Особенности диагностической процедуры
Психологическое диагностирование и прогнозирование отклоняющегося поведения
Оказание профессиональной психолого-педагогической поддержки дезадаптированным детям и подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая разработку специализированного диагностико-коррекционного инструментария, который может быть использован в работе с детьми и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.
Для выявления основных направлений психодиагностики в коррекционной работе с педагогически запущенными школьниками необходимо исходить из анализа причин отклоняющегося поведения. Необходимость психолого-педагогической диагностики в нескольких направлениях:
во-первых, это диагностика особенностей его взаимоотношений в семье и в школе;
во-вторых, диагностика отклонений в характере и поведении, психических состояний, самооценки, уровня притязаний, мотивации, положения школьника по оцениваемому свойству среди других людей и его уровень воспитанности. Состояние, отношение, уровень воспитанности школьника оцениваются с точки зрения нормы и возможных психологических механизмов коррекции девиантного поведения школьников.
Объект исследования — это педагогическая ситуация как сочетание отношений педагогически запущенного школьника к окружающим и к самому себе с уровнем его воспитанности, психических состояний и качеств личности.
В этой связи деятельность практического психолога должна быть направлена на:
- получение диагноза на основе констатации уровней школьного и семейного воспитания, уровня воспитанности и личностного развития школьника (группы школьников);
- постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого в системе внутригрупповых отношений по выраженности тех или иных качеств личности, дисциплинированности школьника;
- прогноз дальнейшего развития социальной ситуации как воспитательной;
- определение наиболее актуальных психологических механизмов коррекции девиантного поведения школьника.
Особенности диагностической процедуры
Своевременная диагностика и профилактика ДП у детей – одна из задач работы психолога.
Диагностика психических качеств, сопутствующих возникновению ДП у детей и подростков, позволяет выявить детей группы риска и проводить психологу и социальному работнику превентивные мероприятия в форме личных консультаций, групповых тренингов.
Любое отклоняющееся от привычной нормы поведение, будь то хулиганство, противоправные действия или аддикции (пристрастие к алкоголю или наркотическим веществам), может быть выявлено на разных этапах развития ДП.
Чем с более ранними этапами ДП работают социальные службы школы, тем больше вероятность полной реабилитации ребенка и его дальнейшего гармоничного развития.
Общая диагностика отклоняющегося поведения по существу совпадает с общей диагностикой личности и имеет комплексный характер (социально-психологический, социально-педагогический, психологический и медицинский аспекты).
Выбор того или иного диагностического аппарата зависит от того, какую область отклонений предполагается обследовать.