Проблемы социализации личности в социальной психологии

1.

Введение в социальную психологию. Личность и общество.

Предмет социальной психологии

Социальная психология возникла на стыке двух наук — пси­хологии и социологии. Социальная психология изучает закономер­ности поведения и деятельности людей, обусловленные включени­ем их в социальные группы, а также психологические характерис­тики самих этих групп. Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает социально-психологические прояв­ления личности, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные ус­ловия влияют на поведение людей, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это пря­мое и косвенное общение: группы, коллективы, а также психологи­ческую совместимость, взаимоотношения людей в коллективах, по­ложение личности в них и другие вопросы и проблемы,

В течение длительного периода социально-психологические взгляды разрабатывались в рамках различных философских уче­ний. Элементы социальной психологии складывались и внутри, конкретных наук — в психологии и социологии, а также антропо­логии, этнографии, криминологии, языкознании.

Ко второй половине XIX века относятся первые попытки созда­ния самостоятельных социально-психологических концепций: «пси­хология народа», «психология масс», теория «инстинктов социаль­ного поведения». Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю.

Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 год, когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «со­циальная психология».

После Первой мировой войны в США и других странах велась разработка комплексов социально-психологических проблем в производстве, армии, пропаганде и т.д., а также общих методологичес­ких принципов построения социальной психологии как экспери­ментальной науки.

Однако социальная психология (прежде всего в США), в кото­рой ведущую роль играл метод лабораторного эксперимента, сде­лала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к недо­оценке теоретических, мировоззренческих аспектов социальной пси­хологии, к игнорированию реальных социальных проблем,

В истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа: 20-е годы и конец 50-х — начало 60-х годов XX века. Социальная психология основывается на принципиальных исход­ных положениях, касающихся природы общественных отношений, со­отношения индивидуального и общественного сознания, понимания личности как совокупности общественных отношений и др.

Большую роль сыграли успехи, достигнутые в области общей психологии, что позволило советской социальной психологии опе­реться как на фундамент, на такие диалектико-материалистические принципы, как принцип сознания и деятельности.

Социальная психология как наука включает в себя следующие основные разделы:

1. Закономерности общения и взаимодействия людей в совме­стной деятельности.

2. Психологические особенности социальных групп (больших и малых).

3. Межличностные взаимоотношения.

4. Психология личности.

5. Практические приложения социальной психологии.

В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности, что означает исследование социально-психологических явлений в ре­альных социальных группах, объединенных совместной деятельно­стью. Социальная психология, построенная на таких методических принципах, в состоянии выполнить свою основную практическую задачу — способствовать оптимизации управления социальными процессами. Большое значение приобретает создание психологи­ческой службы, которая могла бы обеспечить решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, в сфере массовой информации, в спорте, в сфере быта и семьи.

Проблемы социализации личности в социальной психологии

Развитие личности — процесс закономерного изменения лич­ности как системного качества индивида в результате его социа­лизации.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распростра­ненность, не имеет однозначного толкования среди различных пред­ставителей науки. Понятие социализации было введено в соци­альную психологию в 40-50-е годы в работах Бандуры, Дж. Кольмана и других.

Социализация личности (от лат. socialis – общественный) – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Источниками социализации личности являются:

опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом возрасте);

социальные институты – системы воспитания, обучения и образования;

взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Социализация – не механизм наложения на индивида "готовой социальной формы", а процесс активного самопостроения личности, который стимулируется определенными социальными условиями. Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социализация личности представляет собой процесс формиро­вания личности в определенных социальных условиях, процесс ус­воения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаб­лоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах, и со­ответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различ­ных обществ, будут различаться.

Социализация осуществляется в общении и деятельности.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обще­стве, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного форми­рования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Начинается социализация личности в се­мье и продолжается в школе, вузе, на производстве. Социализация личности — процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположени­ями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельно­сти в обществе.

В процессе социализации личности особая роль принадлежит языку. Это объясняется тем, что в нем в концентрированной фор­ме содержится социальный опыт предшествующих поколений, на­ций, народов, народностей. Физические признаки (цвет кожи, во­лос, глаз, форма черепа, черты лица, рост и т.д.) биологически обусловлены и в процессе социализации личности почти не изме­няются. Уже в детские годы активно включаются в процесс соци­ализации личности факторы национальной культуры, носителями которой являются окружающие ребенка люди.

В ходе воспитания в системе образования (школа, вуз) форми­руются черты, свойства, привычки, отвечающие нормам и требова­ниям действующей в рамках данной культуры системы ценностей и традиций.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рожде­ния до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к обществу, нормам по­ведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, са­моопределения «Мир и я» характеризуется как промежуточная со­циализация, так как все еще неустойчиво в характере и мировоз­зрении подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устой­чиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устой­чивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благо­получно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

> сохранение своей непохожести и появлений агрессивных взаи­модействий (взаимоотношения) с людьми и в обществе;

> изменение себя, стремление «стать как все» — конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости человека, весь период его трудовой деятельности, когда че­ловек не только усваивает социальный опыт. Но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятель­ность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожи­лой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспро­изводство социального опыта, процесс передачи его новым поко­лениям.

Выделение стадий социализации, с точки зрения отношения к трудовой деятельности, имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она вхо­дит в социальную среду как с точки зрения содержания их дея­тельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Контрольные вопросы:

1. Предмет изучения социальной психологии?

2. Отросли социальной психологии?

3. Социализация личности, стадии социализации.

Наши рекомендации