -2008. - 255 с.

17. Черенкова Л.В. Психофизиология в схемах и комментариях . Под ред.А.С.Батуева. - СПб.: - 2006. – 236 c.

18. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная система психической регуляции поведения и деятельности // Вопросы психологии. - 2007.- № 3. - C.5-11

19. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. - М.: -Наука. -2005. -274 c.

20. Шостак В.И. Психофизиология: учебное пособие. – СПБ.: ЭЛБИ – СПб, 2007. – 352с.

Наши рекомендации