Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста
3.1 . Определение количества заданий (спецификация теста).... 151
3.2. Разработка заданий153
3.3. Оформление теста156
3.4. Пилотажное исследование157
3.5 Анализ заданий158
3.6. Определение надежности теста 161
3.7. Факторный анализ162
3.8. Валидность теста166
3.9. Стандартизация теста167
Заключение176
Глава 4 Измерение интеллекта
4.1 . Подходы к определению интеллекта | ||
4.2. Тесты для измерения интеллекта, | их | виды181 |
4.3. Структура интеллекта182
4.3.1 . Иерархические теории структуры интеллекта 182
|
4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду | |
4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку | |
4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу | |
4.3.6. Модель интеллекта по Стернбергу | |
4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня |
4.8. Интеллекти питание212
4.9. Интеллект и социокультурная среда | |
4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом | |
4.11 . Различия в интеллекте, обусловленные числом детей | |
в семье и очередностью их рождения | |
4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты |
4.13. Интеллект и личность248
Заключение252
Глава 5 Личностные опросники
5.1 .Виды опросников, формы вопросов и представления результатов255
5.2. Проблема достоверности личностных опросников.
Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258
5.2.1. Фальсификация и установки на ответы258
Оглавление
5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов 262
5.2.3. Психометрический парадокс 265
5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих
ответ267
5.3. Личностные опросники и теории личности 276
Заключение283
Глава 6 Проективная техника
6.1 . Предыстория проективной диагностики 285
6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 287
6.2.1. Проекция как психологический феномен 287
6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики,
их виды290
6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295
6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода
к диагностике личности299
6.4. Бессознательное и проективные методики | |
6.5. Проективные методики или «объективные тесты»? | |
6.6. О разработке проективных методик |
Заключение320
Литература | |
Алфавитный указатель | |
Приложение | .35 1 |
Предисловие
Сегодня достаточно трудно назвать ту область психологии, по которой не было бы издано ни одного учебника. Психологическая диагностика в нашей стране оказа- лась обделенной, несмотря на то что интерес к ней достаточно велик, а соответ- ствующие учебные курсы преподаются уже более двух десятилетий не только в университетах, занимающихся подготовкой будущих психологов, но и при обу- чении студентов многих других специальностей, например социологов, медиков, педагогов. Немногочисленные учебные пособия (всего 3!), несмотря на их извест- ность и популярность у студентов, не могут заменить систематизированного из- ложения истории, теорий и важнейших проблем психологической диагностики. Тем более, что эти пособия в основном сосредоточены на раскрытии частных во- просов и порой страдают отсутствием методологической проработки важнейших проблем этого направления психологической науки. Не восполняют образовав- шейся пустоты и отдельные, крайне редкие (я смог вспомнить только три книги!) переводы зарубежных работ, в которых традиционно обходятся без рассмотрения предмета психодиагностики, ее метода, взаимосвязей с другими областями пси- хологического знания и многого другого из того, что делает науку наукой, а не средоточием, пусть интересных, сведений об эмпирических данных и разработках.
Предлагаемый вниманию читателя учебник по психодиагностике — результат моего давнего интереса к этому направлению психологических исследований. Его появлению предшествовали статьи и книги, посвященные «открытию» этой на- уки для тогда не вполне искушенных в ней психологов1, опыту работы с некото- рыми методиками2 и, наконец, попыткам конструирования системы психодиагно- стического знания3. Не следует сбрасывать со счетов и многолетний опыт препо- давания как общего курса психодиагностики, так и спецкурсов по ее отдельным проблемам в учебных заведениях Украины, России и Белоруссии.
Также хотелось бы сказать несколько слов о некоторых особенностях данного учебника. Во-первых, я долго не мог принять решение о том, помещать ли в текст книги описание соответствующих тестов в тех главах и разделах, в которых о них идет речь. Обычно достаточно полное описание тестов (во всяком случае, важней- ших из них) присутствует в любом зарубежном руководстве по психодиагности- ке. С одной стороны, подробное знакомство с тестами уместно в контексте рас- сматриваемых проблем психодиагностики и могло бы облегчить читателю пони- мание ряда вопросов. С другой стороны, в отечественной литературе наиболее
|
|
|
Предисловие
известные зарубежные тесты неоднократно описаны, в том числе и автором этих строк. В итоге было принято решение о том, что описание тестов не включается в учебник, а для более детального их рассмотрения читатель может обратиться к ра- нее опубликованному «Словарю-справочнику по психодиагностике» (СПб., Пи- тер, 2001).
Во-вторых, обычно авторы учебников, и это правильно, стараются избегать дискуссий, полемики. Мне это удалось не в полной мере, ибо процесс окончатель- ного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания еще нельзя признать завершенным.
Передавая на суд читателя первый на «постсоветском пространстве» учебник по психодиагностике, я считаю своим долгом выразить глубокую благодарность своим многочисленным студентам, аспирантам и слушателям, благожелательное отношение которых, их вопросы, а иногда возражения и недоумение способство- вали работе над этой книгой. Я также не могу не сказать о своей признательности сотрудникам редакции психологической литературы Издательского дома «Пи- тер» за неизменно дружелюбное и уважительное отношение ко мне и моей работе над этим учебником.
Я буду рад всем замечаниям и пожеланиям читателей, которые могут для это- го воспользоваться электронной почтой или заглянуть на мой Web-сайт:
[email protected]; www.lbvs.kiev.ua/psydiag
Л. Бурлачук
Киев, 2002 г.