II - Реализация программы (волевой напор, активность...).
Драйзер умеет и может подчинять людей системе своих этических и нравственных ценностей, которая составляет весь смысл его существования. Он менее всего склонен оставаться сторонним наблюдателем этических проблем общества. Поэтому активно борется с любыми отклонениями от нравственных и моральных норм, чем и снискал себе славу "воинствующего моралиста".
Представители этого типа считают своим долгом выявлять все то зло, которое обнаруживается в окружающем их пространстве. Разоблачать общественные пороки, бороться с преступностью, нарушением общественной морали; бороться за всеобщее благоденствие, за экологию окружающей среды - первейшее его занятие.
Драйзер ненавидит организованное зло и всегда стремится противопоставить ему сплоченное добро ("воинственную добродетель"): "...ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое" (Лев Толстой).
Драйзеру свойственна высокая требовательность и к себе, и к окружающим во всех аспектах его жизни: в дружбе, в любви, в деловых отношениях, в работе - во всем равные, часто завышенные, требования и к себе, и к другим.
Ответственность за свои слова, поступки, за проявленные чувства, за данные обещания, за "тех, кого ты приручил", за качество выполняемой работы. Ответственность перед коллективом, коллегами, родственниками и семьей... Но самая большая ответственность перед самим собой.
Для Драйзера характерна исключительная работоспособность и педантичная исполнительность. (Драйзер отдает работе максимум усилий, и если от него потребовать еще больше отдачи, это быстро приводит к перенапряжению и нервному срыву, что резко ухудшит и качество работы, и отношения с начальством.)
Побудительные мотивы всех его усилий диктуются именно этическим аспектом и выражаются лозунгом: "Делай для других так, как ты хочешь, чтобы сделали для тебя".
Драйзер не любит привлекать посторонних к решению своих проблем, предпочитает справляться собственными силами - чего бы это ему ни стоило. А так же не симпатизирует тем, кто обычно решает свои проблемы за чужой счет. Навязывание другим своих проблем считает неэтичным и бестактным. В его понимании это неуважение к чужому свободному времени, к праву человека на досуг. По той же причине старается никому не навязывать своего общества, даже самым близким друзьям, даже если ему очень одиноко.
Обязательный. Если в силу объективных причин не может выполнить взятое на себя обязательство, очень страдает. По этой же причине не любит брать в долг или покупать в кредит - волнуется, что не сможет вовремя вернуть.
В условиях нейтральных отношений вежлив, дисциплинирован, подтянут и того же требует от других: ведь нельзя же раздражать окружающих грубыми манерами, вызывающим поведением и неэстетичным видом.
В доме старается поддерживать чистоту и порядок (считает недопустимым запускать домашние дела - рассматривает это как необязательность по отношению к другим членам семьи). Даже если берет какую-то работу на дом, старается сначала сделать все домашние дела, чтобы потом спокойно сесть за работу.
Уходя из дома, обязательно за собой все приберет - ему неприятно возвращаться в неприбранную квартиру. После ухода гостей, в тот же вечер перемоет всю посуду, вытрет и расставит по местам. Тщательно уберет всю квартиру и только после этого позволит себе отдохнуть.
Необходимость терпеть беспорядок в своем доме угнетает его до такой степени, что может даже быть поводом для развода.
Творческая волевая сенсорика Драйзера особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации - при защите его интересов и главное - при защите интересов его взаимоотношений. На свои взаимоотношения Драйзер никому не позволяет посягать. Очень не любит, если кто-то оговаривает его друзей - предпочитает сам во всем разобраться.
Очень упрям, неохотно меняет свое мнение.
Иногда, чувствуя враждебное настроение окружающих, Драйзер может начать "защищаться" еще до того, как на него "напали", но тогда почти сразу же замечает свою неправоту и испытывает жесточайшие угрызения совести. Драйзер не может первым нападать - это противоречит его этической программе.