Достижения в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания
По мнению историков психологии, к числу наиболее значимых для психологии физиологических открытий могут быть отнесены:
· выявление различий между сенсорными и двигательными нервами;
· доказательство (на примере зрительного восприятия) того, что материальное воздействие на соответствующий орган, приводящий к возникновению ощущения, воспроизводит только свойства самой нервной системы;
· доказательство неразрывной связи организма с внешней природой, основанием которой выступает рефлекс, понимаемый не как механико-физический процесс (как считали Декарт и Гартли), а как биологический (так считал выдающийся чешский анатом и физиолог Й. Прохазка).
В 1811 г. английский анатом, физиолог и хирург Чарльз Белл (1774-1842) публикует полученные опытным путем анатомические данные, свидетельствующие о том, что передние корешки спинного мозга содержат только двигательные, а задние корешки - только сенсорные нервные волокна. Почти одновременно с Беллом в 1822 г. к подобному выводу приходит и французский физиолог Ф. Мажанди (1783-1855). Таким образом, опровергалось мнение о том, что нервные волокна неспециализированны относительно сенсорной и моторной функций. Переход нервного импульса по афферентным нервам (чувствительным волокнам) через спинной мозг на эфферентные нервы (двигательные волокна) получил название закона Белла - Мажанди. Тем самым получило научное подтверждение соответствие между структурой и функцией.
Второе открытие было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результат будет один и тот же - специфический для каждого из них эффект. Например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света. На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал "закон специфической энергии органов чувств": никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань, не обладает.
Наконец, еще одно открытие подтвердило зависимость психики от анатомии центральной нервной системы; автор - австрийский анатом Франц Галль (17581-1828) предложил "карту головного мозга", согласно которой различные способности "размещены" в определенных участках мозга.
Галль впервые попытался разместить в извилинах больших полушарий все "умственные силы" и качества, какими их изображала психология способностей. Кора головного мозга - а не его желудочки - стала рассматриваться как субстрат психической деятельности.
Материалист французский физиолог П. Флуранс (1794-1867), используя метод экстирпации (удаления) отдельных участков центральной нервной системы, а в ряде случаев воздействуя на центры наркотиками, Флуранс пришел к выводу, что основные психические процессы - восприятие, интеллект, воля - являются продуктом головного мозга как целостного органа. Мозжечок координирует движения, в продолговатом мозгу находится "жизненный узел", с четверохолмием связано зрение, функция спинного мозга состоит в проведении по нервам возбуждения. Работы Флуранса сыграли важную роль в разрушении созданной френологией мифологической картины работы мозга.
В России начало XIX в. связано с формированием основ анатомо-физиологической науки. Так, в 1802 г. Петр Андреевич Загорский (1764-1846) издает первый в России оригинальный учебник по анатомии человека "Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке" в двух книгах.
Создание основ материалистического направления в отечественной физиологии прежде всего связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807-1849) - основоположника московской физиологической школы. А.М. Филомафитский был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине. Мудров Матвей Яковлевич (1772-1831), выдающийся отечественный врач-клиницист, особое внимание уделял данным объективного внешнего осмотра (пальпация, перкуссия, аускультация) и лабораторным исследованиям больного и впервые в России ввел в клиническую практику опрос больного, тем самым заложив основы анамнестического метода, соединяя в формировании картины болезни объективные и субъективные методы.
Несмотря на то, что все указанные исследователи были медиками и специально не занимались психологической проблематикой, их научная, практическая и педагогическая деятельность способствовала становлению отечественной психофизиологической школы, которая к концу века стала одной из ведущих в разработке психологии на подлинно научных основах.