Представление о базовых личностных умениях

В заключительной части нашей книги мы хотим предложить читателям еще один подход к работе с телом на языке сознания, являющийся результатом обобщения и систематизации нашего многолетнего опыта. Мы никоим образом не претендуем на его универсальность – нашей задачей было всего лишь продемонстрировать принципиальную возможность систематизации психотерапевтических знаний и умений в рамках отдельно взятого подхода.

Для необходимого нам структурирования информации попробуем вспомнить, как устроен школьный учебник математики. Он, как все знают, разделен на большие теоретические темы, после – и во время – рассмотрения каждой из которых учащемуся предлагают некие базовые принципы решения задач, относящихся к этой теме. В ходе решения некоторого количества типовых задач, основанных на каждом принципе, учащийся осваивает способы их решения. В конце же учебника обычно приводится подборка комплексных задач, каждая из которых предполагает использование сразу нескольких принципов решения, причем учащийся сам должен определить, какие именно принципы должны быть использованы при решении той или иной задачи.

А теперь представим себе, что какая-то тема – по болезни ли или по какой-нибудь иной причине – учащимся не была должным образом понята и освоена. Основные принципы решения соответствующих задач так и остались для него загадкой. В результате он не сможет не только решить задачки, предлагаемые для освоения именно этой темы, но и некоторые из комплексных проверочных задач – как раз те, которые для своего решения требуют использования именно этого не освоенного им принципа. Более того, он даже не сможет распознать, где в предложенной задаче требовалось применение не освоенного им в свое время принципа.

С нашей точки зрения, примерно то же самое происходит и в жизни человека. Попробуем пояснить. В сущности, любое действие – внутреннее ли, обеспечивающее его взаимодействие с самим собой, или внешнее, направленное на организацию адекватного взаимодействия с другими, - можно считать решением вполне определенной задачи. Что же тогда можно считать необходимым человеку для того, чтобы успешно решать любые задачи, которые могут возникнуть перед ним? Иначе говоря, какие базовые принципиальные умения требуются человеку для полноценного, гармоничного существования?

Сначала нам придется вспомнить саму структуру задачи. Задача – это цель, данная в условиях. В результате решения такой задачи через применение определенных средств человек получает – или не получает – желаемый результат. Но тогда получается, что жизнедеятельность человека определяется его способностью к постановке и решению задач, а нарушения жизнедеятельности связаны с затруднениями в постановке и решении задач. Психотерапию же в таком случае можно считать процессом конструктивной трансформации способа, которым человек решает жизненные задачи.

Можно сказать, что способность к решению задач оказывается связанной с тремя различными умениями. В первую очередь, это способность к осознанию и пониманию того, чего в каждой конкретной ситуации человек хочет, какая потребность требует удовлетворения - и не только тактически, то есть здесь и сейчас, но и стратегически. Второе: человеку важно уметь оценивать реальные условия, в которых ему придется этой цели добиваться. И, наконец, третье - для того, чтобы поставленную задачу решить, ему придется искать адекватные средства.

Но достаточно ли этих трех основных умений для хорошей адаптированности – в самом широком смысле этого слова - человека в социуме? Ведь способность решить конкретную задачу или даже большой круг разнообразных задач вовсе не обозначает наличия способности решать любые задачи. Способность решать конкретные задачи переходит в способность решать любые задачи через освоение общих принципов построения и решения задач. Принципиальную схему такой процедуры можно представить следующим образом: сначала формируется некое метафорическое поле сходных задач, затем вычленяется принцип организации именно этого поля. Вычленение этого принципа по сути своей является символизацией. Таким образом, освоение общих принципов построения и решения задач неизбежно включает в себя процесс уподобления, то есть метафоризации, и вычленения общего, то есть символизации. Таким образом, процессы метафоризации и символизации также необходимыми компонентами входят в способность к адаптации. Именно эти способности – находить параллели той или иной задаче в своем жизненном опыте и переносить на них основной принцип решения этой задачи – и являются последними составляющими умения находить себе оптимальное место и способ действия в любой возникающей ситуации. По сути дела, слово «приспосабливаться» и обозначает «находить способ» - в нашем случае способ установить равновесие между своими желаниями и целями и условиями окружающей действительности.

Иначе говоря, каждый раз, когда равновесие между внешними условиями и состоянием человека нарушается за счет возникновения неудовлетворенной потребности и образа желаемого результата, человек оказывается вынужденным ставить перед собой задачи по достижению желаемого равновесия. И только разрешив эти задачи, достигнув желаемого результата и удовлетворив свою очередную потребность, он адаптируется к новой ситуации.

Наши рекомендации