Асимметричный характер носит воспитательное общение
Крайнее проявление - один истерически предъявляет претензии.
Смешанное общение - один из трудных видов общения.
Люди стремятся быть на равных, не быть ущемленными. Нужна симметрия, а не асимметрия. Но демонстрирующий асимметрию получает преимущество.
5.По свободе выбора:
· Инициативное;
· Принудительное.
6.По степени проявления личности в общении.
· Обезличенное - неполноценное.
· Личностное. Выявляется личность человека, выделение его из окружающих, проявляется интерес к нему. По степени глубины различно.
7.По продолжительности.
· Кратковременное и длительное.
· Периодическое и постоянное.
8.По соотношению формы и содержания.
· Прямое - это когда содержание высказывания непосредственно вытекает из содержания употребленных в нем слов. Но когда нет двойных смыслов.
· Косвенное - это когда буквальный смысл фразы расходится с функционально-прагматическим.
Косвенное общение более вежливое, нежное, прямое же нужно смягчать словами вежливости.
Взрослые предпочитаю указания и просьбы в косвенной форме.
Понимание косвенного высказывания требует общей культуры, жизненного опыта, причинно-следственных связей.
Для косвенного характерна потенциальная многозначность. В зависимости от опыта, настроения и т.д.
Итак, понимание зависит от: возраста (дети до 11 не понимают), жизненного опыта (если фоновые знания - того о чем речь - разные, то невозможно использовать косвенное мышление), непосредственно предшествующего опыта.
Следует помнить, что косвенное общение необходимо в малых, близких группах.
Стиль руководства зависит от косвенного общения. Тиран - 60% прямое; демократ - 5%.
Минимум косвенно там, где невозможно.
Виды общения по классификации филологов.
Н.И. Фурмановская.
1.По положению коммуникантов в пространстве:
· Контактное - партнеры рядом;
· Дистантное - партнеры разделены временем, пространством (разговор по телефону);
2.По наличию/отсутствию опосредующего аппарата:
· Непосредственное (контактное);
· Опосредованное (дистантное);
3.С точки зрения формы речи:
· Устный - используются гибридные формы стилевых образований;
· Письменный - обслуживает официально-деловой стиль;
4.С точки зрения однонаправленности и двунаправленности речи:
· Диалог - разговорная межличностная речь;
· Монолог - тяготеет к книжной речи (все кроме разговорной), это публичное общение;
5.С точки зрения количества участников:
· Межличностное;
· Массовое;
6.С точки зрения ситуации:
· Частное/неофициальное;
· Официальное;
7.С точки зря цели общения:
· Информативное;
· Фатическое (для время препровождения).
Виды ДО.
Колтунова.
· Устное и письменное;
· Диалогическое и монологическое;
· Непосредственное и опосредованное;
· Контактное и дистантное;
Структура ДО.
Существует 3 стороны.
1.Перцептивная - восприятие и понимание партнера.
2.Коммуникативная - процесс передачи и обмена информацией.
3.Интерактивная - взаимодействие партнеров.
Перцепивная сторона. Восприятие и понимание партнера.
Это непосредственное чувственное отражение действительности в сознании. Способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Познавательный процесс, форсирующий субъективирую картину мира.
Особенности восприятия человека человеком.
Все воспринимают друг друга по разному.
1.Разные возможности восприятия.
2.Разные каналы восприятия.
· Аудиалы – звук;
· Визуалы – картинка;
· Кинестетики – ощущением;
3.Установка на человека.
4.Состояние в момент общения.
5.При страстное отношение к человеку.
6.Влияние стереотипов.
7.Влияние предыдущего опыта.
8.Физиогномическая редукция.
9.Особую роль играет каузальная атрибуция - это явление социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного.