Специфические профилактические программы
Специфические профилактические программы предназначены для снижения заболеваемости соответствующими расстройствами. На сегодняшний день для различных психических расстройств и органических болезней существуют специфические, иногда задуманные очень широко, профилактические программы и проекты, которые относятся или к отдельным группам населения, или ко всей популяции (ср. следующий раздел). Специфические программы предполагают наличие достаточных знаний о причинах того расстройства, которое требуется предотвратить. Например, знание о том, как передается вирус СПИДа, дает возможность проектировать соответствующие программы. Или другой пример, относящийся к профилактике депрессии: приверженцы теории привязанности (Bowlby, 1968) уже несколько десятилетий занимаются профилактическим просвещением, цель которого — по возможности воспрепятствовать тому, чтобы грудные и маленькие дети переживали разлуку (если к этому не вынуждают обстоятельства) с объектами их привязанности; исходной предпосылкой здесь является то, что переживание, связанное с разлукой, при некоторых условиях, вероятно, повышает риск депрессивных расстройств (ср. главу 14).
В рамках сердечно-сосудистой профилактики осуществлялись многочисленные профилактические проекты, приведшие к разным результатам. Фактором риска для коронарных заболеваний считается паттерн поведения типа А. До сих пор остается не до конца ясным, могут ли специфические профилактические программы повлиять в плане снижения риска на индивидов типа А — склонных устанавливать себе сжатые сроки, выдвигающих высокие требования к себе и окружающему миру, сильно ориентированных на достижения и состязание (включая враждебные компоненты и т. д.) и имеющих особые признаки физиологической реактивности. В литературе дискутируются и более общие программы по профилактике инфаркта миокарда, в которые включены различные факторы риска, а также в какой-то мере элементы окружающей среды (Myrtek, 1998).
Был проведен метаанализ (Rundall & Bruvold, 1988) концепций профилактической интервенции, касающейся потребления никотина и алкоголя среди школьников, основу для которого составили 47 исследований, посвященных курению, и 29 работ, исследовавших потребление алкоголя. Согласно их данным, на уровне поведения эффект в отношении курения оказался лучшим (0,34), чем в отношении алкогольной программы (0,15). При этом значение 0,2 считается малым для силы эффекта, 0,5 — средним, а начиная с 0,8 — высоким. На информационном уровне, как и можно было ожидать, наблюдались более высокие значения силы эффекта (между 0,5 и 0,6).
Швейцарская Федеральная служба здоровья на основе непрерывной оценки кампании по борьбе со СПИДом доказывает стойкие эффекты одной специфической профилактической программы (прим. 21.1). Ее результатом явилось то, что в 1994 г. 69% 17—20-летних молодых людей использовали презервативы при контактах со случайными партнерами — против соответственно 16% в 1987 г. (Dubois-Arber et al., 1997). Но, кроме того, наблюдения показывают, что с течением времени снижается процент подростков, пользующихся презервативом в начале своей сексуальной жизни; так что есть повод применять и дополнительные профилактические мероприятия.
Примечание 21.1. Кампания Швейцарии «СТОП СПИД» — популяционная, специфическая, индивидуально ориентированная профилактическая программа (Somaini, 1989)
Постановка вопроса / постановка цели
Информационная кампания, направленная на все население, может иметь профилактическое воздействие в отношении СПИДа, изменяя установки, которые могут рассматриваться как факторы риска. Путем систематической оценки следовало бы проверять, приводят ли выбранные средства к какому-либо изменению.
Методы
- Популяция:все население.
- Интервенция:посредством телевидения, кино, плакатов, через газеты, молодежные и эротические журналы, под единым знаком «СТОП СПИД», с разными крупными надписями, передаваемое обращение предлагалось все время в новой формулировке и со все большей частотой. Кроме того, была написана песня «СТОП СПИД», которая в течение нескольких недель входила в швейцарский хит-парад.
Таблица. Фазовый, многоступенчатый подход в кампании СТОП СПИД
Основное обращение
1.02.87
Презервативы защищают
2.06.87
Презервативы защищают
Верность защищает
Одноразовые шприцы
3.12.87
Презервативы защищают
Верность защищает
Одноразовые шприцы
От чего нельзя заразиться
Четкая установка по отношению к медицинским и общественным аспектам
4.11.88
Презервативы защищают
Верность защищает
Одноразовые шприцы
От чего нельзя заразиться
Четкая установка по отношению к медицинским и общественным аспектам
Солидарность с:
- больными СПИД
- ВИЧ инфицированными
- детьми инфицированных матерей
Результаты
В 1987 г. непосредственно перед началом информационной кампании был проведен первый телефонный опрос. Начиная с октября 1987 г. он проводился ежегодно среди всего населения на предмет осведомленности, установках и поведении, связанных со СПИДом и его профилактикой.
На рисунке показано использование презервативов (в процентах) при половых случайных контактах, отдельно по возрастным группам, за 1987-1994 гг.
---
2.3. Поворот к специфической профилактике?
Оглядываясь на различные этапы понимания профилактики, Альби (Albee, 1996) рассматривает профилактическое движение в США последнего 20-летия, уделяя внимание его акцентуации на специфических или неспецифических интервенциях, которые в существенной мере были обусловлены политическими и ненаучными предпочтениями.
Уже президент Джонсон в 60-е гг. в своем понимании профилактики делал ставку на то, что преступность и многие психические расстройства обусловливаются бедностью, неправильным воспитанием, социальной и культурной обделенностью. В середине 60-х гг. это вызвало к жизни компенсаторные Head-Start-воспитательные программы, которые и по сей день обнаруживают заметный эффект (ср. Perrez, 1994). В том же духе звучало и Постановление Президентской комиссии по поводу психического здоровья «The President's Commission» (Mental Health, 1977/8) Джимми Картера; это направление Альби (Albee, 1996) называет stress-learning model.
Начиная с 80-х гг. наблюдается своего рода контрдвижение, руководимое Национальным институтом психического здоровья (NIMH; National Institute of Mental Health) и отдающее предпочтение биологической ориентации.Прежние профилактические исследовательские программы, которые занимались общественными патогенными факторами, уступили место биологическим, неврологическим и генетическим программам; период 90-х гг. провозглашался «десятилетием мозга». «The Preventions of Mental Disorders: A National Research Agenda» (NIMH Prevention Research Steering Commitee, 1993) делает ставку на исследования, которые ориентированы на факторы риска конкретных расстройств, определенных по DSM,а общее исследование здоровья отступает на второй план. Альби (Albee, 1996) называет эту модель расстройства «DSM-IV-discrete desease model»:ищутся физические причины генетического, биохимического и т. п. рода, а также факторы окружающей среды, вызывающие расстройства. Современная ориентация на специфическую и ориентированную скорее биологически профилактику, несомненно, способствует улучшению теоретической основы профилактики, однако здесь есть опасность пренебречь некоторыми фактами, а именно: факторы риска находятся в сложных отношениях с психическими расстройствами; различные факторы риска нередко приводят к одним и тем же расстройствам, а одни и те же факторы риска — к разным расстройствам (Coie et al., 1993), одновременное действие нескольких факторов риска может дать аддитивный или кумулятивный эффект. Наиболее многообещающей является биопсихосоциальная модель, принципиально ориентированная на многофакторную детерминацию поведения.