Образовательные технологии дисциплины

Лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция, круглый стол, case-study, дискуссия, мозговой штурм, реферат, эссе.

Преподавание дисциплин ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

1. Информационно-коммуникационные технологии (1-10 разделы)

2. Работа в команде/работа в малой группе (1-10 разделы)

3. Проблемное обучение (1-10 разделы)

4. Контекстное обучение (2-8 разделы)

5. Междисциплинарное обучение (1-10 раздел)

Формы организации учебного процесса:

1. Лекция, мастер-класс (1-10 разделы)

2. Семинар (1-10 разделы)

3. Самостоятельная работа студентов (1-10 разделы)

4. Научно-исследовательская работа студентов: подготовка выступления на научной студенческой конференции (1-10 разделы)

5. Консультация: консультирование студентов по проблеме выступления на научной студенческой конференции (1-10 разделы)

6. Работа в команде: проведение и анализ результатов тестового опроса студентов (1-10 разделы)

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для проведения текущего контроля

1. Охарактеризовать различные подходы к предмету социальной психологии.

2. Проблема классификации методов в социальной психологии.

3. Раскрыть сущность феноменологического подхода в социальной психологии.

4. Показать место социальной психологии в системе наук.

5. Охарактеризовать сущность и назначение “Методики наблюдения за групповым взаимодействием” (Р. Бейлз)

6. Раскрыть связь категорий в системе наблюдений за групповым взаимодействием Р. Бейлза.

7. Перечислить и охарактеризовать основные области наблюдений в групповом взаимодействии, рассмотренные в методике Р. Бейлза.

8. Дать критический анализ предложенной Р. Бейлзом “Методики наблюдения за групповым взаимодействием”

9. Сравнить подходы к изучению малой группы в рамках теорий Стратометрии и Групповой динамики.

10. Сравнить подходы к изучению малой группы в рамках теорий Социометрии и Групповой динамики.

11. Сравнить подходы к изучению малой группы в рамках теорий Стратометрии и Социометрии.

12. Дать критический анализ теории Стратометрии (А.В. Петровского)

13. Охарактеризовать виды трансакций в теории Трансактного анализа Э. Берна.

14. Раскрыть механизмы социальной перцепции.

15. Охарактеризовать этапы снятия психологического напряжения.

16. Сравнить теории взаимодействия в социальной психологии.

17. Раскрыть понятие “фисцинация”.

18. Общение и его структура.

19. Охарактеризовать основные подходы к мотивации.

20. Сравнить понятия “совместимость” и “срабатываемость”.

21. Определить понятие “эмпатия” в социальной психологии, перечислить виды эмпатии.

22. Сравнить различные подходы к пониманию личности в социальной психологии.

23. Охарактеризовать основные этапы работы с людьми, пережившими психологическую травму.

24. Раскрыть сущность понятия “экстремальные условия” и охарактеризовать их виды.

25. Проанализировать основные положения теории стресса Г. Селье.

Семестр

Задания к рейтинг-контролю знаний студентов

Рейтинг-контроль 1

1. Методологические принципы построения социальной психологии (с примерами).

2. Место социальной психологии в системе психологического знания.

3. Основные этапы становления социально-психологической теории.

4. Классификация методов социальной психологии.

5. Показать сильные и слабые стороны феноменологического подхода к изучению социально-психологических явлений.

Рейтинг-контроль 2

  1. Сравнить теорию Групповой динамики с Социометрией.
  2. Сравнить теорию Стратометрии с Социометрией.

3. Основные способы структурирования времени в теории Трансакционного анализа (Э.Берн).

4. Виды трансакций, их характеристика, примеры.

5. Возможности применения в работе социального педагога одного из феноменологических методов социальной психологии (по выбору студента).

Рейтинг-контроль 3

1. Раскройте сущность феномена межличностных отношений.

2. Психологические механизмы возникновения социальной идентификации.

3. Раскрыть сущность феномена мотивации поведения.

4. Понятие ответственного поведения, его характеристики в онтогенезе.

5. Основные направления и методы формирования ответственного поведения (возраст по выбору).

6. Характеристики совместной деятельности. Разработать план-конспект коллективного творческого дела (возраст по выбору).

7. Специфика работы социального педагога с представителями «групп риска».

8. Деятельность социального педагога по профилактике девиаций в неблагополучных семьях (перечислить основные направления).

9. Сравнить понятия «аддиктивное поведение», «деструктивное поведение», «социальная дезадаптация», «педагогическая запущенность».

10. Методологические принципы социально-психологической работы с несовершеннолетними из «групп риска».

11. Работа с семьями несовершеннолетних «группы риска».

12. Организация общения со сверстниками подростков «группы риска».

13. Выработка навыков диалогового общения со взрослыми у несовершеннолетних «группы риска».

14. Характеристика воспитанников социальных учреждений как представителей «группы риска».

15. Основные направления профилактики аддиктивного поведения в рамках деятельности социального педагога.

Календарно-тематический план самостоятельной работы студентов

при изучении дисциплины «Социальная психология» (5 семестр)

№ п/п Название темы Содержание работы Кол-во ч. Неделя семестра Форма контроля
1. Социальная психология в системе научного знания Составить хронологию развития психологических становления научных школ. Результаты внести в таблицу: 1 столбик – этап; 2- научная школа; 3 – вклад в развитие социално-психологической теории 1-2 Индивидуальное собеседование, проверка тетрадей, предоставление конспектов, коллоквиум.
2. Методологические основы социальной психологии 1) конспект главы «Предмет социальной психологии»// Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=462146 - с.5-19. 3-4 Представление конспектов, деловая игра, «круглый стол»
3. Основные концепции социальной психологии Составить сравнительную таблицу с характеристиками социально-психологических концепций по следующим показателям: - что является ядром концепции, её основной идеей; - социально-психологические механизмы группового взаимодействия; - слабые стороны концепции. 5-12 «Круглый стол», коллективное обсуждение, представление конспектов и рефератов, деловая игра
4. Социально-психологические феномены 1) Конспект гл. «Взаимоотношения в образовательных коллективах» //Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=462146 2) Разработать модель диалога с ребёнком (возраст по выбору) по преодолению его когнитивной и социальной беспомощности. 3) Изучить потребности в диалоге у подростков, создать модель совместного проекта на основе выявленных потребностей. 13-18 «Круглый стол», представление мини-исследований, деловая игра

Вопросы к зачету по курсу «Социальная психология»

(5 семестр)

1. Возникновение и развитие социальной психологии, ее современное состояние.

2. Предмет социальной психологии, история его становления, современные проблемы.

3. Социальная психология как отрасль интегративного знания.

4. Специфика социально-психологической методологии.

5. Основные методы социальной психологии, их классификация.

6. Социально-психологические феномены.

7. Социально-психологическое исследование и его составляющие.

8. Виды экстремальных условий и их влияние на личность.

9. Классификация напряженных ситуаций.

10. Влияние напряженных ситуаций на психические процессы.

11. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях.

12. Основные положения теории стресса Г. Селье.

13. Проявления последствий посттравматического стресса.

14. Отклоняющееся поведение как следствие посттравматического стресса.

15. Этапы индивидуальной работы с людьми, пережившими психологическую травму.

16. Основная характеристика групповой работы с людьми, пережившими психологическую травму.

17. Самопомощь и взаимопомощь при работе социального педагога и педагога-психолога в экстремальных условиях.

18. Понятие и виды общения.

19. Типы общения, его функции.

20. Общение как взаимодействие, основные теории.

21. Типы воздействия. Фисцинация.

22. Социальная перцепция и ее механизмы.

23. Барьеры общения, стереотипы ожидания, оптимизация общения.

24. Виды коммуникаций, типы информации.

25. Признаки, структура и динамика совместной деятельности.

26. Основные признаки и свойства субъекта совместной деятельности.

27. Модель регуляции совместной деятельности. Факторы эффективности совместной деятельности.

28. Фило- и онтогенез совместной деятельности.

29. Понятие мотивации, подходы к ее исследованию.

30. Модели мотивации. Основные теории мотивации.

31. Связь стремлений участников группы с психологическим климатом в группе.

32. Понятие межличностных отношений, их структура.

33. Симпатии и притяжения. Фактор выбора.

34. Совместимость и срабатываемость.

35. Межличностные отношения в образовательных системах

36. Групповая динамика и ее теория.

37. Понятие группы. Признаки группы. Виды групп.

38. Эффективность деятельности групп.

39. Статус участника. Ролевое поведение.

40. Проблема лидерства. Стили лидерства.

41. Методы исследования групповой динамики.

Семестр

Наши рекомендации