Числа 3, 4, 5 в Кеплеровом учении о мировой гармонии 3 страница

  риса, который обезьяна может увидеть и достать через небольшое отверстие в скорлупе. Это отверстие достаточно ве­лико, чтобы она могла просунуть руку, но слишком мало, чтобы вытащить ку­лак с зажатым в нем рисом. Обезьяна хватает рис - и вот она уже в ловушке, и все из-за своего шаблонного мышле­ния. Она не в состоянии пересмотреть свое отношение к рису, понять, что сво­бода дороже риса в кулаке. Скоро при­дут крестьяне, чтобы поймать обезьяну. Вот они уже близко, вот подходят... Все! Обезьяна поймана. Какой общий со­вет - не конкретный, насчет ореха и ри­са, а именно общий - можно было бы дать несчастной обезьяне? Наверное, ей можно было бы повторить то, что я уже говорил о шаблонном мы­шлении - разве что в более резких вы­ражениях. Есть, конечно, конкретный факт, который должна понять обезьяна: разожми кулак - и ты свободна. Но как ей додуматься до этого факта? Только отказавшись от шаблона, согласно кото­рому рис для нее дороже свободы. А как ей от него отказаться? Вот тут-то и надо замедлить темп, продумать все еще раз, проверить даже то, что, как кажет­ся, уже доделано до конца, чтобы убе­диться, действительно ли ничего важно­го не забыто... И - правильно, перестать ковырять свой кокосовый орех, а просто посидеть, поглядеть на него. Мысленно слиться с ним, не спуская с него глаз. И тогда рано или поздно она почувствует своеобразный толчок, легкий зов, иду­щий от какой-то маленькой и незамет­ной детали: вот она я!

  Не мучиться из-за своей проблемы, а рассмотреть чистый факт, лежащий в ее основе. Тогда и «проблема» окажется не такой уж большой, как представлялось поначалу. С другой стороны, и сам факт, наверное, покажется уже не таким мало­важным. Вот какой совет, самый общий, можно было бы дать этой обезьяне. 2. Другая блокада, может быть, даже важнее предыдущей. Это - утрата муже­ства из-за завышенной самооценки. Са­мооценка тоже связана с шаблонным мышлением и даже является одной из его причин. Если ты высокого мнения о себе, то твоя способность воспринимать новое ограни­чена. Завышенная самооценка мешает те­бе осознать истинное качество окружа­ющих тебя вещей. И, когда факты неос­поримо доказывают, что ты сделал глу­пость, завышенная самооценка мешает тебе признать это. Когда же ты слышишь речи, пусть лживые, но говорящие в твою пользу, то скорее всего примешь их за истину. Завышенная самооценка обычно препятствует ремонту мотоцик­ла. Человек все время обманывается от­носительно своих способностей, то и де­ло ошибается, а возомнивший о себе ме­ханик просто ненадежен. Если скромность не относится к числу твоих достоинств, то завышенную само­оценку можно компенсировать, научив­шись изображать скромность. Сказав се­бе однажды, что ты не так ловок и умен, как кажется, ты лишь прибавишь себе мужества, когда факты подтвердят эти твои слова. Таким образом, ты сможешь

  продержаться на плаву до тех пор, пока новые факты не покажут, что это все-таки неправда. 3. Еще одна причина потери мужества - скука. Скука означает, что ты «потерял качество», выбит из колеи и не видишь, куда едешь, что ты устал быть начеку, а это означает, что твой мотоцикл подвер­гается большой опасности. Ощущение скуки - признак падения уровня муже­ства чуть ли не до ноля: бак пуст и, прежде чем браться за что бы то ни бы­ло, надо его наполнить. Если тебе скучно, выход тут только один: немедленно все бросить! Сходи в кино. Включи телевизор. Предоставь все воле Божией. Делай, что хочешь, только не прикасайся к своему мотоциклу. Ина­че в самое ближайшее время ты совер­шишь свою самую Ужасную Ошибку, и эта ужасная ошибка вместе со скукой окончательно тебя доконают, так что ты лишишься последнего своего мужества, и поделать уже ничего нельзя будет. Для меня самым лучшим средством от скуки служит сон. Когда человеку скуч­но, он засыпает легко и быстро, и наобо­рот: когда человек хорошо выспался, ску­чно ему никогда не бывает. Второе сред­ство - это кофе. Когда ни то, ни другое не помогает, значит, проблемы сидят го­раздо глубже, и это не просто скука. Скука тут - лишь сигнал, указывающий, что пора заняться этими проблемами - ведь ими так или иначе придется заня­ться когда-нибудь, - и решить их, пре­жде чем вернуться к своему мотоциклу. Самое скучное для меня - это мыть мо­тоцикл. По-моему, это вообще лишняя

  трата времени. Он же все равно опять заляпается, не успеешь выехать за воро­та. Лучший способ переварить какое-нибудь скучное занятие вроде мытья, сме­ны масла или смазки - это превратить его в ритуал. У привычных работ, как и у работ совершенно непривычных, своя эстетика. Мытье мотоцикла для меня сродни походу в церковь, где я тоже не ожидаю для себя ничего нового, хотя отношусь к службе очень внимательно: меня радует узнавание вещей, давно знакомых. Иногда бывает так приятно пройтись по знакомой тропинке. Очень мудрое отношение к скуке выра­ботал дзен-буддизм. Возьмите его корон­ное упражнение, «просто сиди» - каза­лось бы, что может быть скучнее? Если, конечно, не брать в расчет старинного индийского трюка с погребением зажи­во. Делать ничего нельзя; нельзя шеве­литься, думать, вспоминать о чем-то. Скука смертная, одним словом. И тем не менее, где-то в глубине этой скуки за­ключено то, чему, собственно, дзен-буд- дизм и учит. Что же это такое, что на­ходится в самой глубине скуки? Меня, конечно, могут спросить: «И что же, если я научусь всем этим упражне­ниям, то со мной больше ничего не бу­дет случаться?» Увы, случаться-то будет, причем все, что угодно. Но ведь главное не в этом. Глав­ное в том, чтобы научиться правильно жить. А это означает избегать ситуаций, которые могут лишить тебя мужества, и трезво смотреть на вещи. Хочешь уз­нать, как нарисовать самую совершенную картину на свете? Нет ничего проще!

  Сначала надо самому стать совершен­ным, а потом все нарисуется само собой. Ни картина, которую ты хочешь нари­совать, ни мотоцикл, который ты выну­жден чинить, не отделимы от твоего «Я». Если ты шесть дней в неделю, по­ка руки у тебя не доходят до мотоцикла, ведешь себя дурак дураком, то, спраши­вается, откуда возьмутся ум и навык на седьмой день, когда ты наконец решишь им заняться? Это же все взаимосвязано. Если же ты шесть дней в неделю жи­вешь дурак дураком, но на седьмой день действительно даешь себе труд задумать­ся о том, что и зачем делаешь, то, воз­можно, в течение следующих шести дней ты станешь уже немного умнее. Я думаю даже, что те факторы, из-за которых я теряю мужество в очередных жизнен­ных ситуациях, на самом деле служат для меня маяками правильной жизни. А мотоцикл, который мы с вами чиним тут все время, есть на самом деле лишь наше собственное «Я». Это не механизм, который находится где-то там, «во дво­ре», или его хозяин, который отдыхает от него у себя «дома», а две стороны од­ной и той же медали. И перейти в новое качество (равно как и отступить на два шага назад) они могут только вместе. Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за hump

XII ПОВЕШЕННЫЙ

Der Gehдngte (Der Hдngende);
The Hanged Man; Le Pendu

Числа 3, 4, 5 в Кеплеровом учении о мировой гармонии 3 страница - student2.ru Числа 3, 4, 5 в Кеплеровом учении о мировой гармонии 3 страница - student2.ru Числа 3, 4, 5 в Кеплеровом учении о мировой гармонии 3 страница - student2.ru

АРХЕТИП Плен, тюрьма.
БУКВА Буква Ламед = Л, символ: протянутая рука, жертва. Числовое значение = 30.
ЧИСЛО 12=3х4=рубеж времени в человеческом мире. 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=78 78 - число карт Таро. 12 дневных и ночных часов, 12 месяцев. Иисус, в двенадцать лет вошедший во храм.
К.-Г. ЮНГ «Неосознанное все время пытается соз­давать немыслимые ситуации, чтобы вы­нудить индивида проявить себя с луч­шей стороны... Иначе человек будет удовлетворяться меньшим, будет неполноценен,

  не сможет реализовать себя. Немыслимая ситуация нужна, чтобы от­казаться от своих привычных желаний, привычных способов мышления, чтобы у человека не было иного выхода, кроме как положиться на неосознаваемую силу роста и развития».
ЦИТАТА «Заклинило? Это и есть точка начала отсчета нового сознания». Роберт Пирсиг
ОБРАЗЫ Вынужденный покой. «Авария». Интро- версия. Стойка на голове.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО Облако вдохновения: здесь - синие во­лосы, в других колодах - нимб или сия­ние. Скрещенные ноги = 4 (крест). Также - намек на карту Императора, которого часто изображают со скрещенными но­гами. Голова и руки = 3 (треугольник). 3x4=12. Земной крест над божественным треугольником - Иисус, несущий Свой крест, или Атлант, поддерживающий земной шар.
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Т-образный крест (дерево), знак адепта (посвященного), символ исцеления и по­священия. Ноги складываются в гности­ческий крест. В отличие от большинства других колод у Уэйта Повешенный под­вешен за правую ногу. Это - указание на то, что он пошел на это сознательно. Побеги на дереве - признак роста новой силы. Перевернутая фигура Повешенно­го представляет собой аналог прямой фигуры на карте Мира (XXI). 12 - «пе­ревернутое» число 21.

СКРЫТЫЙ СМЫСЛ Внешняя неподвижность - это внутрен­няя свобода. Находясь на протяжении долгого времени вниз головой, лучше чувствуешь ритм собственного сердца. Он означает: «я существую». Восточные мистики называли этот ритм «надо» и считали, что он соответствует ритму Аб­солюта, то есть Космоса (по принципу микрокосм=макрокосм).
АНАЛОГИИ Согласно «Старшей Эдде», Один 9 дней висел на мировом древе Иггдрасиле, а сойдя на землю, нашел руны и преис­полнился мудрости и знания: «Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых».[3] Мировое Древо расположено вблизи ло­на матери-земли, возле Омфалоса, пупа мира. Оно соединяет между собой раз­личные «этажи» мира, спускаясь кор­нями в Подземное царство и уходя кро­ной в Небеса. Иггдрасиль источает мед, дающий силу и мудрость. Это древо (так же, как и деревья шаманов) растет све­рху вниз, с небес на землю. Волшебница Вельва поднимается по нему вниз (!), проходя одну за другой девять ступеней (или девять ветвей), ведущих к девяти мирам.

  По «Эдде», при помощи 12 магических рун можно заставить повешенного отве­чать на любые вопросы. Святой Петр, распятый вниз головой, что символизировало человека, каким он был до того, как Люцифер перевернул преж­ний порядок вещей. По легенде, на кре­сте Петр сказал: «Вот что говорит Господь втайне: Если не примете правого, если не признаете верха низом [т.е. высшее низшим], то не познаете Царства».
СОВЕТ «Глядя на мир вниз головой, я вижу его совершенно иначе». Шелдон Копп
КАЧЕСТВО Принятие своей судьбы и поиск ее глу­бинного смысла.
ЦЕЛЬ Освобождение, достижение зрелости, об­ретение мудрости, спасительный «спуск с небес».
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА Уныние, пораженческие настроения.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс) Перемены в жизни, ощущение доверия, инициация, открытость всему новому. Внутренний покой, новый взгляд на мир. (минус) Лжеучение, высокомерие, со­противление всему новому, пораженче­ские настроения, страхи, пассивность, усталость, измена кому-то или чему-то.
СИНТЕЗ Число 12 представляет собой конец цик­ла. Новый цикл начинается опять с еди­ницы. Смерть и Воскресение - архетипические «станции» возле этого рубежа. Таким образом, карта Повешенного вклю­чает в себя и такие темы, как жертва,

  самопожертвование, жертвоприношение (отказ от прежних целей, представлений, мнений, вплоть до чувства собственного достоинства). Чаще всего она говорит о том, что что-то «заклинило», произошла «авария», человек бессилен, он не мо­жет ничего поделать. Как если бы Судь­ба в своей игре вдруг сделала ему «шах», и теперь человек вынужден отказаться от всех своих так хорошо продуманных замыслов, чтобы только избежать грозя­щего ему «мата». Это - препятствие, ко­торое само по себе еще не опасно, так что человек иногда даже не замечает его; однако оно обладает тем неприятным свойством, что, раз появившись, уже не исчезает, мешая движению вперед, и не исчезнет до тех пор, пока человек не из­влечет заложенного в нем для себя уро­ка. Зато урок этот часто оказывается жизненно важен. Будучи последней картой двенадцатири­чного цикла, Повешенный олицетворяет некий экзамен, который человек должен сдать, прежде чем вступить в следую­щий цикл. Все, что может помешать это­му, нужно оставить позади - старые при­вычки, представления и шаблоны, - во­оружившись лишь готовностью воспри­нимать и принимать то новое, что несет с собой следующий цикл. И, в отличие от карты Смерти (XIII), это происходит не за счет отказа от своей прежней лич­ности, а путем осознания того, что что-то где-то «заклинило» (что часто вос­принимается очень болезненно), и это ощущение не проходит до тех пор, пока человек окончательно не настроится на свой будущий цикл.

  Это, в частности, означает, что карта По­вешенного может символизировать риту­ал посвящения в те или иные ступени познания, экзамен на следующую сту­пень для адепта. И, поскольку адепты обычно сознательно идут на это, Пове­шенный в колоде Уэйта подвешен за правую ногу (означающую сознание).
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Вынужденный перерыв, тупик; необхо­димость переждать бурю, сидя в одино­ком приюте на склоне горы, или машина не заводится как раз тогда, когда поза­рез надо ехать, или не можешь попасть к себе домой, потому что забыл ключи внутри; или после закрытия магазинов вдруг понимаешь, что забыл купить самое важное; или собрал чемоданы и не мо­жешь найти заграничный паспорт, и т.п. Причины такого перерыва могут лежать и глубже (например, болезнь), так что из-за них не только останавливается какое-то конкретное дело, но меняется и вся жизнь.
ОТРЫВОК ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ Например, заклинило винт на закрылке мотоцикла. Ты листаешь инструкцию, чтобы понять, нет ли у этого винта ка­ких-нибудь особенных функций, почему он не отвинчивается, но там сказано лишь: «снять закрылок» - в том непод­ражаемо лаконичном стиле, которым обы­чно пишутся инструкции, чтобы ни один нормальный человек не мог в них разо­браться. И если ты к тому же неопытный меха­ник, то будешь ковырять этот винт от­верткой до тех пор, пока не отвалятся руки - просто потому, что до сих пор ты всегда так поступал, и это всегда приводило к какому-то результату;

  однако на сей раз ты добьешься лишь того, что со­бьешь резьбу, и винт нельзя будет вы­винтить уже никак. Между тем твоя мысль давно обогнала руки, и ты уже видел то, что скрывается под закрылком - и вдруг тебе приходит­ся не только остановиться, но и заду­маться, и наконец до тебя доходит, что этот несчастный винт заклинило не про­сто так, что это - знак того, что закли­нило вообще все, и значит, мотоцикл се­годня уже не починить. Все, приехали. Такое случается очень часто, и не толь­ко в технике, но, например, и в науке: заклинило, и все. И инструкция тут уже не поможет, рав­но как и твоя хваленая научная смекал­ка. Не нужны никакие эксперименты, чтобы понять, что случилось. Случилась простая вещь: заклинило винт, и тебе надо что-то придумать, чтобы его вы­винтить. Это и есть точка начала отсчета нового сознания. Заклинило, и все. Приехали. Ау! - Нет ответа. Тяжелый удар по са­мосознанию (и самолюбию). А время-то уходит. И ничего сделать нельзя. Стыд­но-то как, не описать словами. Может, лучше отогнать мотоцикл к какому-ни­будь толковому механику, который дей­ствительно разбирается в технике? Если при этом у человека возникает же­лание шарахнуть по закрылку кувалдой, то это вполне закономерно и даже нор­мально. Или человек начинает размыш­лять, что бы предпринять, и больше все­го его привлекает возможность подта­щить мотоцикл к ближайшему мосту и
  столкнуть в реку. Потому что какой-то жалкий винт просто не имеет права так унижать свободную человеческую лич­ность. На самом же деле тут человек сталкива­ется с Великим Неизвестным западной цивилизации, с той пустотой в сознании, с которой он не знает, что делать. Запад­ный человек не может жить без кон­кретной идеи, без очередной рабочей ги­потезы. А давайте-ка попробуем взглянуть на ситуацию по-новому, исходя из того, что «заклинило» - это точка начала отсчета, то есть не самое худшее, а самое лучшее из всего, что только может быть. Не зря же дзен-буддисты сознательно стремятся к такому состоянию. Да они делают все возможное, чтобы их «заклинило», что­бы дух освободился, чтобы наступило ощущение «вечного начала». Представь, что «заклинило» тебя навсегда, что ты вечно будешь находиться в таком со­стоянии, - это поможет тебе больше, чем любые идеи, которые судорожно выра­батывает сейчас твой ум. Решение проблемы может сначала пока­заться совершенно неважным, а то и не­нужным, однако само ее наличие («за­клинило») со временем заставит тебя взглянуть глубже. И тогда ты поймешь, что «неважным» оно казалось из-за тво­его прежнего упрямства, которое и при­вело к тому, что тебя «заклинило». А теперь подумай о том, что это состоя­ние «заклиненности» когда-нибудь закон­чится, оно пройдет, даже если ты изо всех сил будешь пытаться удержать его. Твой дух сам, естественно и свободно,

  найдет решение проблемы, и этому ты тоже не сможешь помешать - если ты, конечно, еще не стал мастером дзенской «заклиненности». Страх перед нею не­обоснован, так как чем дольше ты пре­бываешь в этом состоянии, тем больше выигрываешь в качестве мышления, ко­торое и позволит тебе легко находить любые решения. Тебя «заклинило» - ну и что? Этого не надо ни избегать, ни бояться. Это со­стояние - психический предвестник под­линного Понимания: - Винты, они обычно настолько малы и так дешево стоят, что кажутся человеку неважными. Тебе же, чей взор ясен, а мысль обрела качество, ясно теперь, что данный конкретный винт вовсе не мал, не дешев и очень даже важен. Теперь ты видишь, что этот винт стоит столько же, сколько весь мотоцикл, потому что, пока ты его не вывинтил, тебе и от мотоцикла нет никакого проку. Так винт в этом но­вом свете становится символом твоей го­товности расширять свои горизонты. Какое именно решение ты найдешь, уже неважно, потому что любое решение бу­дет результатом роста качества. Найдя решение, понимаешь, каким простым оно было. Но понять это может лишь тот, кто его уже знает! Роберт М. Пирсиг «Искусство Дзен, или Ремонт мотоцикла и уход за ним»

XIII. СМЕРТЬ

Der Tod; Death; La Mort

           
  Числа 3, 4, 5 в Кеплеровом учении о мировой гармонии 3 страница - student2.ru   Числа 3, 4, 5 в Кеплеровом учении о мировой гармонии 3 страница - student2.ru   Числа 3, 4, 5 в Кеплеровом учении о мировой гармонии 3 страница - student2.ru

АРХЕТИП Смерть.
БУКВА Мем = М, символ = вода, светлое, жен­ское. Числовое значение = 40.
ЧИСЛО 13 = несчастливое число. 12 - заверше­ние цикла (часы, месяцы); если нет пе­рехода к Единице, то новый цикл не на­чинается, наступает конец. Пробило три­надцать! У некоторых народов это число, наобо­рот, считается счастливым: Иисус + 12 апостолов = 13. На 13-й день после Его рождения волхвы увидели в небе свою путеводную звезду. До введения солнечного года - священ­ное число. В лунном году 13 месяцев.

  Лишь когда лунную богиню стали счи­тать «злой», тогда и число 13 преврати­лось в «чертову дюжину», а пятница/ 13-е число - в день неудач, потому что этот день посвящался матери богов Фрейе. 13-го или 15-го августа в Греции справляли праздник богини смерти, Ге­каты. Позже этот праздник стал днем Вознесения Богородицы. Числовое значение буквы Мем = 40: биб­лейский период. Сорок лет скитания по пустыне, сорок лет - длительность одно­го поколения, сорок дней пребывания Моисея на горе Синай, Иисус явился ученикам через 40 дней, 40 дней блужда­ния Илии по Хориву, 40-дневный пост перед Пасхой. Блаженный Августин пи­шет, что душа вселяется в эмбрион лишь на сороковые сутки беременности.
К.-Г. ЮНГ «Признать тот факт, что тебя со време­нем не станет, есть своего рода победа над временем. Не хотеть жить - это то же, что не хотеть умирать. Становление и уход - это одна и та же линия. Тот, кто сходит с этой линии, повисает в воздухе, глохнет. Достигнув среднего возраста, жить продолжает лишь тот, кто готов умереть вместе с жизнью».
ЦИТАТЫ «Для меня смерть - центральный факт моей жизни. Пройдет какое-то время, и все превратится в Ничто. Когда у меня хватает мужества взглянуть этому факту в лицо, все мои ценности сразу стано­вятся ясны мне... Я не трачу сил на ил­люзии. Имидж не играет для меня ника­кой роли. Я не задаюсь вопросом, пра­вильно или не правильно веду себя; я

  просто делаю то, что делаю, и остаюсь самим собой. Вот и все!» Шелдон Копп «Научи нас так счислять дни наши, что­бы нам приобресть сердце мудрое». Псалом 89:12 «Пальма сбрасывает листья и плоды, когда они созревают. Папаладжи (белый) живет так же, как пальма, пытающаяся удержать свои листья и плоды: «Это мое! Я не дам вам их взять, не дам есть». Как же пальме тогда народить новые плоды? У пальмы больше мудрости, чем у па­паладжи» . Папаладжи «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если ум­рет, то принесет много плода». Ин. 12:24. «Смерть есть величайшее творческое на­чало, ибо в ней заключена вся тайна жизни. Смерть означает, что прошлое придется отбросить, что неведомого не избежать, что наше «Я» не вечно, и что окончательных решений не существует. Только поняв это, человек действитель­но начинает жить. Пытаясь удержать в себе дыхание, он лишится его; дав ему течь свободно, он найдет его». Алан Уотс.
ОБРАЗЫ «Черный человек», Сатурн - бог време­ни, старуха с косой, кума-смертушка.

  Чума («черная смерть»). Смерть как освобождение, как возвращение домой. Смерть как друг, и постоянный спутник.
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО Скелет символизирует необходимость отказа от отождествления себя со своим телом. Серп убывающей Луны (Геката, также Астарта, богиня времени, приливов-от­ливов и перемен). Пора урожая. На многих вариантах этой карты ее на­звание не пишут — из страха, что придет та, чье имя будет названо. Положение рук и косы напоминает сим­вол Сатурна.
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Вместо старухи с косой четвертый апока­липтический всадник с черным знаменем, на котором изображена мистическая ро­за, символ жизни и чистоты помыслов. На шлеме у него красное перо, алхими­ческий символ философского камня. Ре­ка олицетворяет вечное движение и раз­витие; на ней - корабль мертвецов фа­раона, символ пути к новой жизни. На заднем плане - Солнце, символ бес­смертия. Царь, женщина и ребенок прекло­нили колена, и лишь священник встречает Смерть стоя: символ твердости в вере. Смерть как естественный переход на следующую ступень бытия.
АНАЛОГИИ «Малые смерти». Ритуалы посвящения, включающие образ перехода через порог смерти. По-немецки zugrunde gehen (уме­реть) можно истолковать и как auf den Grund (zurьck) gehen - «вернуться к ис­токам» .
СОВЕТ Перед Смертью все равны (полная де­мократия). Умереть - значит испытать

  самое яркое и, возможно, самое живое ощущение за всю свою жизнь. Это сов­сем не то, что обмереть. Ничто не вечно.
КАЧЕСТВО Готовность отдать, умереть и возник­нуть вновь. Прощание.
ЦЕЛЬ Освобождение места новому. Возвраще­ние домой.
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА Обмереть. Бояться смерти.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс) Разрушение с последующей транс­формацией и обновлением (которого на этой карте мы, однако, не видим). Ко­нец какого-то одного периода, одного чувства и т.д., необходимость отказа от прежних привычек. (минус) Застой, затянувшееся бездейст­вие, упадок жизненных сил; катастро­фа, страх, паника.
СИНТЕЗ Неизъяснимый смысл этой карты хоро­шо выражен в старинной солдатской пе­сне: «Вот пуля пролетела, и товарищ мой упал». В старинных колодах на этой карте не писали ее название, чтобы ненароком не позвать непрошеную гостью. Ее называ­ли «Невыразимой» и т.п. Лишь в нашем столетии карту стали печатать с назва­нием, как все прочие Старшие Арканы. Помогло ли это изъяснить неизъяснимое, Бог его ведает. Все равно смерть по- прежнему остается табу, и желающих взглянуть ей в лицо стало не больше, чем было в прошлые века. Лишь обще­ство сейчас устроено рациональнее: смерть изгнана из обыденной жизни и сослана в клиники. Однако умирающие

  и там остаются наедине со своим стра­хом перед последним, самым сильным ощущением. «Ты уже лучше выглядишь» и прочие подобные выражения служат лишь все тому же табу, и больной прекрасно зна­ет, что эти утешения пусты, но тоже включается в эту недостойную игру, то­лько чтобы не отпугнуть своих послед­них посетителей. Мы должны научиться воспринимать смерть иначе. Закон полярности справед­лив для всех. Он гласит, что восприни­мать и осознавать мы можем лишь по­лярные пары: не будь ночи, мы не зна­ли бы, что такое день, без страдания не знали бы радости, без неудач - удачи. Поэтому и жизнь имеет для нас смысл лишь постольку, поскольку мы должны умереть, без смерти она бессмысленна. Рассказы «побывавших на том свете» (людей, перенесших клиническую смерть) можно подразделить на две группы. Одни ничего не рассказывают, потому что не помнят, что с ними было, другие же рассказывают о ярких, необычайно приятных и радостных ощущениях. До сих пор я ни от кого не слышал о чем- либо неприятном или ужасном. Мне кажется, что мы слишком часто пу­таем два понятия: умереть и обмереть. Обмереть - это значит испытать страх, который парализует нас полностью. Это ощущение связывается у нас с холодом и одиночеством. Умереть же, судя по рассказам, это ощущение настолько яр­кое, что, судя по всему, ничего более яркого мы просто никогда не ощутим в жизни.

  Таким образом, страх смерти - это в большой мере страх перед необычайно ярким ощущением. Недаром на глубин­ном уровне смерть часто связывают с сексом, а оргазм называют «малой смер­тью». Поэтому страх смерти и страх рас­твориться в оргазме, потерять себя в нем сродни друг другу. Желание, выродив­шееся в похоть - вот цена, которую мы платим за соблюдение этого табу на смерть. Наша цель - понять, что смерть - не за­клятый враг, а удивительное ощущение, столь же естественно принадлежащее жизни, как выдох или вдох. Образы, в которых она является, когда нам удает­ся преодолеть это табу, таковы: смерть - это освобождение, возвращение домой, выход на волю из темницы тела, это да­рительница покоя и уготовительница ме­ста новому. То же относится, само собой, и ко всем малым смертям, через которые мы про­ходим в течение жизни. Это всегда про­исходит, когда нам приходится отказы­ваться от чего-то очень любимого, давно привычного, когда наступает пора про­щаться. Именно потому, что карта Смерти сви­детельствует о завершении очередной дра­мы в человеческих отношениях или оче­редного «порочного круга» слишком при­вычных шаблонов и реакций, она ясно и недвусмысленно предвещает освобожде­ние. Что, впрочем, не означает, что осво­бождение произойдет без боли и потерь.
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ Любые события, предполагающие за­вершение чего-то, прощание и (вынуж-

  денное) расставание с кем-то или с чем- то. Конец отношений с другим челове­ком, уход/увольнение с работы, отказ от (дурных) привычек. Потери разного рода (разлука, кража и т.п.).
ИСТОРИЯ «Рассказывают, что давным-давно жил в Исфагани один юноша, и был он слугой у богатого купца. И вот в одно прекрас­ное утро он сел на коня и поехал на ба­зар, весело напевая; в кошельке у него звенели монеты, выданные купцом на по­купку мяса, фруктов и напитков. Подъ­ехав же к базару, он увидел, что у са­мых ворот стоит Смерть. Заметив юно­шу, Смерть сделала ему знак, точно же­лая сообщить что-то. Испугавшись, юно­ша развернул коня и, дав ему шпоры, поскакал прочь. Дорога привела его в Самарканд, где он, усталый и запылен­ный, подъехал к постоялому двору, по­ужинал на деньги хозяина и велел от­вести себя в постель. Там он наконец за­снул, радуясь, что обманул Смерть. Од­нако посреди ночи его разбудил стук в дверь. На пороге стояла Смерть с до­вольной улыбкой на устах. – Как ты тут очутилась? - спросил юно­ша, бледнея и дрожа от страха. - Я же видел тебя на рынке в Исфагани! – Я пришла, потому что мне предначер­тано забрать тебя здесь, - ответила Смерть. - Встретив тебя на базаре в Ис­фагани, я хотела попросить тебя поехать в Самарканд, чтобы это предначертание исполнилось. Но ты сбежал, не дав мне сказать ни слова». Цит. по: Лиз Грин «Судьба и астрология»

Наши рекомендации