Безопасность труда на предприятии

В связи с тем, что в случае несчастных случаев организация не несет у нас большой материальный ущерб, безопасность труда стала «Ахиллесовой пятой» нашего производства. Хотя на словах безопасности труда уделяют много внимания, на самом деле для повышения травмобезопасности оборудования вкладываются незначительные средства. Инженер, на заводе отвечает за охрану труда, практически только проводит инструктаж с работниками. Реальной власти для остановки травмоопасных оборудования, которое дает прибыль производству, у него нет.

Но даже при таком положении дел исследования показывают, что большинство несчастных случаев на производстве случается в основном из-за травмоопасное поведение персонала, которая обусловлена многими другими (социальными, бытовыми, экономическими, личностными и т.п.) факторами.

Итак, психолог, который будет изучать причины нарушения техники безопасности производственным персоналом, крайне необходим организации. А поскольку травмоопасное поведение он будет изучать в системе «человек-машина», то должен иметь и соответствующую техническую подготовку.

На должность инженера-психолога можно назначить профессионального психолога, который масс техническую подготовку, или наоборот – инженера, который имеет еще один диплом о переквалификации на психолога. Оптимальным, например, есть вариант, когда человек, который имеет высшее психологическое образование, закончила машиностроительный техникум.

Основные функции инженера-психолога:

· выявлять, обобщать причины несчастных случаев и профзаболеваний на производстве и давать рекомендаций с целью их уменьшения и ликвидации;

· изучать санитарно-гигиенические условия производства и способствовать их улучшению;

· участвовать в разработке инструкций на рабочих местах по правильной эксплуатации оборудования и соблюдения норм техники безопасности;

· участвовать в составлении психограмм (психологических требований) на определенные специальности и рабочие места;

· проводить исследование психических качеств персонала, чтобы люди с нежелательными личностными характеристиками (рискованность, импульсивность и т.п.) не попадали на травмоопасные места работы.

По результатам всех исследований инженер-психолог дает рекомендации руководству по улучшению условий труда) и повышения ее безопасности. В своей работе он взаимодействует со службой охраны труда, профсоюзами, медицинским учреждением.

Для работников с тяжелыми условиями труда, большим физическим, нервным или умственным нагрузкам должны быть предусмотрены релаксационные кабинеты, где психофизиологическими средствами восстанавливались бы биопсихические функции организма.

Примерами тяжелых условий труда могут служить труд водителя метрополитена, шахтера, оператора ЭВМ, воспитателя детского садика и др.

По данным японского исследователя Ф. Уруно, операция визуального наблюдения измерительного прибора непрерывного контроля с помощью зрения должно ограничиваться продолжительностью 10-30 мин. После этого времени у оператора наблюдается снижение работоспособности, а также пропускной способности зрительного канала.

Инспекционные задачи (операции контроля, сортировки) должны ограничиваться 30 мин., поскольку после этого снижается работоспособность концентрированность восприятия.

Релаксационный кабинет масс быть обставлен в соответствии с тем, какие функции организма нужно восстанавливать. Релаксационную функцию могут выполнять тренажеры, мебель, интерьер, вид из окна, музыка и тому подобное.

В основу разработки конкретной концепции релаксаций кладут принцип переключения и компенсации.

Работать в релаксационном кабинете смог бы человек с дипломом психолога, которая специализируется по психофизиологии, а также психиатр или врач.

Медицинские знания и определенные умения, необходимые на этой должности в связи с тем, что для определения эффективности релаксационных упражнений и их совершенствование нужно делать замеры давления крови, пульса, определять кожногальванический эффект, уметь читать электрокардиограмму и т.д.

Взаимодействует служба релаксации с медицинским учреждением, профсоюзами. Еще, как для менеджеров, – один важный момент, связанный с восстановлением сил и работоспособности персонала: время релаксации учитывается как рабочий, но на него не распространяется норма выработки.

Если в организации есть конструкторский отдел, который разрабатывает конструкторскую документацию на новые машины и такие, которые совершенствуются, то психологическая служба должна взять на себя эстетико-эргономическую экспертизу конструкторской документации и надзор за всем циклом создания машин.

Если ПС не будет иметь права «пропуска» конструкторской документации такого же, как нормоконтроль, который продуцирует документацию на соответствие государственным стандартам, то ее деятельность на этом участке не будет эффективной, поскольку будет иметь лишь рекомендательный характер. Без визы представителя ПС чертежи не должны утверждаться.

Это звено психологической службы должен тесно сотрудничать с отделом главного конструктора, если такой есть на заводе или в НИИ, или непосредственно с начальником конструкторского бюро.

Звено эстетико-эргономической экспертизы предполагает хотя бы два лица: эргономист (инженерный психолог) и один дизайнер или конструктор. Инженерные знания, психологические и знание требований государственных и отраслевых стандартов являются для них обязательными. Как минимум – всем им необходимо уметь хорошо читать чертежи и понимать логику выполнения конструкторской документации.

В идеальном варианте это звено психологической службы могла бы выполнять такие функции:

1. Проводить экспертизу конструкторских проектов на предмет безопасности, эргономичности, экологичности и эстетичного вида машин.

2. Разрабатывать требования безопасности и эргономичности в Техническое задание и Карту уровня машин.

3. Разрабатывать требования безопасности и эргономичности в Паспорт и Инструкцию по эксплуатации машин и оборудования.

4. Проводить эстетико-эргономическую экспертизу конструкторской документации на изделия.

5. Разрабатывать логотипы, товарные знаки, промышленные образцы машин.

6. Участвовать в испытании безопасности и эргономичности опытных образцов машин и «доведение» их до требований государственных и отраслевых стандартов.

7. Разрабатывать нормативную документацию по вопросам своей компетенции.

Текучесть кадров, социально-бытовые условия и условия отдыха персонала должны быть в поле зрения 1-2 психологов или социологов, которые тесно взаимодействуют с отделом кадров, профсоюзом и администрацией.

Психологам этого звена ПС должны быть предоставлены полные гарантии и возможности сбора как общей, так и конфиденциальной информации (например, на случай конфликта как причины текучести кадров). Они должны разрабатывать рекомендации, которые остановят нежелательное явление или процесс в коллективе, а также могут проводить профилактическую работу.

Список рекомендуемой литературы по дисциплине

1. Балабанова Л.В. Конфліктологія [Текст]: навч. посіб / Л.В.Балабанова, К.В.Савельєва. – К.: «ВД «Професіонал», 2009. – 280 с. – ISBN 978-966-370-129-5

2. Психологія управління. Науково-методичні рекомендації щодо вивчення дисципліни (для магістрів факультету економіки управління і міжнародних економічних відносин спеціальності 8.050201 „Менеджмент організацій” денної та заочної форми навчання та слухачів факультету післядипломної освіти. Балабанова Л.В. Воробйова О.К. ДонНУЕТ, 2005.

3. Балабанова Л.В. Конфліктологія [Текст]: підруч. / Л.В.Балабанова, К.В.Савельєва. Донецьк: ДонДУЕТ, 2009. – 468 с.

4. Загальна психологія : навч. пос. — К. : Центр учбової літератури, 2009. — ISBN 978-966-364-773-9.

5. Жуков, С. М. Історія психології : навч. посіб. / Жуков С. М., Жукова Т. В. – 2 вид., доп., випр. та перероб. — К. :Кондор, 2009.-232 с . - ISBN978-966-351-217-4.

6. Колодей Криста, Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления / Пер. с нем. - X. : Гуманитар. Центр, 2007. - 368 с.

7. Конфліктологія: Навч. посіб. /Л.В.Балабанова, К.В.Савельєва. – Донецьк: ДонДУЕТ, 2007. – 351 с.

8. Конфліктологія: Наук.-метод. рек. щодо вивч. навчального модуля (для студентів ден. і заоч. від-нь спец. 8.050201 “Менеджмент організацій”) / Л.В. Балабанова, А.В. Балабаниць, А.М. Германчук, К.В. Савельєва - Донецьк: ДонДУЕТ, 2005.- 136 с.

9. Крис Грей. Организации. Теории, конфликты и менеджеры / пер. с англ. - X. : Гуманитар. Центр, 2008. - 196 с.

10. Кондрашихина, О. А. Дифференциальная психология : учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / О. А. Кондрашихина ; М-во образования и науки Украины, Севастопол. город. гуманит. ун-т. - К. : Центр учебной литературы, 2009. - 232 с. - Прил.: с. 216-230. - Библиогр.: с. 213-215.-ISBN 978-966-364-774-6.

11. Кирхлер, Э. Мотивация в организациях / Кирхлер Э., Родлер К. // Психология труда и организационная психология. - Т.1. - 2-е изд., испр. / пер. с нем. -X. : Гуманитар Центр, 2008. - 168 с.

12. Кэри Л. Купер. Организационный стресс. Теории, иселедования и практическое применение / пер. сангл. - X.: Гуманитар. Центр, 2007. -336 с.

13. Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент.-М.,1995. Леонтьев Д.Л. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.-СП6:Питер,2010.

14. Колпачников В, В. Человеко-центрированный подход в практике -' психологического консультирования персонала организаций// Вопросы психологии. — 2010..-С.49-56.

15. Лозниця В.С. Психологія менеджменту: Навч. посібник.- К.: ТОВ "УВПК"ЕксОб", 2010. — 512 с.

16. Метатеорія менеджменту життя (самогубство : причини, наслідки та методи його попередженя / заг. ред. Андрушків Б. М. – Тернопіль : Тернограф, 2008. – 816 с. - ISBN978-966-457-025-8.

17. Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб, пособие /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- СПб.: Изд-во СпбГУ,2000.

18. Психологічні основи профорієнтації і професійного самовизначення : навч посіб. / Баріхашвілі І. І., Ворона М. П., Грищенко Г. В., Старіков І. М. ; під заг. ред. Старкова I. М. — К. : Професіонал, 2009. — 208 с. - SBN 978-966-370-107.

19. Психология менеджмента / под ред. проф. Г. С. Никифорова. - 3-е изд. – Х. : Гуманитар. Центр, 2007. — 512 с.

20. Пачковський, Ю. Ф. Психологія підприємництва : навч. посіб. - 3-є вид. — К.: Каравела, 2007. - 416 с. - ISBN 966-8019-55-5.

21. Психология: Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина.-СПб.: Питер, 2010.- 672 с.: пл.-(Серия «Учебник нового века»)

22. Савельєва К.В. Конфліктологія: Навчально-методичні рекомендації щодо самостійної роботи з дисципліни для студентів в умовах КМС ОНП денної і заочної форм навчання спеціальності “Менеджмент організацій” – Донецьк: ДонНУЕТ, 2007. – 116 с.

23. Савельева Е.В. Конфликтология: практикум по изучению учебного модуля для студентов ФЭУМЭО дневного отделения специальности “Менеджмент организаций” - Донецк: ДонГУЭТ, 2005.- 287 с.

24. Павленків, Р. В. Загальна психологія : підручник. — К. : Кондор, 2009. - 576 с. - SBN978-966-351-281-5.

25. Філоненко, М. М. Психологія спілкування : підруч. — К. : Центр учбової літератури, 2008. - 224 с. - ISBN 978-966-364-740-1.

26. Етика ділового спілкування : навч. посіб. / Воронкова В. Г., Беліченко А. Г., Мельник В. В., Ажажа М. А. - Л. : Магнолія2006, 2009. - 312 с.

27. Ходаківський, Є. І. Психологія управління : навч посіб. - 2-е вид. / Ходаківський Є. І. - К. : Центр учбової літератури, 2009. - 608 с. - ISBN 978-966-364-949-8.

Вспомогательная

28. Атоян А.Д. Конфликтология [Текст]: Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2010. - 64 с. - ISBN 5-9512-0449-6

29. Анцупов А.Я. Й. Конфликтология: теория, история, библиография [Текст] / А.Я.Анцупов, А.Й.Шипилов. - М., 2001. - ISBN 5-238-00062-6 5

30. Бабосов Е.М. Конфликтология [Текст]. – Минск: "ТетраСистемс", 2000. – 464 с. - ISBN 985-6577-19-5

31. Валкер Д. Тренінг разрешения конфликтов для начальной школы [Текст]. СПб., 2011.

32. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология [Текст]. – Минск: Университетское, 2012. – 318 с. - ISBN 985-09-0448-8

33. Волков Б.С. Конфликтология [Текст]: Учеб. пособие / Б.С.Волков, Н.В.Волкова, изд 2-е. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010. – 416 с. - ISBN 978-5-8291-1178-6

34. Ворожейкин И.Е. Конфликтология [Текст]: Учебник для менеджеров. / И.Е.Ворожейкин, А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 240 с. - ISBN 5-16-000964-7 (переп.), 5-16-000256-1 (обл.)

35. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст]. СПб.: Питер, 2008.- 544 с. - ISBN 978-5-91180-895-2

36. Громова О.Н. Конфликтология [Текст]: Курс лекций. - М., 2011 – 320 с. ISBN 5-88124-042-1

37. Дмитриев А.В. Конфликтология [Текст]: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2010. - 320 с. - ISBN 5-8297-0044-1 (в пер.)

38. Дмитриевский В.А. Психология безопасности в учебных заведениях. М., 2012. – 202 с.

39. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии [Текст]: СПб.: Питер, 2009. - ISBN 978-5-388-00684-4

40. Зайцев А.К. Социальный конфлікт [Текст]. – М.: Academia 2011.- 464 с. – ISBN 5-87444-133-6

41. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управления деятельностью [Текст]. М., 2012. – 160 с. - ISBN 5-7695-0936-8

42. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты [Текст]: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279 с. - ISBN 5-238-00632-2

43. Конфликтология. Вопросы – ответы [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 240 с.

44. Крамм Т. Управление энергией конфликта [Текст]. - М.: АСТ, 2011. 288 с. – ISBN 5-87983-076-4

45. Ложкин Г. Практическая психология конфликта [Текст]. – К.: МАУП, 2010. – 256 с. - ISBN 966-608-177-6

46. Пірен М.І. Конфліктологія [Текст]: Підручник. – К.: МАУП, 2007. – 360 с. - ISBN

47. Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 624 с.

48. Уткин 3. Конфликтология. Теория и практика. - М., 2000.

49. Бажин И.И. Информационные системы менеджмента-М: ГУВШЭ,2000- .-:. 688 с.

50. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие.- М.; Педагогическое общество России, 2010.-544 с.

51. Китов А.И. Психология хозяйственного руководства. М.,2010.

52. Китов А, И. Психология хозяйственного управления. М., 2010.

53. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.,2010.

54. Колпачников В, В. Человеко-центрированный подход в практике -' психологического консультирования персонала организаций// Вопросы психологии. — 2010..-С.49-56.

55. Леонтьев Д.Л. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.-СП6:Питер,2000.

56. Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб, пособие /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- СПб.: Изд-во СпбГУ,2010.

57. Психология менеджмента: Учебник/Под.Рел. Г.С. Никифорова.-СПб.: Изд-во СпбГУ,2010,

58. Психология: Учебник для экономических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина.-СПб.: Питер, 2010.- 672 с.: пл.-(Серия «Учебник нового века»)

Наши рекомендации