XIII аркан. Баба-Яга (Ведьма), Кощей Бессмертный
Персонификация смерти. Смысл карты Таро в том, что смерти нет, она – лишь переход между двумя состояниями жизни. Но до столь позитивной идеи еще нужно дойти, и суть сказочного сюжета – в победе над смертью, которая стремится отобрать у жизни самое дорогое, побуждая героя к борьбе. Так в сказке «Гуси-лебеди» смерть предстает в образе Бабы-яги, похищающей у девочки маленького братца, но той удается найти его и спрятать от преследований злых сил.
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» смерть оборачивается ведьмой, погружающей царевну в вечный сон отравленным яблоком, и ее спасает жених. Подобно этому сюжету в «Спящей красавице» злая колдунья предвещает родившейся малышке смерть от укола о веретено – она будет погружена в сон, пока ее не разбудит прекрасный принц.
Что бы ни было причиной смерти, естественный ход событий или яд зависти или обиды, но любовь побеждает ее, в любви (а не в смерти, которая лишь стимул к проявлению любви) – потенциал к возрождению. Но сама смерть драматична, и тем более неизбежна, чем более она естественна.
Из старых сказок этот драматизм описан в «Снегурочке», где весеннее пробуждение природы (огонь чувства – в варианте Римского-Корсакова) губит возможность прежнего, по-зимнему застывшего существования. Здесь не только смерть служит возрождению природы, но само возрождение оборачивается смертью.
Регенерация – проблема знака Скорпиона, соответствующего этому аркану, в котором соединяются Тиферет-Солнце и Нецах-Венера, символизирующие вечную жизнь. И здесь наиболее яркий сказочный образ – Кощей Бессмертный – смерть и бессмертие сомкнулись, образовав дилемму – а нужно ли бессмертие, если оно не содержит возрождения жизни? Позитив традиционной карты Смерти в том, что она несет в себе возможность обновления жизни, разрушая отжившее и выступая как стимул трансформации жизненного процесса. В сказках мудрость народная не окрашивает образы смерти позитивно, хотя на картинке Таро такую окраску рисунку может придать красота мудрой Василисы, которая дожидается, пока ее выведет из темницы Кощея на белый свет Иван-царевич, или прелесть Спящей красавицы или царевны в хрустальном (незаметном для глаз) гробу.
XIV аркан. Джинн – «Аладдин и волшебная лампа»
Джинн наиболее соответствует карте Алхимия, «заведующей» творческим преобразованием видимой окружающей жизни на основе скрытого внутреннего процесса трансформации. Джинн являет сказочный образ каббалистического «мирового существа», исполняющего желания тех, кто его создает и составляет. Но добыть чудесный предмет, дающий власть своему владельцу, и стать повелителем джинна, способного воплотить в жизнь любой проект, может лишь Аладдин – персонаж с чистой по-детски душой, не использующий свою реализационную власть в корыстных целях. Богатство нужно Аладдину, чтобы взять в жены дочь султана, которую он любит, а вовсе не для того, чтобы возвыситься над другими и самому стать владыкой.
В современной детской литературе образ джинна ассоциируется со сказкой «Старик Хоттабыч». И в ней колдовство, нацеленное на исполнение субъективных желаний, терпит откровенную неудачу (например, Хоттабыч стремится дать Вольке богатства, от которых тот отказывается). Перспектива Хоттабыча – стать волшебником в цирке, где его способности не могут принести никому вреда и лишь видимым образом приносят в мир чудеса. Образ рядового работника, доводящего свои идеи до конечной, бытовой, реализации, когда не приходится вновь переделывать выполненное, – вершина Стрельца, знака этой карты. Ведь цель этого знака – воплотить идею в материю жизни и сделать это хорошо – лучше всех!
XV аркан. Властитель Тьмы (Черт)
Традиционно это образ князя мира сего, властелина мира материи, а потому тьмы, его символизирует знак Козерога, это самое темное время года. Властителями материальных богатств часто выступают в сказках черти, в западных сказках кровно заинтересованные в том, чтобы в обмен на золото отобрать душу у людей, что им часто удается. Но в сказаниях русского народа, особо не нацеленного на приобретение богатств (которое поэтому скопилось лишь у пяти процентов населения), черти не столь страшны, как в западных. Можно вспомнить «Балду» Пушкина, где герой дурачит чертей, как и во многих других русских сказках. Скупость попа здесь акцентирует зодиакальную характеристику Козерога. Но деньги, полученные у чертей, похоже, вовсе не интересуют Балду, воплощающего в оппозицию попу яркий «водолейский», уранический образ (карта Дурака-шута).
Примирившись с мыслью, что образ ужасного дьявола, обещающего людям горы золота, в русском менталитете не прижился (хотя это может быть трагический образ, как у Врубеля или Лермонтова, когда подчеркивается одиночество и творческое созидающее начало, свойственное Козерогу), можно вернуться к образу Кощея, по-пушкински изобразив его таящимся в своем подземном царстве на кованом сундуке со златом и оставив «скорпионий» образ смерти Бабе-яге.
На роль жестокого владыки несметных сокровищ можно найти и других персонажей известных сказок. Это, например, одноглазый атаман из сказки «Али-Баба и сорок разбойников» (вспомним, что название буквы XV аркана – «глаз»). Пещера – область тьмы (скрытого), и недаром ее хозяин – атаман разбойников, нечестивым путем отнявший свои сокровища у явной светлой жизни. И даже честный Али-Баба вынужден их скрывать, что провоцирует дальнейший драматизм сюжета. Как и в случаях попадания в подземные чертоги смерти, для героя здесь важно найти не столько богатство, сколько выход из той пещеры, где оно было спрятано. Тайное сокровище не приносит радости для богача или бедняка, честного человека или разбойника, оно таит в себе опасность и служит причиной проблем. Оно должно быть открыто миру или утрачено.
В детской литературе мы можем найти еще один интересный образ всемогущей властительницы, «по-козероговски зимний» – это Снежная королева. Она правит замкнутым царством холода и льда, куда попадает Кай, полагаясь лишь на свой прагматический интерес и пренебрегая любовью и радостью жизни, как это нередко свойственно представителям знака Козерога. Героя, прицепившего свои маленькие салазки к летучим саням Снежной королевы, увлекает отдаленная цель, достойная того, чтобы ради нее забыть привычное и близкое, ведь недаром Кай в ледяном царстве складывает изо льдинок слово «вечность». Но жизнь в своих естественных проявлениях гибнет, как вянут розы, которых коснулось дыхание Снежной королевы.
Утраченное тепло и полноту жизни герою возвращает заботливая любовь сестры. Так и от черта героев, попавшихся к нему на удочку, в западных сказках нередко спасают родственники, скажем, старших братьев – лишенный корысти младший брат. Тема родственной взаимовыручки – тоже сфера Козерога, символизирующего карму семьи.
XVI аркан. Разрушение (Молния)
Этот аркан отражает разрушение достижений прошлого и его оков, что должно высвободить внутренние силы для новой жизни, которую символизирует планета Марс. Такой процесс служит финалом сказок о Кощее Бессмертном, когда герой ломает иглу – скрытую в яйце смерть Кощея, и вместе с этим рушится замок Кощея и рассыпаются о прах чары его царства.
Разрушение мира, обычного и тем более волшебного, создаваемого предыдущими арканами, отражает образ старухи у разбитого корыта в «Сказке о рыбаке и рыбке», где сделан моральный акцент на внутренние причины такого разрушения, как обычно это и трактуется в картах Таро. Ведь хотя волшебство рыбки помогает старухе обрести все желанное, внешние перемены судьбы никак не меняют ее внутреннего существа. Так и человечество (технократическое общество) сегодня стремится к беспредельной экспансии, которая ограничивается лишь у самого истока существования.
Старуха из сказки не может подчинить себе вечность, которой она живет и дышит, и это устанавливает предел ее материальному захвату. Захотев отдавать волшебной рыбке человеческие приказы, она отвергает ее невидимую, непостижимую помощь и остается наедине со своей человеческой нищетой.
Интересно, что в сказке Пушкина проступает образ целостности и единой жизни мира, и одушевленным действующим персонажем у него является не только рыбка, но и море. С каждой следующей просьбой старухи оно меняет свой цвет и становится все более грозным, видимым образом проявляя реакцию высших сил (природы, Бога) на ее экспансию.
Когда мы возвращаемся к истоку, история и судьба начинается сначала. В этом и позитив данного аркана, тема которого – не просто разрушить прежнее, но указать Путь к будущему.
Если бы мы жили в прошлом веке, рекомендация этой карты была бы проста: ощутив волю Бога, превышающую собственное понимание (огненную стихию планеты Марс), довериться ей, и она выведет, куда нужно. Но современный человек не склонен доверять чему-то, чего он не понимает – где гарантия, что нас подсознательно ведет воля Бога, а не социума (мифологически, это единый архетип), который, как и прежде, доминирует над личностью, в то время как сегодня, согласно требованию времени, уже личность должна быть над ним? И задача познания разрушает импульс внутреннего движения – человеку нужно осмысленно достичь того, до чего он дотронулся при помощи невидимых сил.